Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Пирронивский скептицизм А. Лосев квалифицировал как интуитивно-релятивистский, основанный на резком противопоставлении разумно доказанного знания непосредственным данным иррационально-безусловного чувственного восприятия, хотя и то и другое для него становится одинаково истинным и одинаково ошибочным.

 

Скептические положения и метод здесь не анализируются и не уточняются, а принимаются исключительно равнозначно. Сам Пиррон только восхищался этой интуитивной безразличием ко всему, неспособностью всякого доказательства целом, поскольку всякое "да" должен обязательно какое-нибудь "нет" [29, т. 1, с. 24 - 26]. Но именно в таком виде скептицизм должен был найти некоторые конструктивные моменты, чтобы первоначальный скептический релятивизм не превратился в пустой и бессодержательный нигилизм. Обоснование этих конструктивных моментов и систематизацию скептицизма было осуществлено в I в. до н. е. Энесидема и Агриппой.

Энесидем происходил с о. Крит. Это единственный достоверный факт из его жизни. Вероятно, был современником Цицерона, который отчасти тяготел к скептической традиции. Есть предположение, что Энесидем жил в Александрии и он является автором "Восьми книг пирроновських речей", в которых обосновал основные аргументы в пользу скептической традиции после Пиррона и академического скептицизма Аркесилая и Карнеада. Содержание этих книг дошел до нас благодаря Секст Эмпирик, Диогену Лаертию и Фотию - византийском православном теологу IX в.

Кроме типичного ссылки на изменчивость мира, противоречивость движения, причинность, противоречивость понятий и суждений, которое нельзя считать одним из наиболее вероятных и истинных, чем противоположные ему, Энесидем выдвигает конкретные аргументации скептических положений в виде десяти тропов (способов). Первый из них доказывает невозможность суждений и необходимость воздерживаться от них из-за того, что каждый вид живых существ воспринимает мир по-своему, имеет о нем свои представления, второй - одно и то же имеет разных людей неодинаковое действие, третий - на разной строении органов чувств, в результате чего один и тот же предмет воспринимается по-разному, четвертый - на различия в условиях «принятие одного и того же предмета одним и тем же органом чувств. Эти четыре тропы фиксируют безусловность того явления, представление о вещи зависит от различия в объекте и субъекте, и называются тропами от того, кто судит. Сущность следующих тропов: пятый фиксирует различие в положении, расстояния и месте; шестой основывается на том, что предмет воспринимается не сам по себе, а умом субъекта; седьмой следует из соотношения вещей и строения имеющихся предметов; восьмой идет "относительно чего ", то есть существование вещей только в отношении с другими; девятой отмечает постоянства или редкости того, что попадается. Наконец, десятый троп построен на различиях обычаев, законов, верований и догматических положений как между собой, так и среди разных народов. К названным Диоген Лаэрт добавляет еще пять тропов, которые приписывает не Енесидему, а Агриппе.

Агриппа, как Энесидем, жил, вероятно, в Александры, но был моложе его, годы его жизни и деятельности относят к I - II вв. н. е., и о них нет каких-либо свидетельств в трудах античных историков. Так, Секст Эмпирик, достаточно подробно анализируя античный скептицизм, нигде не упоминает имени Агриппы, а Диоген Лаэрт называет его только один раз и никаких свидетельств о нем не сообщает. Рассматривая античную школу скептиков, он приводит десять основных скептических тропов, сформулированных Энесидема, отмечая: "последователи Агриппы добавляют к ним еще пять: от различия, от продолжения в бесконечность, от связи, от предположения, от взаимности". Сущность только что названных тропов состоит в том, что способ от расхождения прилагается к всякого исследования, философского и повседневного, и показывает, как много в них противоречивого и темного. Троп от продолжения в бесконечность не позволяет обосновывать исследования, потому что каждое обоснование требует своего, и так до бесконечности. Согласно способом от связи всякая вещь воспринимается не сама по себе, а как связана с другими, поэтому все они непознаваемы. Способ от предположения заключается в том, что человек считает возможным принять простые предметы как сами по себе и не требует для них обоснования, а это неправильно, потому что что-то другое всегда может допускать обратное. Способ от взаимности используется тогда, когда то, что необходимо для обоснования предмета, который исследуется, именно требует обоснования.

Тропы Агриппы целом совпадают с тропами Энесидема, но имеют свое отличие. Енесидемивськи тропы - это систематическое опровержение всякого догматизма через критику восприятия вещей, где на основании смешанного их существования в процессе подбора по возможности более широкой количества всяких свойств и их сравнение делается вывод о непознаваемость или невыразительность вещей в целом. Поэтому скептицизм Энесидема А. Лосев называет систематически-вещественным, или систематически-материальным релятивизмом, только уже не непосредственно интуитивным, как это было в Пиррона, а рефлекторным релятивизмом. Синтез всех форм античного скептицизма как систему абсолютного скептицизма завершил во II в. н. е. Секст Эмпирик.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии