Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Фалес (ок. 625 - 548/47. До н.э.) происходил из богатой и знаменитой семьи, вероятно финикийской, хотя часть историков отстаивает его милетская происхождения. Как гражданин Милета принимал активное участие в жизни города, был широко популярен в Древней Греции в различных областях практического и теоретического знания, которое он получил в своих странствиях по странам Востока, в том числе Вавилона и Египта.

 

Так, современники признавали мыслителя главой семи греческих мудрецов (Фалес, Питтак, Солон, Клеобул, Периандр, Хейлон, Биант). Фалесу приписывают предсказание затмения Солнца 28 мая 585 г. до н. е., определение размеров Солнца, его движения в течение года, доказательства того, что Луне »не имеет своего света, а отражает солнечный свет, первое разделение года на 365 дней. В области математики с именем Фалеса связывают определение равенства треугольников, вписывания треугольника в круг. Математика и геометрия как некая основа научных абстракций того времени обусловили характер философского мышления Фалеса, понимание им сущности мира. В качестве последней он считал воду.

В утверждении, что "вода является началом всего", Фалес исходил не только по количественному распространение воды, а учитывал ту роль, которую она играет в жизни природы, где "еда всегда волоха, семена всегда имеет свою естественную влагу, именно тепло из воды рождается ". Констатируя этот факт, он и приходил к выводу, что "каждое существо имеет в воде начало бытия и плодоношения». Такое понимание воды говорит о том, что Фалес понимал под ней не конкретную форму или персонифицированную мифологическую силу, а как некое материальное начало, основу перехода материи из одного состояния в другое, начало, обладающий не только свойством вещественности, но и формирование, возникновение, становления. И, видимо, не случайно Гегель назвал философское положение Фалеса о воде как абсолют "началом философии, поскольку в нем достигается сознание, что единое есть сущее, поскольку здесь возникает отделения от содержания нашего чувственного восприятия: переходит к богатому, конкретного мира мысли".

Занимаясь теоретическими проблемами бытия мира как целого, Фалес отказывался проблем общественной жизни, формируя ряд сентенций относительно разумного и мудрого ориентации человека в мире общественных отношений. К ним относятся: "Лучше всего познать самого себя. Помни об искренности присутствующих и отсутствующих друзей. Не украшай лица и не погорджуйся хорошими поступками. Не збагачуйся нечестным путем. Держи счастье свое в тайне, чтобы не вызвать зависть. Шептальщиков прогоняй с дома. Испытай друзей. Люби мир ". Дальнейший шаг в понимании и объяснении природы, первоначала и первопричины всего сущего, абстрактного мышления как такового сделал Анаксимандр.

Анаксимандр (610 - 540 до н. Н.э.), сын Праксида, друг и ученик Фалеса, а возможно, его родственник, отличался среди своих современников астрономическими и географическими знаниями, значительная часть которых перенял у вавилонян. Как один из первых греческих прозаиков (вместе с Феракидом), он написал книгу "О природе", в которой в целостном, систематизированном виде изложил свои взгляды, благодаря чему она стала первой философской работой на Западе. Анаксимандр относятся общее изложение геометрии, хотя он и не занимался непосредственно этой наукой, создание первой карты Европы; воспроизведение небесной сферы; построение первых астрономических приборов. В его активе - почагкы геоцентрических представлений о Вселенной, мысль о вечном движении Земли, который является источником тепла и холода. Им дано одно из первых научных объяснений таким явлениям природы, как гром и молния, возникающие под действием ветра, раздвигает облака, а не является блеском стрел Зевса и грохотом его колесницы.

Направленность научных интересов Анаксимандра обусловила построение его философской системы, дальнейшее развитие учения Фалеса. То, что у Фалеса все еще оставалось чувственно-конкретным, Анаксимандр превратил в категорию философского мировоззрения и абстрактного мышления. Видя во взглядах Фалеса отзывы мифологии, Анаксимандр считал, что мир как таковой не укладывается в стихию, не исчерпывается ею, потому вещественностью, субстрат-ностью нельзя охарактеризовать весь смысл материальности. Она должна обладать количественной и качественной бесконечностью, но не иметь конкретности. Такое всеобщее начало Анаксимандр назвал апейроном, т.е. безграничной массой вещества, из которого возникает все и к которой все повергается. Опираясь на такое понимание начала всего существующего, он сделал первую попытку построить научную картину мира, объяснить множественность мира, происхождения живого и человека. Процесс мироздания мыслился им так: сначала с апейрон выделяется теплый и холодный, образуется влажная. С этой влажности выделяются земля, воздух и огненный шар, который охватывает землю как скорлупой. Земля первоначально находилась во влажном состоянии, затем постепенно высыхала под действием тепла от Солнца. Из воды возникло все живое, в том числе и человек. Человек сначала родилась от животных другого вида - рыб, кормилась ними, пока не приспособился к жизни на суше. Углубляя стихийно-материалистические взгляды, Анаксимандр пришел к выводу о роли и значения противоположностей в процессе развития, выделяя их из самого единственного начала.

Своеобразным синтезом идей Фалеса и Анаксимандра были взгляды Анаксимена Милетского.

Анаксимен Милетский (585-528/25. До н.э.), философ, о жизни и деятельности которого почти ничего неизвестно. Достоверным фактом является то, что после завоевания персами Милета Анаксимен побывал в Спарте и умер после того, как ими был разрушен город (полностью Милет был разрушен в 486 г. до н. Э, а его жители переселились на один из берегов г. Тигр ). Из сочинения Анаксимена "О природе" остался небольшой фрагмент, который был известен Теофрасту. Философия Анаксимена, как и его предшественников, представляла собой единое нерасчлененное науку, главной задачей которой было объяснение естественных причин вещей и явлений мира, першопохиднои причины бытия и действия, того, что является основой мира. По его мнению, таким началом является неограниченное, бесконечное, всюдипроникаюче воздуха. Имея неопределенную форму, воздух проникает во все вещи и явления, составляет основу физического и психического жизни. Подобно тому как душа, будучи воздухом, пронизывает тело и управляет им, так и всеобщее воздух проникает во Вселенную и управляет им. Из этого чистого воздуха возникают туман, потом вода, а затем и земля. Все это происходит благодаря сгущению и разрежению воздуха. К воздуха относятся и боги, но они создают воздух, а сами происходят из него. Как всеобщее начало воздуха проявляется то в одном состоянии, то во втором, но не является при этом ни тем, ни другим. Приобретая форму, оно составляет основу всех вещей, а отделяясь от нее, предстает как нечто неопределенное.

Итак, следуя принципам Анаксимандра, Анаксимена сохраняет его идею о безграничности першоначала, но одновременно приближает его к чуттеводаного мира, как это делал Фалес, наполняя першоначала более конкретным содержанием. Одновременно он пошел дальше своих учителей и предшественников, введя понятие взаимного отношения праматерии (начала) и движения и отметив, что не будь колебания, движения воздуха, то ничего бы не менялось. Сам процесс движения Анаксимен связывал с взаимно противоположными процессами сгущения и разрежения, которые и участвуют в создании различных состояний воздуха как начала, первопричины всего сущего, порождение многообразия мира.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии