Секст Эмпирик (кон. II - нач. III в.) - Один из тех античных мыслителей, о жизни и деятельности которого почти ничего неизвестно. Между тем, он был не только выдающимся теоретиком скептицизма, но и историком философии, с которым по объему историко-философской информации, анализом взглядов своих предшественников, помещенных в трудах "Против ученых", "Пиррон положения", может соперничать только Диоген Лаэрт.
Но, если изложение историко-философского материала у последнего сводился к простому описанию, то у Секста Эмпирика он представал как систематическое теоретическое введение к критике догматизации наук или теоретическое заключения этой критики, где в общую систему скептицизма включалась и собственная критика догматизма.
Центральное место в научном творчестве Секста Эмпирика занимала критика догматизма, в контексте которой он ставил и осмысливал вопрос специфичности спектицизму, понятия и процесса скептису, его разумной основы, критерия, суждения, вопросы истины и ее критерия, сущности отрицания и утверждения в скептицизме. Исходной основой взглядов Секста Эмпирика, как и его предшественников, служили различие между сущностью и явлением, те же бижучисть и изменчивость потока бытия, где каждая точка становления уходит в прошлое в тот самый момент, когда она появилась, а ее место заступает другая, с которой опять происходит то же.
Схватить и осмыслить бижучисть, изменчивость можно только с помощью диалектического закона единства и борьбы противоположностей, потому как мыслитель абстрактного типа Секст Эмпирик обращался к методу формально-логического закона противоречия, стремясь к осмыслению логической последовательности тех теорий, которые критиковал, все систематизируя и схематизируя при всей сложности того предмета, критиковался. С противоречивости понятий и суждений, взаимосвязи явления и сущности он приходил к выводу: никто ничего ни о чем и никогда не знает и не может знать, потому что такое сама вещь и что такое ее сущность мы не знаем и не можем знать, как и не можем ее ни назвать, ни помыслить, поскольку имеем дело не с самими вещами, а с их видимостью.
Однако в общей системе скептицизма Секста Эмпирика это отнюдь не означало того, что мы вообще не можем ни о чем говорить и мыслить. Мы можем говорить и мыслить, но это только кажется, что мы говорим мыслим. Сущность видимых явлений, вполне реальных самих по себе, для нас недопустима. Так что не надо ничего утверждать и отрицать, а только искать. Именно с последним связывал Секст Эмпирик смысл скептицизма в его собственном смысле слова. Идеальный представитель этого скептицизма, он в своих поисках объединял две различные области мысли, которые всем казались не только неодинаковыми, а также несовместимыми - всеобщее отрицание, или типично всеобщий релятивизм, и всеобщее утверждение: все, что существует, в то же время существует: все, что возможно, в то же время невозможно; всякое наше высказывание является одновременно и отсутствием его, всякая вещь, которая отличается от другой вещи, есть одночасовой тождественной с ней; всякое утвердительное суждение в то же время и отрицанием т.д..
Секст Эмпирик подвел итог 600-летнего развития античного скептицизма и, соединив всеобщий релятивизм с всезагальним утверждением, отверг представление о нем как о доктрине, которая в целом отказывается не только от мышления, но и от жизни и деятельности. Он показал, что скептики отнюдь не являются теми людьми, которым все надоело, которые не хотят жить, не придерживаются никаких убеждений, не любят никакой философии, отрицают все существующее, с презрением относятся к нему. Напротив, скептики хотят жить и действовать, иметь дело с добром или злом, где только учет того, что кажется, и дает возможность жить и действовать явлений жизни, в связи с тем, что кажется, а не на самом деле, поскольку то, что есть, неизвестно. Однако сфера этой видимости у скептиков настолько широка, что охватывает всю жизнь и весь мир, где можно жить, мыслить, действовать как угодно. Скептическое содержание и невозмутимость появлялись здесь специфической формой жизни и деятельности согласно жизненных ситуаций, формой защиты свободы человека, который способен жить и действовать так, как все, проявляя критическое отношение к жизни и деятельности. Как такой скептицизм сыграл не только отрицательную, но и положительную оценку в истории философии, становлении и развитии человеческого мышления.
Негативную роль скептицизм проявлял тогда, когда пытался играть самостоятельную роль, опровергая и схематизируя историко-философский процесс, в определенной степени оборачивалось снятием самой философии. Однако даже и в таком виде скептицизм выполнял оригинальную, сильную и глубоко эвристическую функцию, возбуждая ум к более критической оценки философского наследия, способствуя развитию методологии научного познания.
Скептицизм впервые раскрыл противоречия и противоположности в сложном процессе мышления и, не останавливаясь на поверхности явлений, пытался проникнуть в их глубину, ставя вопрос о том, что такое вещь и чем она является по отношению к самому себе, найти по конкретному содержанию, которым занята неразвитая сознание, логический, существующий принцип того или иного утверждения, что связывало скептицизм с диалектикой, особенно на стадии ее зарождения.
Однако диалектика в скептицизме не доходила до раскрытия возражения как общего процесса, необходимого для всякого явления. Запутавшись в богатстве и сложности человеческого мышления, античный скептицизм оторвал субъективную диалектику от объективной, превратил ее в доказательство отличия мышления от объективной действительности, вело к агностицизму, отрицание возможного тождества содержания знания с объектом. Указанное отражало реальное положение устарелости античной философии, последний взлет, а за ним и ее падение проявились в неоплатонизме.
Неоплатонизм, возрастая на почве эклектической конвергенции платонизма, пифагореизма, перипатетизма, стоицизма, оформился в III в. н. е., когда Ранняя Римская империя прекратила свое существование, а Поздняя еще не укрепилась. Как система абсолютного идеализма, которая включила в себя, кроме философских течений, Египта, греческий и иудаистську мифологию, неоплатонизм стал большой и по-своему эпохальной религиозно-философской системой, которая стала теоретической основой мировоззрения Поздней Римской империи. Наиболее характерными чертами неоплатонизма стали: трансцендентальное восприятие Бога как высшего существа, которое не сводится ко всему земному; отождествление мышления и существования как эманации (освещение) единого, а познание Бога как самопознание; одухотворение всего психического, высокая оценка человеческой индивидуальности, доходящая до теургии - операций превращения человека в Бога; представление о красоте и гармонии как отражение божественного творения мира. Обоснованием указанного неоплатонизм противостоял гностицизма и христианству, одновременно значительно повлиял на формирование последнего, просуществовав до XVIII в.