Пафос неоплатонизма - учение о загробной, сверхразумного, надбутийне першоедине и мистический экстаз как средство приближения к першоединого (бога), что вполне закономерно. Ведь осмысление чувственно-материального космоса как живого организма не могло ограничиваться только одними чувственными восприятиями
, а требовало предельных обобщений чувственных вещей как чисто чувственного восприятия идеального мира, когда все идеальное вдыхается подобно воздуха и вместе с ним ощущается как тепло живого организма.
Такой переход к идеальному восприятию мира, намитившись в стоическом платонизме Панетия и Посидония, усилился в пифагорейской платонизме Ранней Римской империи (I в. До н. Н.э. - I в. Н. Э) Александра Полигистора, Аполлония Тианского, среднего платонизма Плутарха Хиренського , Аггулея Мадарата, Никомаха, Нумения, аммония Саккаса и др.. Они разрабатывали и отстаивали общее представление о трансцендентного Бога, превосходства нусу от души, где истинным бытием является только Бог, который и является чистое бытие, единственная первооснова сущего, определенную иерархизации богов в виде высшего, трансцендентного Бога, бога-не-божителя и демонов.
Интенсификация разработки учения о всеобщем единственное, стоящее выше объединяющих принципов, выше космической души и даже надкосмических ума, особенно отчетливо проявляется в Нумения, доходя до предсказания знаменитой неоплатоновского триады Плотина. Сливая единое и ум в одно, он выделял первый ум - выше всякой деятельности, второй - демиург, создатель мира, деятельный и творческий, третий - создан и материальный. Но если нуменом еще какой-то мере сохранял элементы натурализма, насыщая платонизм образами иудейской мифологии, то Аммоний Саккас вполне отвергал материальную природу ума, элементы натурализма в понимании души стоически платоников, рассматривая ее как неделимую, свободную причину движения тел, а первое начало как выше всякого распределения и самого ума.
Обращаясь к истории становления неоплатонизма и его трансформаций, следует сосредоточить внимание на усилении связи платонизма с иудаизмом. Основанный еще по инициативе Деметрия Фалерского переводом "Ветхого Завета", эта связь наиболее полно отражен в творчестве Филона Александрийского.