Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Правда, признавая "единое" - совершенное единое бытие, Ксенофан допускал еще изменение и движение как возникновение и уничтожение (упадок), где развитие, если он существует, не дает ничего нового. Здесь Ксенофан вполне отходил от Милетцы, постулируя универсальное бытие как вечное и неизменное целостность.

Признавая вечность и нестворенисть мира, он дополнял эти сентенции натуралистическими объяснениями природных процессов, утверждая, что "из земли все возникло и все в землю возвращается". Происхождение человека Ксенофан связывал с водой и землей. Относительно познания ней истины он считал, что человек может это сделать лишь условно, потому что чувства не могут дать истинного знания, а побуждают к видимости и гаданий. Именно чувства порождают убеждение об изменчивости мира и его многообразие, тогда как он является единственным и целостным. Разграничение сущности и видимости, чувственного и рационального в познании после Ксенофана стало основным элементом философии элейцы.

Пармеаил (ок. 540 - ок. 470 до н. Н.э.) - ученик и друг Ксенофана. Почти всю жизнь прожил в Элеи и лишь в конце его вместе с Зеноном предпринял путешествие в Афины. Философские взгляды Парменида, расцвет которых приходится на 504 - 500 гг. е., формировались под влиянием идей Анаксимандра, пифагорейца Аммония, но на их содержание всего повлияли суждения Ксенофана. Поэтической форме, с широким использованием метафор и аллегорий Парменид изложил свои взгляды в работе "О природе".

Как и Ксенофан, Парменид отрицал творение сущего, указывая на его пожизненности и материальность. Согласно его взглядам существует только сущее (бытие), тогда как несутне (небытие) не существует. Сущее вечно в своем существовании, лишенное всякого движения и развития. Отрицание движения и развития прямо вытекало из понимания Парменидом соотношение сущего и не-сущего, бытия и небытия. Приходилось оно так: всякое сущее есть бытие, оно повсюду, во всех местах, и поэтому не может двигаться, потому переместить на его место другое сущее невозможно, поскольку оно уже там существует. Не-сущее (небытие) есть ничем оно не существует, поэтому говорить о его движение не приходится.

Указанное понимание Парменидом сущего и не-сущего, его логическое обоснование обусловили противопоставление им рационального и чувственного в познании как истинной истины и мысли. В учении Парменида действительная истина является продуктом рационального освоения действительности, тогда как мысль, опирающаяся на чувственное знание, дает лишь образ видимого положения вещей. Вполне понятно, что при обращении к реальному миру, его освоение такое противопоставление рационального и чувственного в познании нередко не срабатывало и не умещалось в рамки учения Парменида об истине. Поэтому в рамках мысли на основе чувственного восприятия он допускал существование не - сущего, что давало возможность в виде мысли признавать существование движения и изменения. Это позволяло ему объяснять природные процессы, в том числе и происхождение человека, которая порождается от солнца с участием жары и холода. Но в целом Парменид отстаивал точку зрения о том, что сущее является наполненным и неподвижным.

Признавая материальный характер бытия, Парменид изымал из него изменения, движение и развитие, вместе с которыми отвергал объективную диалектику Гераклита. Одновременно его идеи об отношении сущего и не-сущего, рационального и чувственного в познании стали важным этапом в формировании субъективной диалектики, диалектического мышления, приобретя дальнейшей разработки в творчестве Зенон Элейский.

Зенон (490 - 430 до н. Е) родился в Элеи. Всю жизнь прожил в родном городе. Принимал активное участие в политической жизни города. После возвращения из путешествия в Афины выступил за освобождение Элеи из-под власти тирана Неарха, но был схвачен и умер смертью мученика. По одной из легенд, по приказу тирана его стовклы в ступе.

Оригинальный мыслитель, которого Платон назвал разумным из греков, Зенон в своих работах защищал и развивал взгляды Парменида, следуя присущего елейський школе стихийного материалистического понимания снега. Последнее отчетливо проявилось в утверждениях Зенона, что все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их изменения. Люди произошли из земли, а их души является смесью теплого и холодного, сухого и влажного, каждое из которых имеет преимущества над другим. Во взглядах на бытие мира Зенон последовательно и однозначно отстаивал единство, целостность и неизменность сущего, отмечая, что существует только одна сущность, которая должна быть неделимой и бесконечной, лишенной всякого движения.

Наиболее известными положениями Зенона об оспаривании движения является его апории дихотомия и Ахиллес, в которых он показал, что всякое признание движения ведет к непреодолимых противоречий. В первой из них Зенон доказывал, что тело вообще не может сдвинуться с места, а само движение не может ни начаться, ни закончиться. Ведь предмет, который движется к цели, должен пройти половину пути от места нахождения и места цели. Однако, чтобы дойти до этого места, оно должно пройти половину обозначенной половины, повторяющийся до бесконечности. Итак, тело никогда не достигнет своей цели, ибо оно по конечный время должно пройти бесконечное множество точек. Близкой к первой есть вторая апория Зенона. Она показывает, что какой бы быстрый не был Ахиллес, он никогда не догонит черепаху. Чтобы догнать черепаху, он должен сначала пройти расстояние от своего места к месту, где находится черепаха. Пока Ахиллес дойдет до этого места, черепаха снова запустит определенный отрезок пути. Поскольку это повторяется до бесконечности, то Ахиллес никогда не догонит черепаху, поскольку за конечный время он должен пройти бесконечное число отрезков.

Интересна в этом плане апория Зенона стрела, где отмечается: стрела, летящая в воздухе, не двигается, потому что в один и то же время она находится в одном и том же месте, что лишает ее движения, делает неподвижным.

Обращаясь к апорий Зенона, нетрудно проследить, что в них речь идет не о реальности движения, а прежде всего о возможности его объяснения умом в логике понятий, показать его противоречивость как диалектического единства движения и покоя, непрерывного и непрерывного, конечного и бесконечного, поскольку действительно трудно сказать нечто постоянное, если "все течет и меняется". Понятийное осмысление движения здесь сразу же вступает в противоречие с чувственным восприятием в повседневной опыте. На выяснение этого противоречия обращал внимание Зенон, прославившись не только своими апориями, а выяснением противоречий между разумом и чувствами. Выступая с позиций рационализма, он показывал ограниченность чувственного познания, подходил к выявлению действительных противоречий, явлений объективного мира, что способствовало развитию логического мышления, его диалектизация.

Интересным, в частности, был метод Зенона, который можно назвать методом диалога, или методом споров. Его суть заключалась в том, что первоначально предлагалось правильное утверждение, противоположное тому, которое требовало доказательства, а затем рациональной аргументацией приходилось, что эта посылка ведет к нерешенной противоречия, и истинным должно быть обратное.

Мелисс (г. рожд. Сеть. - 440 до н. Э) - его взгляды развивались в русле проблематики, типичной для элейской школы. Выходец из о. Самоса, он посещал беседы Гераклита, был учеником Парменида. С позиций стихийного материализма Мелисс утверждал, что мир не был созданным, так из ничего ничто не возникает. Всегда было то, что было, и это будет. Само же бытие не только единое, неограниченное во времени и пространстве, но и постоянно неизменное.

Всего философия элейцы одним из первых четко разделила учение о бытии - онтологию, принципы подхода к вопросу о познавательность мира - гносеологию, внесла значительный вклад в развитие понятийного аппарата, использование его в осмыслении и объяснении действительности, где критика стихийной диалектики Гераклита способствовала выявлению действительных противоречий, возможности передачи их в логике понятий, что вело к диалектизация самого мышления, развития субъективной диалектики. Этим элеаты значительно повлияла на развитие античной философии как досократическим, так и классической.

После падения Ионии в V в. до н. е. центр развития философии переместился в Афины, которые становятся центром экономического, политического и культурной жизни не только Аттики, но и всей Греции. Положение Афин как наиболее значительной государства рабовладельческой демократии создавало условия для дальнейшего развития предыдущих философских учений, постановки и обоснования новых проблем в соответствии с развитием общественной практики, новых научных достижений, потребностей практического и духовной жизни тогдашней древнегреческой общества. Обоснование их дается в творчестве Эмпедокла, Анаксагора, первых античных атомистов Левкиппа и Демокрита.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии