Прокл (412 - 485 н. Н.э.) родился в Константинополе, учился в Афинах, где и прожил всю свою жизнь. Продолжатель учения Плотина и Ямвлиха, он сознательно выдвинул и обосновал то, что было в зародыше его предшественников - неоплатоников, - идею триадичная развития, которая позже стала неотъемлемым элементом диалектического мышления как триада тезис - антитезис - синтез.
Система Прокла сложная как для восприятия, так и для изложения. В ней много надуманного, но одновременно и немало рациональных моментов, одним из которых является идея диалектического развития.
Исходной основой системы Прокла стала платоновская идея единственного в ее неоплатоновского интерпретации как першоединого и эманации из него всего сущего. Проклом это першоедине все больше обожествляется, ставится выше всякого понятия и бытия, превращается в исходное надбуттеве и сверхразумного першоначала, объявляется Богом вообще. Такое преобразование единого давало возможность ему устранить имеющуюся противоположность идеального и реального, субъекта и объекта, першодии и действия, перейти к свободному логического конструирования введением новых богов как универсальных логических моделей всякого бытия, рассмотрения эманации не просто становления, а диалектический процесс порождения в першоединому, выхода рожденного из него и возврата к нему. Первым актом эманации у Прокла выступило порождение некоторого надбутийного и единичного (геннеады), которое тоже есть Бог, единственный, но такое, что расчленяется на множественное, где постоянно изобилует единственное и множественное. Это тот самый (нус) Плотина и Ямвлиха.
Однако у Прокла ум - это не просто бытие, а бытие как становление, жизнь в мире ума, субъективный ум, с которым связано мышления, без которого ему нечего было бы мыслить. Как таковой он находится в себе, выходит из себя и возвращается в себя. Каждый из них имеет свою триаду с выходом на бутийни сферы, распадаясь на бытие разумное, интеллектуально разумное (жизни) и интеллектуальное (мышления). Все эти проявления ума связываются с богами, из которых освещаются мировые космические души, души богов, демонов, небесных тел, души полубогов - героев, души людей и животных. На этом уровне осуществляется переход от надбутийного мира к бутийного, мира сверхчувственного к чувственному, структурирования космоса в систему единства бытия и жизни - живого космоса, возникает прежде всего как бытие, потом как жизнь, а вместе - единство космического бытия и космической жизни, сфера олимпийских богов.
Природа в этом космосе снижается до вещественности, материи как продукта предельного ослабления божественной энергии. Но материя еще не зло. Оно находится не в материи, а вытекает из произвольного презрения низшего к высшему. Преодолевается зло не с помощью разума, науки. Физика, математика, этика, философия привлекают человека только к внешнему, низшего вида добродетельным. Выше него есть слияния человеческого разума с мировым разумом изнутри, а высшим благочестием - выход за пределы ума до единого. Последнее достигается экстазом, который выше всяких наук и всякого ума. Система Прокла была достроена изящными логическими конструкциями Дамаския.