Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Кун Т. Структура научных революций - пример Кун Т. Структура научных революций

(концепция исторической динамики научного знания раскрывает смысл понятия научного сообщества; парадигма как доминантная модель или "дисциплинарная матрица"). Томас Кун анализируя научную историю и философию обнаружил чрезвычайно искаженную, романтизированную картину реального хода событий.

Глубже изучив эту очевидное несоответствие, Кун начал интенсивно изучать историю науки и результаты исследований опубликовал в труде «Структура научных революций». Центральной в теории Куна является концепция парадигмы. В широком смысле парадигму можно определить как набор убеждений, ценностей и техник, которые разделяют члены данного научного сообщества. Некоторые из парадигм имеют философскую природу, они являются общими и всеобъемлющими, остальные парадигмы руководят научным мышлением в довольно специфических, ограниченных областях исследований.

Научные наблюдения не диктуют единственных и однозначных решений, ни одна из парадигм никогда не объяснит всех имеющихся фактов, и для теоретического объяснения одних и тех же данных можно применять много парадигм. Какой из аспектов сложного явления будет выбран и какой из возможных экспериментов будет начат или проведен первым, определяется многими факторами. Таким образом, в принципе невозможно заниматься наукой без некоторого набора априорных убеждений, фундаментальных метафизических установок и ответов на вопросы о природе реальности и человеческого знания. По Куну, парадигмы играют в истории науки решающую, сложную и неоднозначную роль.

Ранним стадиям наук, которые Кун описывает как «до-парадигмальные периоды", свойственны концептуальный хаос и конкуренция большого числа расходящихся воззрений на природу. Ни один из этих взглядов нельзя сразу отбросить как неверное, поскольку они приблизительно соответствуют наблюдениям и научным методам своего времени. Как только парадигма принята, она становится мощным катализатором научного прогресса; Кун называет эту стадию «периодом нормальной науки».

Большинство ученых все свое время занимается нормальной наукой, а потому эта отдельная сторона научной деятельности стала в прошлом синонимом науки вообще. Нормальная наука основывается на предположении, что научное сообщество знает, что такое Вселенная. Новые теории не возникнут без разрушения старых воззрений на природу. Новая, радикальная теория никогда не будет дополнением или приращением к существующим знаниям. Она меняет основные правила, требует решительного пересмотра или фундаментальных допущений прежней теории, проводит переоценку существующих фактов и наблюдений. По теории Куна, только в событиях подобного рода можно признать настоящую научную революцию. Она может либо произойти в каких-то ограниченных областях человеческого знания, или радикально повлиять на целый ряд дисциплин.

Томас Кун отметил, что научной революции предшествует период концептуального беспорядка, когда нормальная практика науки постепенно переходит в то, что он называет «экстраординарной наукой». Раньше или позже повседневная практика нормальной науки обязательно приведет к открытию аномалий. Поначалу неожиданные результаты будут называться «плохими исследованиями», поскольку диапазон возможных результатов четко определен парадигмой. Когда аномальные результаты подтверждаться повторными экспериментами, это может привести к кризису в данной области. В течение некоторого времени расхождение будет рассматриваться как проблема, которая наконец разрешится путем модификаций и выяснена. После периода утомительных и бесполезных усилий аномалия выходит за рамки еще одной загадки, и данная дисциплина вступает в период экстраординарной науки. До и во время научных революций происходят также горячие дебаты о законности методов, проблем и стандартов. При этих обстоятельствах, с развитием кризиса возрастает профессиональная неуверенность. Несостоятельность старых правил ведет к интенсивным поискам новых.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии