Плотин (204/205 - 270 н. Н.э.) родился в Ликополи (Египет). В 233 г. отправился в Александрию, где после длительного выбора стал учеником аммония Саккаса. Открыв свою собственную школу, мечтал о создании города философов - Платонополиса, но его мечтам не удалось сбыться.
Свои взгляды изложил в записях "Эннеады", которые были систематизированы и изданы его учеником Порфирием. Плотин создал систему неоплатонизма - последний синтез античной философии, где уже не было места ни для такой объективной субстанции, которая отвергала все остальное, ни для субъективного коррелята космической жизни, который хотел бы углубиться в себя и игнорировать материально-чувственный космос как универсальный объект. Не претендуя на оригинальное истолкование Платона, он заимствовал учение о едином, благо, о эрос, Бога-нуса-демиурга, о космической душе и о идеи, усиливая дуализм между миром идей и действительным миром. С точки зрения Плотина, все, что происходит, выходит из некоторого першоначала, или единого, которое существует вне мира и не дается в определениях. Все существующее является результатом эманации першоединого, что лежит за пределами множественного. Первым продуктом першоединого является нус (мышления и одновременно высокая степень бытия). Он из себя освещает душу, которая относится к умоспоглядального мира освещает вторую душу - природу.
Материя как предпосылка многообразия и неделимости всего земного является не только ниже продуктом развертывания першоединого, но и первопричиной зла всего мира человеческого бытия. А потому, чтобы достичь блаженства, человек должен отказаться от всего материального, приглушить в себе все телесные желания. Такое очищение (катараксия) включает в себя все добродетельным, помогает освободить душу для ее высшего предназначения - мышления и познания, цель которых - слияние с Богом. Именно Плотин объединяет диалектику трех ипостасей: единого, ума, космической души, воплощая эту триаду в чувственно-материальный космос, который перестает рассматриваться только как объект и как субъект, а выступает как такой космос, оживляется вечно подвижной душой , и оформлен в виде тонкой умственной конструкции, которая понимается как единое и неделимое целое.
Чувственно-материальный космос является субъектом, который включает всю духовную и умственную стихию, и объектом, охватывающая весь чувственно-материальный космос. Тождество субъекта и объекта специально фиксируется тем, что каждый из них является одновременно другим, т.е. не только субъектом и не только объектом, но нераздельной першоеднистю того и другого.
При всей иерархизации сверху вниз система Плотина все же не сводилась к мистике и теургии, хотя не исключала магической практики и диалектизация мифа. Она - чисто диалектическая, логическая конструкция с достаточно основательной разработкой проблемы разума, достигает небывалой утонченности и систематики. Но для практических выводов она оказывалась диалектикой магии и теургии, потому что когда единственное содержится везде и есть во всем, то всякая вещь становится прекрасной и фантастической. А если есть Бог, то и отдельный человек тоже является Богом. Практическая сторона такой магической и теургического отрасли следовал из учения Плотина, был разработан в творчестве Порфирия.