Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

С точки зрения Лаоцзы, мир, все существующее в нем находятся в пути, движениях, изменениях, где все непостоянно, конечное. Приобретение конкретного содержания вещей достигается благодаря Де. Если Дао порождает вещи, то где их выкармливает, придает им конкретности, определенности, индивидуальности.

 

В объяснении изменчивости мира Лаоцзы предстает как диалектик, приходя к выводу, что изменение вещей связано имеющимися у них противоположностями. Эти противоположности противостоят друг другу, но они совпадают, переходят одна в другую, взаимопроникают, когда "кривое становится прямым, короткое - длинным, пустое - наполненным, ветхое - новым». Это касается не только естественных свойств вещей, но и общественных отношений, действий человека, ибо, "стремясь к малому - приобретаешь, стремясь к большому - ошибаешься", "чрезмерная скупость требует больших затрат, чрезмерное накопление неизбежно вызывает большие потери". Именно превращение в противоположности, по мнению Лаоцзы, и является движением Дао. Главным здесь является не борьба противоположностей (Лаоцзы вообще не терпит самого слова "борьба"), а их взаемопроникливисть, гармония. Только там, где существует гармония, и есть жизнь. Нарушение гармонии, выход за пределы определенности ломает естественный ход событий, сама жизнь. Отсюда вывод Лаоцзы: "кто знает меру, тот не знает неудачи", нужно жить по собственной мерой.

Диалектика противоположностей в виде мысленных аналогов Дао-Дэ Лаоцзы направляет на природу, общество, дух с целью приведения их к единству, устойчивости как этапов становления той же природы, общества и духа. Но именно благодаря исходной их тождества, носителем которой является Дао-Дэ, раздвоением на имена, понятия он достигает их раздела, придавая им форму абстрактного мысленного материала, когда категории выступают основой осмысления и познания становление вещей, хорошо осознавая, что философские категории уже с изначально служат предельно широкими понятиями. Пределом их есть бескрайняя диалектическая раздвоенность противоположностями своей тождественности, которая достигается не созерцанием вещей, а их обобщением в абстрактных понятиях. Лаоцзы тем самым открывает бесконечность познания, поднимая творческую способность человека к творческой мощи природного бытия.

Как мыслитель Лаоцзы формировался под влиянием социальной действительности своего времени, поэтому основу его учения составляет социальная и этико - нравственная проблематика: преодоление того хаоса, который сложился в условиях всеобщего напряжения и недоверия между верхами и низами, вызванных перенасыщенностью одних и нищетой других, процветанием бюрократизма, когда волевой выбор и самодеятельность личности сводятся к минимуму, простота взаимоотношений нарушается и опосредуется товаром и чиновником, счастье и несчастье, добро и зло меняются местами. Относительно этого у Лаоцзы могло быть два пути: идти вперед, строить идеал светлого будущего или призывать к родовой единства, отказываясь от культурных, материальных и духовных достижений. Ни первое, ни второе не подходило мыслителю, и он выбрал средний путь: ни вперед, ни назад, а состояние вечной равновесия и постоянства, выраженных собственной мерой.

Лаоцзы резко осуждает разделение на богатых и бедных, защищает народ, который он сравнивал со спицами колесницы, особенно остро выступал против войн и насилия, подчеркивая, что там, где проходят войны, растут только терн и колючки, а насилие никогда не побуждает к уважения. Для мыслителя общество и государство есть "тьма вещей" Поднебесной, основа самоупорядочения и самопидпорядкування которых заключается в сохранении природной сущности Дао, а равновесие людей - в родовой родства Неба и Земли. И здесь неважно, какой строй существует, хотя было бы лучше, если бы вообще не было никакого порядка. Причина всех бед людей заключается в том, что они нарушили естественные нормы жизни, его спонтанность, основанную на природных ритмах жизни, материальным и духовным воплощением которых цзы жень - естественность. Жизнь есть жизнь, и в нем стоит жить, ничего не привнося и ничего с него не убирая. Надо только природную и человеческую сущность поднять к единству, показать цзы жень, сказать о нем, хотя здесь не нужно ничего ни доказывать, ни показывать. Цзы жень рядом, оно в природе, истина его проста: природа воды - течь вниз, огня - подниматься вверх. Все это не требует ни усилий, ни возвратов, ни осуществления. Люди уже все имеют в природе. С нее и нужно исходить в своей самости, доверившись своему естеству и отказавшись от мудрости, через недеяние перейти к естественному Дао.

Учение даосизма после Лаоцзы прошло определенные трансформации, комментируя его отдельные положения, разделившись на философский даосизм, религиозный и даосизм бессмертных. Используя онтологические принципы Лаоцзы, последние утверждают, что благодаря определенному образу жизни, диет человек может жить менее 2000 лет чистый дух, без своей материальной оболочки.

Школа "служилых людей" связывается с именем Древнекитайскому мыслителя Кунцзы (латинизированное Конфуций), откуда ее второе название - конфуцианцы.

О Конфуция известно, что его имя Эту, а фамилия Чжунни. Родился он в аристократической семье царства Лу в 551 г. до н. е. Рано потерял родителей, обеднел и, чтобы прожить, вынужден был изучать много простых прикладных искусств. После достижения зрелого возраста стал чиновником, был охранником складов, смотрителем посевов и общественных работ, занимался педагогической деятельностью, ревностно отстаивал свое учение. В поисках мудрого правителя вместе со своими учениками много путешествовал царствами Древнего Китая. На своей родине был главой столичного города, советником правителя. Разойдясь с взглядами правителя, вернулся к педагогической деятельности, организовал свою школу. Был поборником старины, уделял много внимания обработке древних документов, совершил редакции Ши цзин, написал комментарии к И Цзин. Взгляды Конфуция отражены в "конфуцианского канона", но наиболее адекватно отражены в книге "Лунь юй" (Беседы и суждения), написанной его учениками. Конфуций умер в 479 г. до н. е., в III в. до н. е. учение было запрещено, а 100 последователей конфуцианства были закопаны живыми. При императоре У-ди (II в. До н. Э) учение Конфуция было канонизировано, а сам он обожествлялась.

Конфуций застал те же условия, что и Лаоцзы, - хаотичное положение верхов и низов. Он сознательно ставит себя на место мудреца с тем, чтобы гармонизировать государство, жизни общества, семьи и человека. Если Лаоцзы замыкал свои идеи на природное тело Поднебесной, то Конфуций переносит центр своего внимания в сферу жизни социального субъекта, осознавая растущую устойчивость новой политической силы - государства. Исходя из этого, он полагается не на природный объективизм Неба и Земли, а на самосознание верхов и низов общества. Одним из первых в китайской философии он обратился к совести человека, его чести, мужества, человечности, доверия как законы человеческого общежития. В развитии философской самосознания Конфуций занял лидирующее место в теоретическом конструировании социально-политического и морального предмета философии, методов приведения его в практику жизни. Обеспокоенный распадом общества, он главное внимание обратил на человеческую личность, на воспитание человека в духе уважения к окружающему и общества, где личность есть личность не "для себя", а для общества.

Пользуясь, как и Лаоцзы, категориям предфилософской родового сознания, Конфуций в центр категориальной фиксации и воспроизведения социального и нравственного сознания ставит категорию порядке, ритуала (Ли). По его мнению, смысл истории заключается в ритуалах прошлого, их постепенной смене. Носителем ритуала является человек, который гармонично сочетает в себе естественность и ученость, что и является утверждением гармоничности души и тела. Как идеал такого человека Конфуций выбирает цзюнь цзы (сипа правителя), который в отличие от простого человека (сяо жэнь - "маленький человек", "низкий человек") выдвигает требования не к другим, а к себе, знает свой долг, руководствуется нравственными требованиями. Для такого человека исходным является обязанность (I), а после выгода, польза. Следование ритуалу, выполнение своего долга дополняются в субъекте социального действия добродетельным, благотворительностью. Именно она должна браться за основу взаимоотношений между людьми и управления ими. Отсюда требования Конфуция руководить народом посредством благотворительности и заведения порядка, соблюдая правила поведения. Ведь если руководить народом посредством законов и наводить порядок через наказание, народ будет стремиться к избавлению от наказаний, научится обходить законы и потеряет стыд. Если управлять с помощью благотворительности и удерживать порядок, благодаря правилам поведения, народ будет стыд и будет исправляться, а общество достигать согласия. Высшим проявлением благотворительности есть человеколюбие (жэнь), гуманность. В общем контексте взглядов Конфуция гуманность, человеколюбие означает видеть человека, иметь любовь к людям. Как таковая она характеризуется почтительностью, великодушием, правдивостью, милостивистю, расторопностью, способствует тому, чтобы помочь другому добиться того, чего хотел бы для себя, чего не хочешь для себя, не делай другим.

В формировании нравственных принципов воспитания человека Конфуций особое внимание уделял семье, семейным отношениям, поскольку именно они являются наиболее прочными и эффективными из всех общественных отношений. Осуществляя ритуализацию политики, морали, экономической жизни, он внедрял принципы уважения к старшим, сыновней и братской добродетели, уважения к предкам как основы политической устойчивости, укрепления нравственности среди людей. Реализация принципа гуманности, человеколюбия Конфуций связывал с доверием, которая должна подкрепляться повышением материального уровня жизни самого народа. Чтобы воспитывать народ, надо сделать все, чтобы он стал богатым, а когда в государстве будет достаточно еды и оружия, то народ будет верить правителям. К вот ты этого можно лишь тогда, когда люди смогут получить удовольствие в том, что они считают полезным для себя.

Развитие общества, совершенствование человека и человеческих взаимоотношений Конфуций связывал с развитием знаний, образования. Высказанный им целый ряд положений не потерял актуальности и в наше время. По его мнению, знания человек получает от рождения, то есть от природы, и в процессе обучения. Высоко оценивая знания от рождения, все же в практической работе он предпочитал знанием, полученным от обучения. Призывал постоянно учиться, осмысливать полученные знания, придерживаясь таких принципов: "слушать много, выбирать из услышанного лучшее и следовать его; видеть много и запоминать то, что видел", "учиться и не размышлять - напрасная трата времени; размышлять и не учиться - губительно ". Замечать необходимо в действиях и использовать на практике полученные знания Конфуций считал целью обучения и критерием, по которому проверяется усвоения знания. "Хотя он и усвоил 300 стихотворений" Шицзина ", - указывал Конфуций, - но если ему поручить управление государством, он не справляется с ним. Если послать его в соседнее государство, он не сможет самостоятельно ответить на вопрос. Какая польза от того, что он столько прочитал? " В педагогической практике требовал помнить, что при всей своей близости с природой люди все же остаются неодинаковыми в процессе обучения и усвоения знаний. Учителям категорически запрещал четыре вещи: не прибегать к пустым размышлениям, не быть категоричным в своих суждениях, не проявлять упрямства и не думать о себе лично. "Зная что-либо, считай, что знаешь: не знаешь, считай, что не знаешь" - главное правило в обучении и отношении знания.

Великий реформатор и человеколюбец, Конфуций советовал выбирать путь совместной согласия, компромисса, придерживаясь золотой середины: "Держи в руках две крайности, но используй для народа середину, лежащий между ними". Выступал как против чрезмерной поспешности, так и против топтание на месте, и единого, что он не воспринимал, - это назойливости, лицемерия. Учение Конфуция, заложив основы конфуцианства, вошло в золотой фонд мировой духовной культуры. После его смерти оно было продолжено его учениками и последователями, среди которых в древней эпохе следует назвать Мэнцзы и Сюньцзы, которые не только защищали учение Конфуция от нападок со стороны его противников, но и внесли ряд новых идей, поворотов мысли. Относительно других школ Древнего Китая того времени, то такую же популярность, одинаковую с даосизмом и конфуцианством, здесь имела школа моистов.

Школа моистов названа именем ее основателя Моцзы. Настоящая фамилия мыслителя Мо, имя Ди. Родился он около 479 г. до н.э. в царстве Лу. Согласно одной из версий Мо Ди был рабом, который за свои способности получил свободу и организовал свою школу. Более вероятным является то, что Мо Ди был ремесленником, мелким собственником. Получив определенный достаток, он оставил ремесло, увлекся наукой и философией. Это подтверждает и его личное свидетельство: "Теперь я, Ди, сверху не связан делами с правителем, а внизу не терплю трудностей, связанных с земледелием". Сначала Моцзы придерживался идей конфуцианства, а затем организовал школу, которая представляла собой своеобразную политическую группу выходцев из низших слоев Древнекитайскому общества, мелких собственников с четкой организацией научного учреждения, преданностью своему учителю и своим убеждениям. О моистов писали, что их можно было бросить в кипяток, отправить на лезвие меча, но и перед лицом смерти они не отступали. Основной проблематикой моистов были социально-этические вопросы и вопросы теории познания.

По мнению моистов, народ обречен на несчастье, потому что на него влияют три бедствия: голод, холод и тяжелый труд. Разделение на богатых и бедных - это веление Неба, а путь развития самого общества. Чтобы построить счастливое общество, нужно определить причины беды, избавиться от них и прежде отменить рабство, ликвидировать войны и богатых. Этого можно достичь всеобщей любовью (цзяньай), отрицанием нападения (фейгун), почитанием единства, мудрости, экономией при затратах, при погребениях, отрицанием воли и желаний Неба.

Моисты одними из первых поставили вопрос о происхождении государства, выдвинув так называемую договорную теорию ее возникновения. По мнению моистов, человек отличается от животного благодаря труду. Если животное пассивно приспосабливается к окружающей среде, то человек подчиняет себе природу. Долгое время люди не имели законов, существовало беспорядки. Собравшись, люди договорились о своих правах и обязанностях, выбрали мудрого человека. Так возникли государство и правители в ней. Правитель, с точки зрения моистов, не посланник Неба, а слуга народа, который должен служить всем. Если он нарушает это правило, то его надо устранить. Жить правители должны скромно, править гуманно, а не заботиться о роскоши. Люди в обществе должны заботиться о взаимной пользе, уничтожать то, что наносит вред и зло. Отсюда и их метод социального действия "объединения для всеобщего разобщения". Суть этого метода заключается в том, что именно разъединения на своих и чужих, близких и родственников с их разными интересами порождает ненависть, где сильный нападает на слабого, грабит его, хитрый обманывает глупого. Через всеобщую любовь надо покончить с таким разъединением, смотреть на чуждо владения как свое, на других как на самого себя, любить чужих родителей как своих, сделать жизнь как одно целое, с общими интересами. Моисты резко осуждали войны как зло, которое нарушает нормальную жизнь людей, уничтожает высшую ценность - жизнь человека, вызывает пренебрежительное отношение к труду.

В теории познания моисты исходили из принципа обязательного грунтования высказывания в "образцах". Согласно их теории познания - это отражение объекта, окружающей действительности. Процесс познания происходит тремя путями: получением знания от других людей, своим собственным мышлением, благодаря своим собственным наблюдением. В теории познания им принадлежит разработка таких категорий, как тождество, различие, причинность. Указывая, что в основе всякого знания лежат опыт предыдущих поколений, мнения народа, моисты большое значение придавали обоснованию логического мышления, разработке методов познания, таких, как дедукция, гипотеза, индукция, аналогия вещей и аналогия понятий.

Названные выше школы обусловили длительное время направленность Древнекитайскому философской мысли, тогда как школы законников, номиналистов, натурфилософов занимались изучением отдельных узкоспециальных проблем, которые выдвинули даосизм и конфуцианство, пользуясь влиянием по мере роста интереса к ним, как это мы видим по отношению к школе легистов, которая после объединения китайских царств в единое централизованное государство становится господствующей, приводя к кратковременной запрета конфуцианства и даосизма. Всего Древнекитайскому философия зарождалась в недрах религиозно-мифологического мировоззрения, освящало систему господства родовой знати и первых этапов становления государственности. Отсюда различие между философией и естественными науками, что сужало сферу ее предмета.

Естественно-научные наблюдения китайских ученых не находили, за отдельными исключениями, более-менее адекватных форм выражения в философии, так философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии