Утопия Зенона, космополитическая по своей сути, имела основания в жизни тогдашнего общества с его стремлением к расширению горизонтов античного мира, но вращалась тоталитаризмом, который Александр Македонский, а позже Римской империи со своим организационным гением пытались воплотить на практике.
Когда все едино унифицируется, уничтожается разнообразие системы, тогда не существует потребности в живой деятельной личности, а тем более ее свободы. Надо подчинить себя этому унифицированном молоха, надеясь на чудо или провидение, ибо в стоическом рок не было места для свободы. Она здесь может функционировать только как "славное познание необходимости" и соблюдение ее, и становилось идеалом стоического мудреца - гражданина космической общины.
В теории познания стоики занимали позиции сенсуализма, считая основой познания чувственное восприятие, которое возникает под действием единичных конкретных вещей. Сравнивая душу ребенка, только родился, с чистым папирусом, постепенно заполняется знаками благодаря восприятию окружающего мира, стоики доказывали, что в объективном мире не существует ни идей Платона, ни форм Аристотеля, а понятием как таковым туг ничто прямо не отвечает. Реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными свойствами. Понятия о них возникают благодаря ощущением и восприятием, которые, накапливаясь в нашей памяти, создают представление, позволяют выделять существенные признаки вещей, которые повторяются, формировать понятия. Роды и виды - это только общие понятия, имена, которыми обозначаются подобные предметы, тела.
Как и первые предшественники номиналистического сенсуализма, стоики время не отрицали роли общих понятий, рациональных форм мышления, широко используя категориям и постоянно обращаясь к проблемам логики. В отличие от Аристотеля категориальная сетка стоиков ограничивалась такими категориями: субстанция (сущность), количество, определенное качество, отношение согласно определенным качеством. Логика рассматривалась ими как учение о языке, предмет которого - знаки и то, что они обозначают. Отсюда разделение логики на две части: учение о размышления в виде непрерывной речи (риторика) и учение о размышления в виде вопросов и ответов, определение истинного и ложного (диалектика).
Если скептики отрицали возможность объективной истины, то стоики приходили к выводу, что при всех различиях в отношении своих познавательных ценностей и субъективности восприятия могут строить объективно истинную картину мира. Обоснованием этого вывода стало учение о схватывая (каталептическое) представление (типа фантазии каталептика), которое возникает под действием природы при участии субъекта восприятия, но не допускает никакой субъективности. Оно схватывает предмет непосредственно, требует ясности и очевидности, заставляя человека к согласию представления с тем, что воспринимается.
При определенной спекулятивности гносеологии стоиков, где вера в провидение и подмена им естественных причин меньше всего способствовали конкретным наукам, учение о каталептическое представление впервые поставил вопрос о том, что для процесса познания нужны не просто стихийные и случайные восприятия, а методические, специально организованные наблюдения . Так, стоики считали, что при каталептическое представлениях органы чувств должны находиться в нормальном состоянии, сама же человек должен быть здоровым и трезвым, а предметы наблюдения - удобно расположенными и на определенном расстоянии от субъекта. Требовалось, чтобы среда между объектом и субъектом не искажало образ предметов; восприятия велись определенное время, а повторные восприятия тех же тел должны подтверждать, дополнять и проверять первоначальные их восприятия. Значительный задел внесли стоики и в разработку проблем логики, став предшественниками современной предикатной логики.