Филон Александрийский (21 или 28 до н. Э - 41 или 49 н. Н.э.) философски переосмыслил иудаистський монотеизм с позиций платонизма, он иудейского бога Яхве с жестокой антропоморфной существа превратил в выше, абстрактное, духовное начало.
Правда, сделать это было не так уж трудно, потому что в иудаистський мифологии Яхве не имел четкого образа. Тем более в учении Филона Александрийского Яхве предстал безличным, единственным, всегда ровным и с чистым умом, благом, красотой, что сближало его с идеей блага Платона. Яхве превращался в Бога - творца, самое чистое мышление, функции которого проявлялись через логос и идеи, которые пожизненно существуют в Боге, приобретают самостоятельность и образуют бестелесный, отчужденный от Яхве мир логоса и воплощен в него мир идей. Последние - это не только прообразы, но и то, что творит вещи. Они самостоятельны, но мир чистого логоса и чистых идей, вторичные от Яхве, и есть передзображенням чувственного мира, где идеи - совокупность вещей, а логос - вечный закон, который не ограничивается Яхве. Бог выше логоса и может нарушать законы природы, творить чудеса. Философский логос теологизусться, мифологизируется как слово Бога, а это слово в Бога и есть именно Бог.
Осознавая, что для создания физически телесного мира мало идеального начала, Филон Александрийский, как и Платон, вводит Во-вторых, противоположное Яхве, логоса и идеям начало, несколько бесформенное, хаотическое, пассивное и неделимое, род материи как источника зла. Творения мира - не часовой акт. Оно пожизненное с Богом, который, создавая мир, создает и бестелесные души различной степени чистоты: чистые души, соединенные с богом, - ангелы, менее чистые - души людей. Эти души автономные в чувственном познании и в мышлении, обладают свободой воли. После смерти они могут попасть в сферу ангелов, логоса и даже самого Бога, но для этого надо освободить души от всех страстей и привязанностей ко всему земному. Этим и достигается блаженной жизни, что возможно как жизнь согласно законам Бога. Итак, в учении Филона Александрийского сочетаются греческий идеалистическая философия и иудейский мифологическое мировоззрение, где первое персонифицируется (идеи - не только объективные понятия, но и силы, логос - мудрость и слово Божие), второе деперсонализуеться (ангелы и демоны - идеи, силы Божьи - логос, Яхве - высшее единство). Это и есть переднеоиилатоигизм, который ожидает свою систематическую разработку.
В общем, уже в предыдущих синкретических построениях платонизма разрабатываются все принципы, специфические категории и нужно было только систематизировать все ступени сверхразумного единства - логоса, души и космоса. Это и сделал Плотин.