Оба эти процесса - эпохальные исторические явления, сыгравших значительную роль в становлении буржуазно-демократических обществ в Европе и создании основ новой европейской культуры. Реформация и Ренессанс тесно связаны между собой.
Идеи реформирования церкви высказывались многими мыслителями Ренессанса, а всесторонняя критика средневекового мировоззрения и утверждение принципов буржуазного индивидуализма со стороны гуманистов сыграли значительную роль в идейной подготовке Реформации.
Своего апогея реформационное движение достигает в XVI в., Когда многие европейские страны переходили к новой, протестантской церкви.
Марта Лютер (1483 - 1546) - идеолог реформационного движения, основатель немецкого протестантизма, который выступил против церкви как единственного посредника между Богом и людьми, против внешней обрядности и морального упадка римской церкви, против католического духовенства вообще. Для лютеранства характерно утверждение внутренней религиозной свободы человека с одновременным освящением ее зависимости в светской жизни.
Более радикальное реформаторское учение - кальвинизм. Оно стало идеологией первых буржуазных революций в Голландии (XVI в.), В Англии (XVII в.). Его основателем был французский теолог Жан Кальвин.