Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Аристотель (384 - 322 до н. Н.э.) родился в Стагире (Македония) в семье врача Никомаха. Учился в Прак-сена, изучал медицину Гиппократа и натурфилософию Демокрита, сохраняя в них уважение протяжении всей жизни. В 17 лет становится учеником Платона, в течение 20 лет учится в его Академии.

Находясь под значительным влиянием учения Платона, Аристотель постепенно вырабатывает свою систему взглядов и расходится с Платоном, выразив свое знаменитое: "Платон мне друг, но истина дороже". Оставив Афины, некоторое время жил в Атарии, затем на о. Лесбос. В 342 г. до н. е. по приглашению македонского царя Филиппа II стал воспитателем его сына Александра. После похода Александра в Азию вернулся в Афины, открыл свою школу в Ликей, выкладывая там философию, риторику, общественные и естественные науки. Обучение осуществлялось во время прогулок, а потому, кроме официального названия, школа Аристотеля получила название перипатической. Смерть Александра Македонского, рост антимакедонское настроений в Афинах заставили Аристотеля перебраться в Халкиды (о. Эвбея), где он продолжал свою теоретическую работу. Аристотель оставил после себя около 150 работ (диалогов, сборников, учебных пособий, трактатов).

Представитель античной философии зрелой классики, Аристотель синтезировал все предыдущее развитие философского знания, глубоко и систематически исследовал все доступные труды своих предшественников, поставил вопрос о роли философии как теоретической науки, призванной объяснить мир, создал целостное философское учение. Он определил ряд новых научных направлений, систематизировал науку, дал классификацию наук, выделив впервые предмет и методы большинства из них. Ученик Платона, учитывая достижения науки и практики того времени, Аристотель выступил с критикой его учения об идеях. Ограниченность этого учения он видел в том, что платоновские идеи вместо действительного объяснения мира ведут к его удвоение, усложняя объяснения природы, они не могут объяснить сущность вещей, ибо отрываются от сущности того, чем они сами; платоновские идеи неизменны, неподвижны, а потому они не могут объяснить объективной действительности.

При построении своей системы Аристотель исходил из того, что мир (космос) существует объективно как совокупность вещей материальной природы, которые находятся в состоянии постоянных изменений и движения. Центром космоса, который состоит из многих концентрических сфер, является Земля, как и космос, имеет шаровидную форму.

Ближайшей к Земле является сфера Луны, затем Солнца и других планет, а в наибольшем удалении от Земли идет сфера неподвижных звезд. Все в пространстве от лунной сферы до Земли наполнена материей, которая состоит из четырех элементов: земли, воды, воздуха, огня. Пространство от сферы Луны до Солнца, планет и звезд, до самой границы космоса, наполненный эфиром, пятым элементом надлунную сфер. Они неизменны и находятся в круговом движении, тогда как Земля постоянно меняется, но остается неподвижной. Материальный мир существовал и будет существовать, не требуя надуманного мира идей. Изучение мира означает познание природных предметов и явлений. Это познание составляет содержание науки, в том числе и философии как науки о первых причинах и роды бытия. Главным ядром философии Аристотель считал науку о сущее (бытие), излагая его категории в той логической последовательности, в которой они берут содержание в действительности. Основой бытия Аристотель считал материю. Она существует вечно и не исчезает. Если бы она возникала, то нужно было бы искать ее предшественников, что противоречит действительному положению вещей.

Основа каждой вещи, материя бывает первой и второй. Первая материя - это материя не определена, не оформлена, общий субстрат, и ее не следует отождествлять с чем-то конкретным. В бытии она проявляется сочетанием четырех элементов (земли, воды, воздуха, огня). Результат их различных сочетаний в разных отношениях и есть бытие. Материя вторая - это строительный материал вещей, материя оформлена, определена благодаря деятельности формы. Последняя из потенциального бытия образует истинное реальное бытие, что в своей конкретности является единством материи и формы. При этом Аристотель рассматривал материю пассивным, потенциальным бытием, бытием возможности, тогда как форму - активной, активным бытием, его активным началом. Как и материю, форму он делил на первую и вторую. Первая форма лишена материальности, наиболее совершенная, то верховный ум, который мыслится сам и не поддается никаким изменениям, а вторая - это формы конкретных вещей, которые задают их определенность.

В учении о бытии Аристотель выступал как диалектик, подчеркивая, что оно находится в состоянии постоянных изменений, движения, благодаря чему идет становление бытия. Движение Аристотель связывал с конкретными формами бытия, указывая, что за вещами движения не существует. Движение "был во все времена и во все времена будет", а его источником является соотношения материи и формы, где вторая действует на первую, вызывая определенные изменения, и там, где нет столкновения материи и формы, нет и самого движения. Доходя основном к пониманию движения как самодвижения, Аристотель тем как допускал существования первого двигателя - Бога, который служит внешней причиной всякого движения, тогда как ему это движение не сообщается. Он приходил к пониманию движения как изменения в целом, превращение потенциального бытия в актуальное, реализацию осуществление сущего.

Давая одну из первых классификаций форм движения, Аристотель наиболее общими из них считал субстанциальный (возникновение и уничтожение), количественный (увеличение и уменьшение), качественный (переход одной вещи в другую), пространственный (изменение места). Аристотель отмечал, что всякое движение происходит благодаря наличию определенной причине, а именно: материальной, формальной, действующей, конечно. Материальная причина содержится в первой материи, является потенциальной причиной. Формальная связана с формой, тем активным принципом, который творит из материи истинную реальность. Действующая причина также соединена с источником движения, процессом перехода возможности в действительность. Конечная причина объясняет цель и смысл движения, реализацию цели, которую Аристотель называет энтелехией. Указывая, что нужно знать все причины, решающее значение он все же оказывал формальной и конечной.

Вместе, поставив вопрос о причинности, Аристотель признавал объективность необходимости и случайности, называя необходимостью то, что должно быть обязательно, или чего не может не быть, фактически понимая под необходимостью деятельность формы. Случайность выступала здесь как деятельность материи, сопротивление форме, то, что может быть другим. При рассмотрении проблем бытия Аристотель ставил вопрос о тесной связи конкретного бытия со временем и пространством, отмечая их тесной взаимосвязи с движением. Время он определял как число движения, проявляется относительно предыдущего и последующего, а пространство истолковывал как особую реальность, которая проявляется в движении тел, существуя независимо от них.

Основные положения теории познания Аристотеля органично вытекали из его понимания души, взаимосвязи души и тела. В целом он придерживался точки зрения, что душа присуща всем объектам, которые относятся к живой природе, то есть растениям, животным и человеку. Согласно этому выделял три уровня души: вегетативную (душа растений как определенная способность к жизни), чувственную (животная душа), разумную (свойственную только человеку). Подчеркивая взаимосвязь души и тела и подчеркивая, что деятельность души обусловлена состоянием тела, в котором душа не существует без материи, Аристотель рассматривал душу как господствующий принцип, а тело - принцип подчиненный, поскольку "душа есть причина и начало живого тела" , "причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел". Наличие различных частей души приводит их отношение к миру. Восприятие - это способность чувствовать характерны для низших частей души, тогда как способность мыслить является функцией души разумной. В широком смысле разумную душу Аристотель рассматривал как ту часть, которая познает и мыслит. Если чувство тесно и неразрывно связаны с телом, то ум (разумная душа) не связан с телесностью. Отсюда понимание Аристотелем процесса познания. Он признавал первичность материального мира по отношению к воспринимающего субъекта, считая основным и первым уровнем познания чувственное познание, с помощью которого мы получаем знание конкретного бытия, овладеваем единичным, индивидуальным. Достижение общего является привилегией разума, опирающегося на чувственный опыт.

Конкретными же путями познания Аристотель считал ощущение как познание конкретного бытия, дает единичные понятия: представление - повторение в мозгу человека взаимодействия ощущений; опыт - результат повторения ощущений и представлений; искусство и науку. Чувственное познание, по его мнению, являются в основном истинным, а ошибки возникают тогда, когда познание от ощущений и восприятия переходит к представлениям. Ошибки преодолеваются сочетанием чувственного восприятия предмета с соответствующим понятием, благодаря чему истина предстает как соответствие мысли предмету. Достижение истины является прерогативой научного познания. Поскольку ощущения дают нам знание единичного, а задачей науки является достижение общего, то высшей ступенью познания является рационам, не знание в форме понятий. Чтобы проникнуть в сущность предмета и явления, надо абстрагироваться от конкретного, свести все к общему, и достигается методом индукции. Однако этот метод является лишь одним из возможных подчиненных. Общие понятия имеют сверхъестественный характер, доведены раньше, поэтому в процессе познания нужно идти от общего к единичному, т.е. опираться на метод дедукции. Этот метод в философии Аристотеля является основным методом научного познания как цели души на понимание общих представлений.

Аристотеля, с полными на то основаниями, называют создателем логики. Именно он впервые выделил логику как особую науку, орудия научного познания, сделал ее руководством и средством научного исследования. Он выделил основные формы мышления (понятие, суждения, умозаключения), сформулировал основные законы логики (закон тождества, закон противоположности и закон исключенного третьего). Важным достижением Аристотеля в области логики стали обоснование первой научной теории о категорические силлогизмы, разработка правил дефиниции и определения понятий, принципов построения научной систематики.

С учением Аристотеля о силлогизмы, разработкой общего метода познания связаны рубрикация понятийных форм, вичленувания категорий как родовых понятий не только на уровне бытия, но и сущности. Такими категориями Аристотель называл сущность, место, время, качество, количество, отношение, действие, положение, обладание, страдания. Характерно, что в отличие от Платона, онтологизував категории, Аристотель рассматривал их и как роды бытия, и как роды познания, благодаря чему они приобретали как онтологического, так и логико - гносеологического статуса, выступая основными родовыми понятиями, в которых отражались свойства бытия и их отношения, сущность вещей в определенном аспекте и с определенной стороны. Разработка логико - методологического аспекта категорий, его выход в методологию научного познания выявили значительное влияние на изучение природы, в том числе и органической, за что Аристотеля с полными основаниями называют "отцом биологии". Он дал одно из первых определений жизни, выдвинул принципы классификации живых существ, общее представление о происхождении живых форм и их генетическая взаимосвязь в виде "естественной лестницы", заложил основы эмбриологии как науки, чем сделал значительный шаг в обосновании концепции эпигенеза и трансформации.

Однако, как и его предшественники, Аристотель не ставил вопрос о движении сущности, оставалась для него стабильной и неизменной. Считая главной особенностью сущности то, что "как тождественное и одна по числу, она через собственные изменения силах противопоставляться", он ограничился выводом: для категории сущности движения не существует, потому существенное ей противоположное. Такой вывод привел к тому, что живая природа описывалась им не в динамике, а в статике, описательного подхода к исследованию живой природы. Телеология, переоценка силлогизмов и дедукции во взглядах Аристотеля позже были использованы для возрождения мистических иррационалистических ученик в период развития средневекового мировоззрения.

Значительное место в творчестве Аристотеля занимало учение о развитии и организации общества, происхождения и сущности государства. Верный своему методологическому подходу, он обращался к познанию действительности и при формировании своих взглядов на идеальное государство: изучил обширный материал по истории политической организации греческих полисов, описал почти 150 государств с различными формами правления. Рассматривая человека как политическое животное, Аристотель считал, что государство свойственна людям от природы, формируется для достижения блага. Человек, с его точки зрения, не может жить, чтобы не дать себе подобного существа. Вот почему первой формой государства выступает семья, благодаря которой возникают поселения. С развитием обмена возникает и само государство как форма общения нескольких поселений, общин. Форма государства зависит от расстановки политических сил.

Государственные формы могут быть правильными и неправильными. К первым Аристотель относил монархию, аристократию, республику, в других - деспотию, олигархию и демократию. Сын своего времени, Аристотель последовательно защищал рабовладельческий строй, который он считал естественным состоянием организации человечества, утверждая, что уже с самого рождения одни существа должны подчиняться, а другие - властвовать, одни становятся рабами, а другие занимают господствующее положение, становятся рабовладельцами. Вместе, утверждая, что общество свободных людей должна состоять из трех состояний (богатых, бедных и среднего сословия), он резко выступал как против крайнего богатства, так и крайней бедности.

Большое богатство Аристотель рассматривал как следствие противоестественного способа обогащения, что противоречит человеческому разуму и государственной строении, а совсем бедных он считал гражданами второго сорта. Лучше функционирования государства он связывал с деятельностью среднего класса (состояния), видя главная задача государства в предотвращении чрезмерного накоплению имущества, чрезмерному росту политической власти в руках отдельных граждан, содержанию рабов в повиновении. Идеальной Аристотель видел такое государство, которое обеспечивает максимально возможный уровень счастливой жизни для наибольшего числа свободных граждан с их обязательным участием в жизни государства, прежде политическом.

Обращаясь к реальной жизни, Аристотель искал обоснование и для своих этико - нравственных взглядов, выводя моральные принципы из положения человека в обществе и его отношение к государству, которое требует от своих граждан определенных добродетелей, без которых невозможно достижение благоустройства общества. Эти добродетели он разделял на разумные, которые относятся к умственной и интеллектуальной деятельности и возникают благодаря обучению, и этические, связанные с привычками человека. Отстаивая принцип активности человека, основу благотворительности, благополучие ее жизни Аристотель видел в умеренности, отказ от крайностей.

Философия Аристотеля, благодаря фундаментальности теоретических обобщений и переосмыслению взглядов своих предшественников, стала не только завершением античной философской мысли, но и основой дальнейшего развития мировой духовной культуры, формирование ряда философских направлений. Естественно, что отношение к ней в разные исторические эпохи было неодинаковым, как неодинаково было отношение к самой философии. Однако и сегодня, переосмысливая многие проблемы, мы нередко обращаемся к творческому наследию этого выдающегося мыслителя. Творчество Аристотеля подвела итог классической древнегреческой философии, по которой наступил ее эллинистический период.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии