Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Хрисиши с Сол (280 - ок. 208/204 до н. Н.э.) осуществил систематизацию философии Стои, завершил ее формирования. Он был мыслителем, о котором говорили, что не будь Хрисиппа, то не было бы и Стои. Наиболее плодовитый из античных авторов, он написал 705 работ из логики, этики.

Ценность этих произведений заключалась в том, что Хрисипп не только излагал свою точку зрения, но и широко цитировал других авторов. Как и Зенон, философию он разделял на логику, учит мыслить, оперировать понятиями, делать суждения и умозаключения, физику и этику. Саму философию Хрисипп рассматривал как "упражнение в мудрости", ставил в центре ее логику и подчеркивал, что без логики не возможны ни физика, ни этика.

В мировоззренческом плане стоицизм - достаточно сложное философское образование, специфически объединяло аристотелизм учению Гераклита. Понятие "мир" (космос) использовалось стоиками в трех значениях: как Бог, есть уединенная качественность всей сущности, не погибает и не возникает, создатель всего мироздания, что через некоторое время растрачивает в себе все сущности и вновь порождает их из себя, сама мироздание, т.е. звездный мир, и, наконец, единство того и другого. Целом мир в учении стоиков - это особая качественность всеобщей сущности, строение, которое включает небо и землю с их сущности мы, или строение, которая включает богов, людей и все то, что для них возникает. Мир один, конечный, шаровидный, ибо в таком виде он больше удобен для движения. Как органическое единство и целостность мир находится в состоянии постоянных изменений и преобразований, предлагая общую согласованность и полная взаимосвязь частиц со всем целым миром. В вопросе о мироздании стоики различали начала и основы. Начала не возникают и не исчезают, они бестелесные, не имеют формы. Такими началами является материальное (материя) и духовное (Разум, Логос, Бог). Стоики признавали первичность материи, но рассматривали ее как пассивное начало, а духовное - активное, действенное. Разум, Логос, Бог в учении стоиков является одним и тем же. Существующие сам по себе, Бог (Разум, Логос) содержит в себе семена всех вещей, является живой, бессмертной, разумной, совершенной существом. Бог - это разум и счастье, которые не допускают ничего плохого. Его промысел - над миром, над всем, что есть в мире. Бог не человекоподобный, он создатель всей совокупности, отец всего. Всего Бог стоиков - это тот же космос, только активный, действующий. Он содержится в материи, соединенный с ней и является деятельной, творческой силой самой материи, творческое начало в природе, заложенная им программа собственной деятельности. Именно он порождают четыре основы - огонь, воду, воздух, землю.

В отличие от начал основы - это то, с чего все возникает и во что все превращается, составляя бескачественных сущность - вещество. Огонь есть горячая основа, вода - влажная, воздух - холодная, земля - сухая. Из огня, который занимает верхнее место, возникает круг неподвижных звезд, у планет, у воздуха, по воздуху - вода, а в основе всего содержится земля. И все же особое внимание стоики уделяли огня, рассматривая его, как и Гераклит, первоначальной субстанциальной основой всего сущего. По их мнению, все возникает из огня, и все со временем "мирового рока" превращается в огонь, погибает в нем. Эта "мировой пожар" через каждые 10800 лет ведет к возрождению космоса, перехода его от свернутого к развернутому состояния, где космос снова выходит из огня, чтобы со временем вновь в него. Кстати стоики разделяли на телесные и бестелесные (несколько), относя к последним пространство, время, пустоту и чистые формы мысли.

Пространство рассматривался ими как нечто, способное к заполнению, пустота - как пространственное окружение. Время стоики определяли через пространство как "расстояние движения", сводя его к протяженности мирового движения, меры протяженности. Связывая пространство и время с движением, последний стоики разделяли на смену телами своего места (пространственное перемещение), изменение качества и движение под действием напряжения, под которой понимали деятельность пневмы. Что же до начала мира, то он был тогда, когда сущность из огня через воздух превратилась в воду, самые плотные частицы которой сгустившийся в землю, самые тонкие образовали воздух, а тонкие - огонь. Затем, из сочетания этих основ, возникли растения, животные и другие породы. Из огня и воздуха образовалась пневма, духовное начало, увеличение напряжения которой означало рост духовности в мире, образование специфической иерархической лестницы бытия, четырех царств природы: неорганической, флоры, фауны и человека. В неорганической природе пневма предстает как слепая необходимость и причинность, в растительном мире - слепая формирующая сила, в мире животном - разумная душа, которая стремится к объективной разумности. Максимального напряжения пневма достигает в стоического мудреца, идеального человека стоиков.

Следует отметить, что пневма в учении стоиков - это не просто физическая смесь воздуха и огня, а духовность, мировой дух и даже мировой разум. Чем больше в этой смеси огня, тем она умнее. Высшая разумность - чистый огонь, что и является Богом стоиков, только не физически, а духовно, хотя эта духовность единственная с физическим. Пневма есть разум и логос космоса, тогда как чистый огонь есть разум Бога и сам Бог. Однако и такое чисто пантеистическое понимание Бога у стоиков возвращалось телеологизациею природы, диктатом божественного провидения. Если у Аристотеля Бог не задает никаких целей миру, Бог стоиков всем управляет, все предусматривает и подчиняет главной цели - своей победе над миром в самом мире. Поскольку Бог стоиков является космическим разумом, то его целью становится победа разумного над неразумным, высшего над низшим, единства над множеством, определения судьбы всего в мире до частностей и мелочей. Все становится игрушкой судьбы, рока, фатума, тем более что причинение из будущего мыс-литься стоиками как целевая причина. Телеологизм и провиденциализм стоиков, исключая всякую случайность, возвращаются боговиправданням, поскольку наличие в мире добра и зла несовместима с целесообразностью, а по отношению к человеку - фатализмом, который превращает ее в пассивную оружие судьбы, хотя и, кажется, разумного.

Человека стоики рассматривали как общественное существо и одновременно как часть природы с ее стремлением к самосохранению, которое направляет человеческое поведение, подводит к заботе о благе мира в целом. Уподоблюючы человека космоса, они отмечали, что поскольку природа всеобщей художницей, то человек - копия этого идеального образца, потому что в ней есть все то, что и в мире. Как и космос, человек состоит из четырех стихий - тело из воды и земли, душа - из смеси воздуха и огня (пневма), где разум является частью космического разума, а человеческая душа - частью космической души. Человеческая душа состоит из восьми частей: пяти чувств, способности к языку, половой способности и центральной части, в которой локализуются мышления и вся психическая деятельность - гегемоник. Стоики допускали смертности души, но признавали, что души с особенно высоким тонусом могут жить некоторое время после смерти тела в пределах одного "мирового года". Эта способность приписывалась демонам, душам мудрецов, умерших телесно. Общество же возникает естественным путем, уподобляясь космоса, как единой большой общине, которая открыта для всех, где люди независимо от пола, социального положения и этнического происхождения равны по природе. Государственная власть здесь распространяется только на внешнюю сторону деятельности человека, тогда как внутренне все люди остаются свободными. Отсюда Зеноном выводилась утопическая концепция всеобщей государства, в котором свободные и рабы, греки и варвары, богатые и бедные равны, а высшей целью человеческой общности является преодоление того, что разъединяет людей, - слияние в единое космическое братство, образования вселенской органической целостности , которая была единой жизнью и единственным распорядку, подобно стаду, которое пасется на совместном пастбище.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии