Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Миф - это форма существования духа, которая отвечала общинно-родовому обществу, была его мировоззрением и как мировоззрение обусловило его духовные и нравственные особенности. Миф является исторической предпосылкой и истоком философии.

 

Этого тезиса придерживаются авторы почти всех существующих концепций происхождения философского стиля мышления - мифогеннои (по которой философия возникает из мифа результате его внутреннего развития), гносеогеннои (авторы которой видят виток философии в развитии познания), гносеогенно-мифогеннои (эта концепция стремится учесть и роль генезиса мифологического мировоззрения, и роль роста познания), социогенные-мифогеннои, которой придерживаются авторы учебника и которая стремится синтезировать предшествующие концепции, учитывая социально-экономические и политические преобразования в традиционном обществе и преобразования в сфере духа, в сфере мифологического мировоззрения.

Каким же видится мир сквозь призму мифологического мировоззрения? Если учесть, что призму этого видения составляют общинно-родовые связи, то и связи явлений мира видятся как взаимоотношения одушевленных и одуховлених предметов подобно связей индивидов в общине, связей между родственниками, которые чувствуют, понимают друг друга , отличая "своих" от "чужих". Сначала душевная взаимосвязь предметов мира мыслится еще в своей полной тождественности с самой действительностью, так что душа и дух этих предметов совершенно тождественны их материальном естеству. Это, как отмечает А. Ф. Лосев, есть фетишизм, по которому принцип жизненно-родственных отношений вещи с окружающим коллективом, или, как стали говорить потом, ее демон, душа или дух и еще позже - ее сущность и идея, оставался неотделимым от физического тела самой вещи.

В первобытнообщинном обществе фетишами становились естественные вещи, которые еще не служили предметом человеческой деятельности. Естественные свойства вещей наделялись сверхъестественной сущности, и фетишизм сопровождался сакрализации (освящения) предметов, благодаря чему они приобретали статус социальных регуляторов отношений между людьми, выполняли функцию репрезентатора определенных социальных норм. Нередко такие фетиши (как правило, животные, иногда растения) становились тотемами - олицетворениями першородича общины и носителя общего имени ее членов - "сыновей змеи", "дочек орла" и другие. По мнению многих исследователей тотемизма, тотем раз и выступает не столько как божество, сколько как прародитель, покровитель общины, страж культа предков, наблюдатель за выполнением общинных традиций. Сначала тотем связывался с системой табу - запретом убивать и поедать тотемное животное или растение. Затем значение табу расширился. Они стали запретами форм поведения (запреты кровосмешения, покушений на лидера общины, запрета на формы деятельности, которые выходили за пределы традиции, вообще на любую оригинальность и т.д.).

Первобытнообщинного общества, по мнению наших исследователей, было обществом рутинным, которое ориентировалось тотемами и табу на традицию, на постоянное воспроизводство существующего положения вещей. Изменения в нем происходили медленно - и общественные, и в сфере духа. Но они происходили и в основном первые зависели от остальных.

Духовные сдвиги, вызывали развитие мифологического мировоззрения, были связаны с переходом от фетишизма до анимизма. Дух постепенно отделяется от материи, и в воображении первобытного человека возникают существа, той или иной мере свободные от материальных вещей, от которых они ранее были причастны и которых они одушевлювалы, находясь в них. Сначала демон данного дерева не был отделен от последнего. Затем, в ходе растущей мифологической абстракции, этот демон стал не только демоном данного дерева, а демоном деревьев вообще. И поскольку это касалось не только отдельных предметов или областей действительности, но и всей действительности в целом, то появились демоны более широкое значение: демоны земли, рек, неба, океана, лесов, вод, воздуха, всего видимого мира. Это - развитый анимизм.

Анимизм мифологического мировоззрения (от лат. Anima - душа) вызывал определенный взгляд на явления окружающего мира, по которому каждое явление, каждая вещь имели свою душу, своего демона. Демоны, позднее боги, олицетворяющие то или иное явление или сферу действительности, связанные между собой родственными связями типа "предки - потомки", связями "родители - дети". Богини, как и люди, рожают своих детей - новых богов, причем в теогонично-космогонических мифах этот процесс совпадает с процессом возникновения (тоже рождения) мира. Яркий пример такого совпадения находим в "Теогонии" (происхождении богов) древнегреческого поэта Гесиода (перевод В. В. Вересаева).



Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом

Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,

Сумрачный Тартар в земных залегающей недрах глубоких,

И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос.

Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных

Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.

Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.

Ночь же Эфир родила и сияющий День иль Гемера:

Их зачала она в чреве, с Эреб в любви сочетавшись.

Гея же прежде всего родила себе равное ширь

Звездное Небо, Урана, чтоб точно покрыл ее всюду

И Чтобы прочным жилище служил для богов всеблаженных;

Нимфа, обитающих в чащах нагорных лесов многотенных;

Также еще родила, ни к кому нe входя на ложе,

Шумной море бесплодной Понт. А потом разделившими

Ложе с Ураном, на свет Океан породила глубокий ...



В приведенном отрывке миф о происхождении богов или демонов отдельных сфер действительности является одновременно изложением порядка происхождения окружающего мира. В мифе вполне обыденно сосуществуют естественное и сверхъестественное. Так, с одной стороны, Земля - rte вполне реальной земля, над которой распростертое звездное небо и на которой расположены горы и море, которые она приобрела »процессе естественной эволюции," ни к кому не входя на ложе ". Кроме того, Земля - живая одушевленная антропоморфное существо, настоящая женщина - мифологическая Гея, которая антропоморфным способом рождает, и небо, и нимф, и Океан.

Мифологическое мировоззрение не имеет средств для разграничения естественного и сверхъестественного (чудесного), вещи и ее образа, объективного и субъективного, части и целого. Человека - субъекта этого мировоззрения - ничего не удивляет, Неожиданные явления его только смущают. Вот как об этом свидетельствует С. Лейнер, который много лет провел в первобытнообщинном обществе туземцев племени бакувак в Новой Гвинее в середине XIX в. "С длительного общения с ними, - пишет он, - подтверждается, что по отношению ко всему привычного и обыденного туземцы не испытывают никакой потребности в объяснении. Правильную последовательность известных явлений они, именно благодаря этой регулярности, воспринимают как нечто данное, как такое, что не требует объяснения. Только когда обычный ход событий нарушается каким-то внезапным явлением, когда туземцы сталкиваются с чем-то необычным и пугающим: с лунным или солнечным затмением, с паводком, с Пепельной дождем (после извержения вулкана), с голодомором, когда повальная болезнь начинает косить людей в племени, когда ночью начинает пылать кокосовая пальма, которую поразила молния, и проч., тогда только дикари - и то ненадолго - начинают ломать голову над причинами этих явлений ".

Явления, которые споглядаються сквозь призму мифологического мировоззрения, даже самые неожиданные, даже непостижимы, не удивляют, возможно, только смущают. Не удивляют и не очень смущают том, что их, с точки зрения мифологического мировоззрения, легко объяснить, кто-то из богов или демонов рассердился на людей, ждет их просьбы, на жертвоприношение.

С анимизмом, с одушевлением действительности, связано устоявшееся отношение к явлениям. Это магия (от греч. - Ворожба). Если явления мира одушевленные, если в своей одушевлености они подобны людям, наконец, если их отношения повторяют отношения людей в общине, то к ним можно обращаться, как обращается человек к человеку. Демонов явлений мира, богов его сфер можно одарить, подкупить, задобрить подобное. Отсюда целый ряд магических приемов в общении с демонами отдельных явлений мира, целый набор способов общения с ними (жертвы, заклинания, гимны, молитвы и т.п.), которые, с одной стороны, знаменуют свободу человека во влиянии на мир, с другой - ее зависимость от мира и самого себя.

Как уже отмечалось, миф - первоначальный и исторически первый мировоззрение, т.е. исторически первая его форма. В обычном понимании слово мировоззрение - это заданная определенными предпосылками (коллективным бессознательным, верованиями, традициями и т.п.) форма осознания человеком окружающего мира, своего места в нем, свое отношение к этому миру и к себе, своих намерений и претензий в отношении к миру, норм, критериев и идеалов надлежащей стратегии жизни, путей осуществления жизненной программы. Мировоззрение - это специфическая призма, которая определяет определенный угол зрения на мир, определенное видение последнего. С одной стороны, предпосылки, которые задают тот или иной угол зрения на мир, частью будто программируют человека, кодирующих его, определяя, кроме видения мира, еще и определенную стратегию поведения, систему ценностей, объекты стремлений. С другой стороны, эти предпосылки мешают видеть и понимать те аспекты мира, которые находятся вне заданного куга зрения. То же можно сказать относительно видения человеком самого себя, осознание себя, своей личности как свободной или несвободной, зависимой или независимой.

Мифологическое мировоззрение - довольно узкий взгляд на мир. В диалоге "Государство" Платон уподобляет носителей мифологического мировоззрения к заключенным, с детства прикованы цепями к стенам пещеры и способных видеть лишь тени реальных событий, происходящих вне входом в нее. Настоящие события, реальный, настоящий мир для них закрыты, поскольку кандалы несомненных родовых авторитетов, традиций, верований и предрассудков к краю сужают угол их зрения, вызывая и духовную, и телесную несвободу и пассивность.

В своих практических ориентациях мифологическое мировоззрение было направлено не на творческий поиск новых, более совершенных форм и способов взаимоотношений с окружающим миром и между людьми, а на сохранение и постоянное воспроизводство традиционного (имеющегося) положения вещей, сложившегося на протяжении многих поколений, освятился тотемами, сложился под защитой запретов - табу. Сам миф как особое мировоззрение был первым и не самым главным защитником традиции, родовой морали, родовой общины в целом.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии