Значительный задел в общей сокровище мировой духовной культуры, безусловно, принадлежит Древнекитайскому философии, которая создала самобытные представления о человеке и мире как созвучны реальности, выдвинула ряд идей, своей ориентацией на общечеловеческие ценности не утратили своей актуальности и в наши дни.
Заверенная в письменных источниках, история Китая насчитывает почти 4 тыс. лет, хотя памятники относят ее к эпохе династии Ся (XXI - XVI вв. До н. Есть), когда начинает формироваться родовое-рабовладельческое общество Древнего Китая с централизованной властью. За ней следовали эпоха Шан (XVI-XII вв. До н. Н.э.), династии Западного Чжоу (XI-VIII вв. До н. Э), Чуньцю (\ ПН-V вв. До н. Э), Чжаньго (V-II вв. до н. н.э.). На протяжении этой истории происходили процессы формирования социальной структуры древнекитайского общества и его дифференциации в иерархических структурах, более глубокое разделение земледелия, скотоводства, ремесла с усилением роли и значения товарно-денежных отношений, торговли, материального и духовного производства в целом. Так, уже в период династии Шан и Чжоу развивается производство бронзы, а после железа, растет количество ремесел, совершенствуются техника производства орудий труда, система земледелия с широким использованием орошения земель, увеличивается количество сельскохозяйственных культур, повышается техника обработки, растут объемы коллективной работы благодаря труда рабов. Развитие производства побуждает прогресс в области науки и техники. Значительного уровня достигают астрономия, математика, физика, химия, метеорология, география, комплекс наук о Земле. Древние китайские ученые одними из первых составляют календари, выделяют 24 сельскохозяйственных сезона года, создают солнечные часы, используют магнитную стрелку для определения координат мира, разрабатывают технологию производства пороха и бумаги. Значительных успехов добились биологи, медики, учеными Древнего Китая состоят энциклопедии, насчитывающих сотни томов. Всему этому способствуют многовековые наблюдения природы, стоящих основой обобщения практического опыта, накопления и систематизации знаний.
Совершенствуется и социально-политическая система Древнекитайскому общества. С развитием родового рабовладельческого возникают крупные и мелкие кланы аристократов - рабовладельцев, которые возглавляют правящие роды как верховные правители и главные владельцы земли и рабов. Они распределяют собственность между своими сыновьями, внуками или другими родственниками, осуществляют систему "платные владения", предусматривающие "вручение народа и вручение земли". Правители, которые получают "владения", делят землю на отдельные участки, организуют рабов и заставляют их к коллективному труду, что и составляет суть так называемой колодезной системы полей. Согласно требованиям правящих родовых отношений разрабатывается родовая система, согласно которой подчеркиваются различие между родами правителей и "их сыновьями, родственниками, система рангов, определяющий зависимость одного человека от другого, наследственность должностей, получения вознаграждений и других привилегий, чем поддерживается порядок в сообществе . Для поддержания этого порядка нужны были не только политическая сила, которая нередко оборачивалась жестокой тиранией, но и эффективная система морально-правового регулирования, закрепляла бы права и обязанности людей, нормы оценки хороших и плохих поступков. Такой предстает система "поведения "как нормы защиты положения тех, кто занимал определенную ступень иерархической лестницы в соответствии с рангом:" сыновья уважение "меньших к старшим, низших к высшим. Этим правилам соответствовала" благотворительность "- высшая категория взаимоотношений Древнекитайскому сообщества, передавалась от поколения к поколению определенным "порядком наследования". Итак, уже с самого своего зарождения Древнекитайскому философская мысль тяготела к этико - нравственных и правовых проблем, чем определялись специфика и характер ее развития как субъекта философского творчества, где онтологические и теоретико-познавательные проблемы дополняли этико - моральные и правовые проблемы.
Формируясь на рубеже перехода, как и в других странах, от родовой организации общества к государственной, старо-древнекитайская философия вобрала в себя своеобразие дофилософского творчества, значительную часть представлений, символов, понятий, общую привязанность к космосу (природы), который и стал родовой книге жизни. Его цикличность, упорядоченность, структурность с четкой пространственно-временной ориентации, характером связей между предметами и явлениями становятся определяющими при осмыслении не только бытие мира, человека, но и общественных отношений. Пространственная форма организации космоса приобретает вид верхней упорядоченности (Неба), вниз (Земли) и пространства между ними, центра, которым является земля китайской общины, который называется Поднебесная. Изменяются также центральные понятия родовой мифологического сознания "першопорядок", с помощью которых (как и в мифологии Древней Индии) объяснялись порядок космоса, возникновение, порождение вещей. "Першопорядок" предстает уже прародителем не только людей, но и социальной общности - божественным предком, священным предком - Ди, который вместе с эпитетом "шан" звучал как Верховный Император. Древнекитайскому правители (ванны) становились Верховными Императорами в Поднебесной, божествами или обожаемым людьми, нередко трудно отделить человека от божества. "Першопорядок" выглядел определения воли Неба, которой освящались определенная система поведения и социально-политические нормы, деятельность правителя, направленность и цель его действий. Начертанием воли Неба определялись место и судьба каждого члена сообщества, связь между верхами и низами.
Проекция духовного производства на тело космоса придавала ему еще одну особенность: изменчивостью мира, его ритмичностью, организованностью можно было объяснять характер изменений, в определенной степени предвидеть их ход, переносить осмысления тех или иных процессов с тела космоса на мир человеческого бытия, социальных процессов. Переводя течение космических процессов на символы, иероглифы, а позже слова, можно было найти адекватную модель большого в малом, афористическую ответ на гон не только природных, но и социальных изменений. Такой моделью становились панцирь черепахи, рога животных, листья тысячелистника. Напоминание о них стало одним из компонентов формирования предфилософской творчества в Древнем Китае, формирование субъекта этого творчества как прообраза будущего мудреца-философа теоретического состава - "досконаломудрои человека". Однако в условиях, когда материальное производство имело коллективный характер, индивидуальное творчество мудрецов возникала приложением к движению коллективного сознания. И не случайно, что имена первых Древнекитайскому мудрецов не дошли до нас, а результаты их творчества воплотились в коллективных трудах, в которых отражены те изменения, которые происходили в Древнекитайскому обществе. Такими работами являются Го юй (Книга давности), Ши цзин (Книга песен), Шу цзин (Книга истории), Шань хай цзин (Книга гор и морей), Ли шу (Книга порядке), И цзин (Книга перемен), Инь фу Цзин (Книга гармонии тьмы) и другие. Витворюючись в разное время и дополняясь новым содержанием от эпохи к эпохе, эти книги со значительным массивом философских идей, рациональных подходов к объяснению действительности стали образцами классической китайской образованности.
Го юй (Книга давности, Речи царств) написана, очевидно, в XII - VIII вв. до н. е., дополнена последующими поправками. Содержит данные по истории Древнекитайскому царств, является одной из первых попыток показать естественное возникновение мира, найти первопричину сущего, объяснить многообразие предметов и явлений окружающего мира качественными различиями тех першостихий, из которых они происходят. Такими стихиями являются вода, дерево, металл, огонь и земля. Вода смачивает и течет вниз, огонь горит и поднимается вверх, дерево сгибается и выпрямляется, металл подвергается внешним воздействиям, земля принимает посев и дает урожай. Благодаря гармонии и взаимодействия различных стихий возникают новые предметы с новыми свойствами.
Ши цзин (Книга песен) - сборник Древнекитайскому поэзии, культовых песен, составленный между XI и VI вв. до н. е. В нем делается попытка объяснить происхождение племен, ремесел, дается широкая панорама народной жизни с осуждением паразитического способа существования господствующей верхушки, социальной несправедливости. Нередко в нем доходиться выводу о том, что беды и беды людей не падают с неба как его повеление, а обусловлены действиями самих людей, взаимоотношениями между ними. Среди главных виновников страданий простого народа, социальной несправедливости называется Верховный Император: "Милость верховный владыка сменил на грозу; страдает от гнева весь народ наш внизу". Облагая тяжелыми повинностями своих подчиненных, чжоускую ванны думают только о своих собственных интересах.
Шу цзин (Книга истории) написана не позднее I тыс. до н. е. Известна также как Шан шу (Шанский документы). По своей форме это сборник документов, где описываются исторические события Шанский суток.
Шапь пусть Цзин (Книга гор и морей) написана в разные эпохи, начиная с VIII в. до н. е. до начала I в. н. н.э. В ней с широким использованием мифологического материала описываются разные земли, что дает основание рассматривать ее как основную книгу изложения Древнекитайскому мифологии.
Ли шу (Книга порядке) включает в себя данные о правовых организации, политические и религиозные церемонии, нормах и политического поведения, которые считаются образцом и мерой дальнейшего развития.
Загрузка...