Понимание философии стоиками как "упражнения в мудрости" подчинялось вполне определенным практическим задачам - достижение человеком счастья. В поисках путей к этому они опирались на веру в провидение и разумный план космоса, где процветания
, высшее счастье и наслаждение возникали как результат гармонии воли человека и воли Бога как вселенского разума. Единственным благом такой жизни усматривалось добродетельным, стремление к которому и есть счастье. Главными добродетельным мы стоики считали разумность, умеренность, справедливость, доблесть, которым противопоставлялись глупость, несправедливость, разврат, трусость. Первые являются состояниями разумной души, основой благочестивой жизни, тогда как вторые - неумные и неестественные движения души, основанные на пристрастиях (печали, страха, удовлетворении, желании), ведущие ко злу.
Стоики признавали действительное существование как того, так и другого, где наличие зла необходима для того, чтобы, терпя его и преодолевая своим терпением и своей покорностью, человек мог упражняться в добродетельным и укрепляться в нем. Однако ни добро, ни зло не зависят от нашей воли. От воли человека зависит только отношение к ним, потому что от нас зависят не сами обстоятельства жизни, а лишь отношение к этим обстоятельствам. Мудрость заключается в том, чтобы понять, что есть истинное добро и что есть истинное зло, и не является ни то, ни другое, принять все, как оно есть: жизнь и смерть, здоровье и болезнь, красоту и уродство, удовольствие и страдания, славу и позор. Человек не может повлиять на них, но она может над ними подняться, согласовать свою жизнь с природой, которая относится к человеку как целое к частице, не желать того, что ей не подвластно.
Поскольку природа полна богорозумом, то жить с природой означает жить согласно разуму, что и является обязанностью человека. Человек как часть природы должен жить в гармонии с ней, жить разумно, а жить разумно значит жить бесстрастно, где благочестие само по себе является наградой. Стоический мудрец - идеальный человек, воплощение такой жизни. Ему свойственны терпение, сдержанность, а его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья. В основе его радости лежит душевное спокойствие, источником которого является осознание своего долга и гармонии с космосом. Стоик не исключает полноты жизни, но он выше этого. Его же бесстрастие (апатия) и невозмутимость, безразличие (атаракс) идут не от слабости, а от силы большого напряжения пневмы, благодаря чему она становится безразличной к страданиям и счастье, только внутри себя находя главную и единственную опору.
Среди последователей Зенона, представителей Старой Стои называют Персея Китийського, Аристона хиосская, Ерилла Карфагенского, Дионисия перебежчики, Филона из Фив, Калипп из Коринфа, Сфера с Боспора, Диогена из Селевкии, Антипатра из Тарса. Взгляды большинства из них не отличаются оригинальностью и не выходят за пределы зенонивсько-хрисипповського стоицизма, кроме двух последних, с деятельностью которых связывается распространение стоицизма среди высших и средних сословий римского общества, который, переломившись через социально-политическое и культурно-духовную жизнь Рима , был продлен в Средней (Римской республике) Стои.