Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Обращение к античности в историко-философском плане означает прежде приобщения к тому уникального феномена культуры и философской мысли, который творился начиная с VI в. до н. н.э. в Древней Греции, а затем в VI в. до н. е. в Древнем Риме до закрытия в 529 г.

императором Юстинианом последней платоновской академии. Естественно, что в течение этого времени развитие культуры и философии здесь был неоднозначным. В зависимости от характера постановки проблем, поиска путей и средств их решения выделяются определенные этапы, школы, направления, на что обращал внимание один из первых историков философии Диоген Лаэртий, подавая разнотипный разделение мудрецов, философов и философских школ 110, с. 58 - 60 |.

Интересную периодизацию античной философии осуществил украинский философ второй половины XIX ст. А. Новицкий [23]. Ф. Кирхнер разделил древнегреческую философию в начальный период (от Фалеса до Сократа), расцвет (от Сократа до Эпикура), упадок (от Аркесилая до Цицерона) [14, с. XIV]. А. Лосев основными периодами развития античной философии считал мифологию, классику (начальная - досократиков, средняя, зрелая и поздняя) - VI - IV вв. до н. н.э.; ранний эллинизм - IV - I вв. до н. н.э.; позднее эллинизм - И - VI вв. н. н.э.; упадок - VI вв. н. н.э. [17].

В современных историко-философских трудах выделяют четыре основных этапа, формирования собственно греческого философского мышления до перелома (досократовский) - V-IV вв. до н. есть., классический - вторая половина V в. до н. е. в IV в. до н. е., эллинистический - конец IV - II вв. до н. э Последний, четвертый, этап датируется II в. до н. н.э. - V - IV вв. н. н.э. [13, есть. 67 - 68]. Существуют и другие подходы к периодизации античной философии (Целлер, Чанышев и др.)., Но в общем, их чертах они почти совпадают с только приведенными, что дает основания говорить о древнегреческий передфилософию, досократическим период, философию Сократа и сократовские школы, классический период, период эллинизма, которые, собственно, отражают процесс становления и развития античной философии.

Становление греческой философии происходит в VII - VI вв. до н. е. при тех же условиях распада общинно-родового общества и формирования рабовладельческого строя. Однако данный процесс в Древней Греции имел свои специфические социально-политические и экономические особенности, которые обусловили специфику античной философской мысли. Так, в отличие от стран Запада, где рабство функционировало в патриархальных формах натурального и полунатурального хозяйства, в Древней Греции рабство приобретает классической формы. Суть ее состояла в том, что живая, опредмечена сила в виде рабского труда становится главным фактором создания материальных условий существования общества. Поскольку эта работа не имела собственной цели, то функцию ее упорядочения берет на себя рабовладелец, высвобождаясь от материального производства, утверждая примат головы, думает, над рукой, которая работает. Основой социализации представала здесь не просто родовое-государственная сообщество с полным подчинением ее членов воле правителя и личной зависимости от него, а объединение рабовладельцев в города - полисы. Предоставляя определенной независимости своим свободным гражданам, эти города - полисы становились важными центрами развития торговли, ремесла, культуры, искусства, уровень которых возрастал с углублением разделения умственного и физического труда, материального и духовного производства, рационализации последнего, ориентации его на научное знание, понимание и объяснение мира таким, какой он есть.

В понимании специфичности античной философии, путей ее формирования и развития следует учитывать еще один момент. При всем осознании связи человека с природой последняя в стародавньоиндийський и Древнекитайскому философии оставалась как нечто внешнее по отношению к человеку, начало субъективного страдания. Древнегреческой философии видела в природе не господина и не врага своей жизни, а однородное с собой, хотя и высшее бытие, предмет мысли, а не силы, тяготеющий над разумом. Для античных мыслителей природа (космос) возникала как чувственно-материальный абсолют, целесообразность, управляемая душой и разумом, которая существует вечно, находится в состоянии постоянного становления, изменения. Знания о природе включаются в систему специальной науки - натурфилософии, изучающая природу как космос в целом (макрокосмос), природу человека (микрокосмос) и природу вещей окружающего мира. Во многом первые греческие философы - физики, поскольку почти все их произведения, вплоть до Аристотеля, имеют преимущественно название "О природе". их основной проблематикой является тема "архе", первой основы бытия, всего сущего. Ведь, по справедливому замечанию В. Соловьева, "подобно тому, как в начале развития личного сознания, в детстве каждого отдельного ума первым вопросом является вопрос, из чего сделаны предметы, на которые наталкивается ребенок, так и в детстве общечеловеческий разум выискивает причины всего существующего. Разум рассматривает окружающую природу, данные предметы и явления, видит их множественность, изменчивость, непостоянство, ищет единственную, внешне всегда существующую основу этих явлений, и прежде материальное начало в природе, то начало, из которого происходят эта множественность, все явления "[ 31, с. 96]. Конечно, на начальных этапах осмысления мира, места человека в нем первые греческие философы значительной степени пользовались представлениями родовой мифологического сознания, тем более, что в своей развитой форме (Гомер, Гесиод, Феракид и др.). Эта предфилософских мысль обращалась не только к теософской, но и в космологической проблематики, демонстрируя высокий уровень абстрактного мышления.

Обращение к изучению природы, научных данных, в частности астрономии, математики, физики, устраняя антропоморфизм, делали мифологическую картину мира не только устаревшей, но и реакционной. Сама эпоха заставляла отказаться от мифологического сознания евпатридив, выработать такое мировоззрение, которое бы ее потребностям, прогрессивным слоям древнегреческой общества. В критическом осмыслении мифологической картины мира представители прогрессивных сил противопоставляли ей целостную картину мира, построенную на практической деятельности человека, элементарных знаниях прошлого и своих собственных. Идет процесс выработки нового мышления, где, как отмечалось ранее, предмет философии совпадает с предметом теоретического мышления в целом.

Наибольшего развития рабовладельческое общество с момента своего возникновения достигает в Ионии, расположенной на берегах Малой Азии, торговых путях между Западом и Востоком. Именно здесь возникают первые греческие поселения, которые затем превращаются в большие города - полисы: Фокея, Хиос, Ерифы, Теос, Клазаменды, Колофон, Эфес, Самос, Миут, Приок, Милет. Среди них особенно выделялся Милет, значительный центр ремесла и торговли, экспортер керамики, дорогой одежды, тканей, ковров, создавший около 80 колоний, которые протянулись от Западного Причерноморья (Синоп, Истрия, Аполия, Одес, Фомы) до берегов Нила ( Невритес). Здесь возникает первая философская школа, которая получает название милетской, основными представителями которого были Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии