Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Секст Эмпирик (кон. II - нач. III в.) - Один из тех античных мыслителей, о жизни и деятельности которого почти ничего неизвестно. Между тем, он был не только выдающимся теоретиком скептицизма, но и историком философии, с которым по объему историко-философской информации, анализом взглядов своих предшественников, помещенных в трудах "Против ученых", "Пиррон положения", может соперничать только Диоген Лаэрт.

Но, если изложение историко-философского материала у последнего сводился к простому описанию, то у Секста Эмпирика он представал как систематическое теоретическое введение к критике догматизации наук или теоретическое заключения этой критики, где в общую систему скептицизма включалась и собственная критика догматизма.

Центральное место в научном творчестве Секста Эмпирика занимала критика догматизма, в контексте которой он ставил и осмысливал вопрос специфичности спектицизму, понятия и процесса скептису, его разумной основы, критерия, суждения, вопросы истины и ее критерия, сущности отрицания и утверждения в скептицизме. Исходной основой взглядов Секста Эмпирика, как и его предшественников, служили различие между сущностью и явлением, те же бижучисть и изменчивость потока бытия, где каждая точка становления уходит в прошлое в тот самый момент, когда она появилась, а ее место заступает другая, с которой опять происходит то же.

Схватить и осмыслить бижучисть, изменчивость можно только с помощью диалектического закона единства и борьбы противоположностей, потому как мыслитель абстрактного типа Секст Эмпирик обращался к методу формально-логического закона противоречия, стремясь к осмыслению логической последовательности тех теорий, которые критиковал, все систематизируя и схематизируя при всей сложности того предмета, критиковался. С противоречивости понятий и суждений, взаимосвязи явления и сущности он приходил к выводу: никто ничего ни о чем и никогда не знает и не может знать, потому что такое сама вещь и что такое ее сущность мы не знаем и не можем знать, как и не можем ее ни назвать, ни помыслить, поскольку имеем дело не с самими вещами, а с их видимостью.

Однако в общей системе скептицизма Секста Эмпирика это отнюдь не означало того, что мы вообще не можем ни о чем говорить и мыслить. Мы можем говорить и мыслить, но это только кажется, что мы говорим мыслим. Сущность видимых явлений, вполне реальных самих по себе, для нас недопустима. Так что не надо ничего утверждать и отрицать, а только искать. Именно с последним связывал Секст Эмпирик смысл скептицизма в его собственном смысле слова. Идеальный представитель этого скептицизма, он в своих поисках объединял две различные области мысли, которые всем казались не только неодинаковыми, а также несовместимыми - всеобщее отрицание, или типично всеобщий релятивизм, и всеобщее утверждение: все, что существует, в то же время существует: все, что возможно, в то же время невозможно; всякое наше высказывание является одновременно и отсутствием его, всякая вещь, которая отличается от другой вещи, есть одночасовой тождественной с ней; всякое утвердительное суждение в то же время и отрицанием т.д..

Секст Эмпирик подвел итог 600-летнего развития античного скептицизма и, соединив всеобщий релятивизм с всезагальним утверждением, отверг представление о нем как о доктрине, которая в целом отказывается не только от мышления, но и от жизни и деятельности. Он показал, что скептики отнюдь не являются теми людьми, которым все надоело, которые не хотят жить, не придерживаются никаких убеждений, не любят никакой философии, отрицают все существующее, с презрением относятся к нему. Напротив, скептики хотят жить и действовать, иметь дело с добром или злом, где только учет того, что кажется, и дает возможность жить и действовать явлений жизни, в связи с тем, что кажется, а не на самом деле, поскольку то, что есть, неизвестно. Однако сфера этой видимости у скептиков настолько широка, что охватывает всю жизнь и весь мир, где можно жить, мыслить, действовать как угодно. Скептическое содержание и невозмутимость появлялись здесь специфической формой жизни и деятельности согласно жизненных ситуаций, формой защиты свободы человека, который способен жить и действовать так, как все, проявляя критическое отношение к жизни и деятельности. Как такой скептицизм сыграл не только отрицательную, но и положительную оценку в истории философии, становлении и развитии человеческого мышления.

Негативную роль скептицизм проявлял тогда, когда пытался играть самостоятельную роль, опровергая и схематизируя историко-философский процесс, в определенной степени оборачивалось снятием самой философии. Однако даже и в таком виде скептицизм выполнял оригинальную, сильную и глубоко эвристическую функцию, возбуждая ум к более критической оценки философского наследия, способствуя развитию методологии научного познания.

Скептицизм впервые раскрыл противоречия и противоположности в сложном процессе мышления и, не останавливаясь на поверхности явлений, пытался проникнуть в их глубину, ставя вопрос о том, что такое вещь и чем она является по отношению к самому себе, найти по конкретному содержанию, которым занята неразвитая сознание, логический, существующий принцип того или иного утверждения, что связывало скептицизм с диалектикой, особенно на стадии ее зарождения.

Однако диалектика в скептицизме не доходила до раскрытия возражения как общего процесса, необходимого для всякого явления. Запутавшись в богатстве и сложности человеческого мышления, античный скептицизм оторвал субъективную диалектику от объективной, превратил ее в доказательство отличия мышления от объективной действительности, вело к агностицизму, отрицание возможного тождества содержания знания с объектом. Указанное отражало реальное положение устарелости античной философии, последний взлет, а за ним и ее падение проявились в неоплатонизме.

Неоплатонизм, возрастая на почве эклектической конвергенции платонизма, пифагореизма, перипатетизма, стоицизма, оформился в III в. н. е., когда Ранняя Римская империя прекратила свое существование, а Поздняя еще не укрепилась. Как система абсолютного идеализма, которая включила в себя, кроме философских течений, Египта, греческий и иудаистську мифологию, неоплатонизм стал большой и по-своему эпохальной религиозно-философской системой, которая стала теоретической основой мировоззрения Поздней Римской империи. Наиболее характерными чертами неоплатонизма стали: трансцендентальное восприятие Бога как высшего существа, которое не сводится ко всему земному; отождествление мышления и существования как эманации (освещение) единого, а познание Бога как самопознание; одухотворение всего психического, высокая оценка человеческой индивидуальности, доходящая до теургии - операций превращения человека в Бога; представление о красоте и гармонии как отражение божественного творения мира. Обоснованием указанного неоплатонизм противостоял гностицизма и христианству, одновременно значительно повлиял на формирование последнего, просуществовав до XVIII в.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии