Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Прокл (412 - 485 н. Н.э.) родился в Константинополе, учился в Афинах, где и прожил всю свою жизнь. Продолжатель учения Плотина и Ямвлиха, он сознательно выдвинул и обосновал то, что было в зародыше его предшественников - неоплатоников, - идею триадичная развития, которая позже стала неотъемлемым элементом диалектического мышления как триада тезис - антитезис - синтез.

Система Прокла сложная как для восприятия, так и для изложения. В ней много надуманного, но одновременно и немало рациональных моментов, одним из которых является идея диалектического развития.

Исходной основой системы Прокла стала платоновская идея единственного в ее неоплатоновского интерпретации как першоединого и эманации из него всего сущего. Проклом это першоедине все больше обожествляется, ставится выше всякого понятия и бытия, превращается в исходное надбуттеве и сверхразумного першоначала, объявляется Богом вообще. Такое преобразование единого давало возможность ему устранить имеющуюся противоположность идеального и реального, субъекта и объекта, першодии и действия, перейти к свободному логического конструирования введением новых богов как универсальных логических моделей всякого бытия, рассмотрения эманации не просто становления, а диалектический процесс порождения в першоединому, выхода рожденного из него и возврата к нему. Первым актом эманации у Прокла выступило порождение некоторого надбутийного и единичного (геннеады), которое тоже есть Бог, единственный, но такое, что расчленяется на множественное, где постоянно изобилует единственное и множественное. Это тот самый (нус) Плотина и Ямвлиха.

Однако у Прокла ум - это не просто бытие, а бытие как становление, жизнь в мире ума, субъективный ум, с которым связано мышления, без которого ему нечего было бы мыслить. Как таковой он находится в себе, выходит из себя и возвращается в себя. Каждый из них имеет свою триаду с выходом на бутийни сферы, распадаясь на бытие разумное, интеллектуально разумное (жизни) и интеллектуальное (мышления). Все эти проявления ума связываются с богами, из которых освещаются мировые космические души, души богов, демонов, небесных тел, души полубогов - героев, души людей и животных. На этом уровне осуществляется переход от надбутийного мира к бутийного, мира сверхчувственного к чувственному, структурирования космоса в систему единства бытия и жизни - живого космоса, возникает прежде всего как бытие, потом как жизнь, а вместе - единство космического бытия и космической жизни, сфера олимпийских богов.

Природа в этом космосе снижается до вещественности, материи как продукта предельного ослабления божественной энергии. Но материя еще не зло. Оно находится не в материи, а вытекает из произвольного презрения низшего к высшему. Преодолевается зло не с помощью разума, науки. Физика, математика, этика, философия привлекают человека только к внешнему, низшего вида добродетельным. Выше него есть слияния человеческого разума с мировым разумом изнутри, а высшим благочестием - выход за пределы ума до единого. Последнее достигается экстазом, который выше всяких наук и всякого ума. Система Прокла была достроена изящными логическими конструкциями Дамаския.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии