Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Эмпедокл (ок. 490 - ок. 430 до н. Н.э.) родился в Акраганта (о. Сицилия). Учился у Пифагора, знал философию ионийцев, элейцы, основные идеи которых повлияли на формирование его собственных философских взглядов.

Кроме философии, значительное внимание уделял поэзии, языкознанию, медицине, биологии, благодаря которым имел высокое признание за вполне конкретные достижения и их практическое использование. Как пример - спасение города Селинунта от чумы. Был свободолюбивый, простая жизнь ценил выше власти, выступал в родном городе как защитник рабовладельческой демократии, после поражения которого вынужден был уйти в политическое изгнание. Погиб во время извержения вулкана Этна.

Мнения Эмпедокла изложены в работах "О природе" и "Очищение", которые до нас не дошли. В основе этих взглядов лежит теория четырех стихий (огонь, земля, вода, воздух) в качестве исходных принципов, корней бытия. Согласно взглядам Эмпедокла стихии пассивные сами по себе и смещаются под действием двух сил - любви и враждебности. Первая сила разделяет однородное и соединяет разнородное, делает из многих одно, а вторая - разделяет разнородное и соединяет однородное, вследствие чего с одной делается много. Стихии и силы вечные, они не возникают и не уничтожаются. Возникают, либо соединяются и разъединяются, только сочетание стихий. С сил и стихий формируется космос. Космологический процесс развития состоит из четырех стадий, постоянно повторяющихся, где попеременно берут верх то любовь, то неприязнь. Исходной стадией, в которой находится весь космос, есть некоторая неопределенность, единство, несовершенная смесь. На этой стадии все равно представлено, и оно предстает как период универсальной власти любви, тогда как враждебность содержится вне мира. Вторая стадия развития космоса начинается с возникновения отдельных вещей под действием силы враждебности, которая вытесняет любовь. На третьей стадии враждебность занимает доминирующее место, любовь вытесняется на периферию мира, стихии находятся в большей или меньшей состоянии разъединения. Последняя стадия определяется возвратом власти любви, соединением стихий. В этом постоянном процессе смешивания власти любви и враждебности, соединения и разъединения стихий образуются конкретные вещи, качественная многообразие которых определяется количественными характеристиками.

Соединением и разъединением стихий под действием сил любви и вражды Эмпедокл объяснял природные процессы и явления, в том числе и происхождения жизни. Подобно формирования космоса первоначально существовали отдельные части организмов - головы, руки, ноги, позже под действием случайных обстоятельств соединялись и образовывали уродливые существа. В дальнейшем, в процессе отбора, возникало то, что было способно выжить, создавая совершенные гармоничные формы, которые приобретали способности давать новую жизнь. Кроме этих общих представлений, Эмпедокл выдвинул теорию пор и утечки, согласно которой растения имеют поры, которые равномерно пропускают питательные вещества, благодаря чему происходит питание растений. Интересовался он и строением растений, процессом их цветения и плодоношения, неоднородностью роста и цветения. Он один из первых обратил внимание на сходство родителей и детей, дал описание глаза и его функционирования, поставил вопрос единства живой и неживой природы, пытался дать материалистическое объяснение органической целесообразности.

Эмпедокл признавал принципиальную возможность познания человеком окружающего мира. В отличие от элейцы он считал, что мыслить и чувственно воспринимать - одно и то же, что мудрость возникает тогда, когда вещи становятся перед нами. Признание роли чувственного познания Эмпедокл выводил из принципа познания подобным подобного, согласно которому познание возможно потому, что субъект познания (человек) и объект (мир) состоят из тех же стихий, только соединенных в различных отношениях.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии