Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Платон (427 - 347 до н. Н.э.) родился в знатной аристократической семье Афин, которая вела свою родословную от царя Аттики Кодра и Солона. Получил высокое образование. Философию изучал сначала у ученика Гераклита Кротила, от которого заимствовал идеи объективной диалектики, а затем у Сократа.

После смерти Сократа уехал в Мегары, но вскоре вернулся в Афины, занявшись литературной и политической деятельностью. Вскоре совершил путешествие в Южную Италию, Сицилии, где ознакомился с учением пифагорейцев, попав под их влияние. В 388 г. до н. е. в Сиракузах Платон участвовал в политической борьбе на стороне аристократии. По решению сиракузского тирана Дионисия Старшего Платон был вывезен на рынок невольников для продажи в рабство. Выкуплен киренцы Анникерид, он вернулся в Афины, где в саду Академа основал свою собственную философскую школу, которая получила название Академии. Но, желая воплотить в жизнь свои идеалы, Платон снова выезжает в Сиракузы, пытаясь включиться в политическую борьбу. Поездка оказалась неудачной, через год он вернулся в Афины, где и умер, оставив значительную философское наследие - около 36 работ. Платон - единственный древнегреческой философ, труды которого дошли до наших дней целиком.

Философские взгляды Платона изменялись в зависимости от конкретных условий и этапов его деятельности, от прямой апологии Сократа, глубокого осмысления сократовской этического идеализма и его синтеза с учением Гераклита и Пифагора он пришел к созданию целостной системы объективного идеализма. Продолжая линию Сократа на объединение различных форм духовного производства, Платон поставил цель объединить упорядоченность космоса как целого, единой живого существа, соединить природное и духовное, материальное и идеальное. Поскольку только в уме мир трансформируется в объект, выступает как нечто значимое и реальное, то, по мнению Платона, самоочевидной реальностью мнение, тогда как реальные вещи являются чем-то выводным, вторичным. Рубрики понятийных форм мышления позволила ему впервые выделить сетку категорий, основными из которых стали сущность, движение, покой, тождество и различие. Однако понятийные формы рассматривались им не как мысль о бытии, а как само бытие, бутийни онтологические сущности, не зависящие от сущности вещей.

Гипостазуючы человеческую специфику взаимодействия с природой, когда человек перед тем, как приступить к конкретному действию, опережает ее идеально, т.е. когда раньше профессионального, практического формообразования возникает чисто теоретическое, лишено всякой предметности, или предметной конкретности, Платон свел мир к совокупности идей. Эти абстракции, оторванные от чувственного мира и противопоставлены ему, стали рассматриваться как самостоятельные сущности. Теория идей составила основное содержание учения Платона, на котором строилась не только система категорий, но и его онтология, космология, гносеология.

В учении о бытии Платон хранил воображение своих предшественников о чувственно-материальный космос как абсолют, и в отличие от них рассматривал его просто как эмпирическую данность, объект созерцания, а как логическую систему, в которой зрительное видение и абстрактная мысль объединялись в несколько целое. Материальность мира, реальность вещей при этом не отрицались, однако статус истинной реальности и истинной сущности предоставлялся не материально миру, а миру идей, где первый истолковывался как тень второго.

В обосновании такого понимания реальности бытия и мира Платон опирался на следующие факторы. Усвоив объективную диалектику Гераклита с его условием о мире как вечный процесс бытия - становления - небытие, он осознал и то, что все процессы и явления материального мира преходящие, переменные, переходные. Они возникают, гибнут и изменяются, а потому не могут быть подлинной сущностью. В отличие от них идеи являются неизменными, неподвижными, вечными, оформленными и благодаря этим качествам действительно сущего, существуют вне материального мира и не зависят от него. Между миром идей как действительным, реальным бытием и небытием (т.е. материей) существует видимое, производное бытие - мир действительно реальных вещей, которые воспринимаются чувствами и разделяют истинное бытие от небытия. Итак, реальные вещи есть сочетание идей (истинного бытия) и пассивной, бесформенной материи (небытие). Ведь только тогда, когда бесконечность получает свою определенную черту, определенность, можно не только говорить, но и мыслить о реальности вещей.

Высшим началом, которое дает неделимую построение "эйдоса", Платон считал категорию Першоединого, из которого возникает все сущее, то есть то начало всего сущего, которое не поддается никакому определению, трансцендентное всяком реальному бытию - не только мировые, но и логике этого мира. Как высший род бытия онтологизоване Першоедине превращалось в совершенно сущее, Творца мира (демиурга), а сама диалектика космоса сводилась Платоном к описанию его творчества.

По мнению Платона, космос один, он вечен и создан Творцом. Центром космоса является Земля, окруженная планетами и неподвижными звездами. Творец мира является источником творения космоса, источником движения и изменения всякого сущего. Только он бессмертен, обладает действительной бесконечностью, ибо только ему присуща отсутствие всякого начала и всякого конца, потому что с начала с необходимостью возникает все то, что возникло, а само оно возникнуть не может. "Если, - заявлял Платон, - начало возникало из чего-нибудь, оно уже не было началом. Поскольку оно не имеет возникновения, то, конечно, оно неуничтожимо" [26, т. 2, с. 183]. Отсюда следует вывод о том, что все саморухоме бесконечное, а то, что передает движение другому, это движение прерывает. Творец мира сообщает миру определенный порядок и последовательность, благодаря чему космос предстает как живое существо, наделенное душой и умом. Душа, как Творец мира, бессмертна и противостоит смертному телу. Бессмертие души заключается в том, что небесный горизонт содержит ее в круговом движении, и она созерцает то, что находится за пределами неба.

Согласно этому миропонимания Платон рассматривает проблему возникновения живого и его существования. Он считал, что Творец мира творит сначала богов, которые хотя и не бессмертны, но, благодаря их созданию высшим существом, не знают смерти и разрушения. Однако с созданием богов космос еще не знает конца, ибо для этого требуется наличие трех смертных родов. Создать их сам Творец не может, поскольку при таком создании они будут подобны богам и не знать смерти. Согласно акту высшего творения эти три рода должны быть созданы богами. Чтобы у них осталось несколько бессмертное, божественное, Творец мира вручает богам семена вещей и начало творения, а остальные боги достраивают сами, смешивая смертное и бессмертное. Сначала боги создают людей, готовят им еду, а после смерти берут их к себе. Что касается животных, то они возникают как несовершенные модификации человека согласно их поведения [26, т. С, ч. 1, с. 481 - 482]

В теории познания Платон выступал против сенсуализма, заявляя, что знания имеют своим предметом не природу, а духовные сущности. На основе этого он отрицал роль и значение чувственного познания, считая, что оно дает лишь "копии копий" предметов, не только не ведет к истине, но и усложняет ее познания. Оно является вторичным, несущественным и, имея дело с материальным миром, информирует нас лишь о видимое бытие, а не о бытии действительное. Истинным, действительным является познание разумом, которое проникает в мир идей.

Свою теорию познания Платон сводил концепции амнезису (припоминания), согласно которой знание возникает вследствие того, что душа, находясь в мире идей, вспоминает все, что она там видела. Орудием, которое помогает вспоминать то, что видела душа в мире идей, диалектика - искусство задавать вопросы до тех пор, пока человек не даст на них ответ, хотя в более широком смысле Платон рассматривал диалектику как логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего - идеи, движение мысли от низших понятий к высшим.

Платон впервые выделяет философию как самостоятельную науку, задача которой - давать людям представление о мире, познание вечной и неизменной идеи, высшего блага, на основе чего строится определенное мировоззрение, который поднимает человека над жизненными потребностями.

При рассмотрении социальных проблем Платон исходил из того, что человек как индивид не может удовлетворить свои потребности и достичь добродетельным. Единственным способом достижения и сохранения последнего является государство. Однако Платон меньше всего интересовался реальным процессом упорядочения общества, а строил теорию идеального государства, вытекающую из основных принципов его философии. Согласно системе иерархии идей и души идеальной он считал государство как общественное образование трех социальных групп: правителей, в которых преобладает разумная душа; воинов, у которых определяющей частью души является воля и благородство; ремесленников и земледельцев с их преимуществами чувствительности и стремления, которые имеют быть управляемыми и умеренными. Этим основным состояниям государства должны соответствовать и три из четырех основных добродетельным: мудрость - правителей и философов, храбрость - воинов, умеренность - простого народа. Четвертое добродетельным - справедливость - Платон рассматривал как надсословной, государственное, которое не принадлежит ни состояния. Основные государственные формы Платон разделял на две группы: те, которые могут быть приняты, к которым он относил свое идеальное государство рабовладельческой республики (аристократию) и регрессивные, те, которые не могут быть приняты, - тимократия (власть нескольких лиц, построенную в силе , т.е. на добродетельным средней части души), олигархию (власть нескольких лиц, опирающейся на торговцев и ростовщиков), тиранию (диктатуру, направленную против аристократии) и демократию (власть неблагочестивое демоса).

Кроме названных выше естественных добродетелей, осознание которых ведет к справедливости, Платон в этическом плане особое значение придавал набожности, идею которой ставил выше идеи добра и красоты.

На основе представления о государстве Платон обосновывал и свою систему воспитания. Согласно его взглядам, чтобы правители могли выполнять свое предназначение мудрого управления государством, они должны изучать диалектику и математику. Воины должны изучать гимнастику, поэзию, арифметику, астрономию и теорию музыки. Самые способные воины могут изучать диалектику и переходить в состояние правителей. Простому народу достаточно овладеть механической деятельностью, ремеслами и гимнами в честь богов.

Вершиной развития древнегреческой философии стало творчество Аристотеля, который обобщил и теоретически разработал достояние предшествующей философской мысли, создал самую широкую научную систему из всех существующих в античности.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии