Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Понимание философии стоиками как "упражнения в мудрости" подчинялось вполне определенным практическим задачам - достижение человеком счастья. В поисках путей к этому они опирались на веру в провидение и разумный план космоса, где процветания

, высшее счастье и наслаждение возникали как результат гармонии воли человека и воли Бога как вселенского разума. Единственным благом такой жизни усматривалось добродетельным, стремление к которому и есть счастье. Главными добродетельным мы стоики считали разумность, умеренность, справедливость, доблесть, которым противопоставлялись глупость, несправедливость, разврат, трусость. Первые являются состояниями разумной души, основой благочестивой жизни, тогда как вторые - неумные и неестественные движения души, основанные на пристрастиях (печали, страха, удовлетворении, желании), ведущие ко злу.

Стоики признавали действительное существование как того, так и другого, где наличие зла необходима для того, чтобы, терпя его и преодолевая своим терпением и своей покорностью, человек мог упражняться в добродетельным и укрепляться в нем. Однако ни добро, ни зло не зависят от нашей воли. От воли человека зависит только отношение к ним, потому что от нас зависят не сами обстоятельства жизни, а лишь отношение к этим обстоятельствам. Мудрость заключается в том, чтобы понять, что есть истинное добро и что есть истинное зло, и не является ни то, ни другое, принять все, как оно есть: жизнь и смерть, здоровье и болезнь, красоту и уродство, удовольствие и страдания, славу и позор. Человек не может повлиять на них, но она может над ними подняться, согласовать свою жизнь с природой, которая относится к человеку как целое к частице, не желать того, что ей не подвластно.

Поскольку природа полна богорозумом, то жить с природой означает жить согласно разуму, что и является обязанностью человека. Человек как часть природы должен жить в гармонии с ней, жить разумно, а жить разумно значит жить бесстрастно, где благочестие само по себе является наградой. Стоический мудрец - идеальный человек, воплощение такой жизни. Ему свойственны терпение, сдержанность, а его счастье состоит в том, что он не желает никакого счастья. В основе его радости лежит душевное спокойствие, источником которого является осознание своего долга и гармонии с космосом. Стоик не исключает полноты жизни, но он выше этого. Его же бесстрастие (апатия) и невозмутимость, безразличие (атаракс) идут не от слабости, а от силы большого напряжения пневмы, благодаря чему она становится безразличной к страданиям и счастье, только внутри себя находя главную и единственную опору.

Среди последователей Зенона, представителей Старой Стои называют Персея Китийського, Аристона хиосская, Ерилла Карфагенского, Дионисия перебежчики, Филона из Фив, Калипп из Коринфа, Сфера с Боспора, Диогена из Селевкии, Антипатра из Тарса. Взгляды большинства из них не отличаются оригинальностью и не выходят за пределы зенонивсько-хрисипповського стоицизма, кроме двух последних, с деятельностью которых связывается распространение стоицизма среди высших и средних сословий римского общества, который, переломившись через социально-политическое и культурно-духовную жизнь Рима , был продлен в Средней (Римской республике) Стои.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии