Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

С окончательным падением Киевской Руси (середина XIII в.) Начинается новый период в жизни украинского народа. Распад русских земель на отдельные удельные княжества, общины привел к тому, что они постепенно попадают под колониальную зависимость Венгрии, Польши, Литвы.

 

Некоторое время еще сохраняются какой-то мере законы, права украинского народа, ведущее место занимает православная церковь, но начиная с середины XV в. отменяются русские права, заводятся новые порядки, наступает упадок староукраинского строя, а на смену ему приходят окатоличивания и ополячивания.



Украинский народ испытывает давление и со стороны других врагов - Турецкой (Османской) государства и Крымского ханства и Московского государства. Что касается последней, то она, избавившись в 1480 г. зависимости от Золотой орды, заявила свои претензии на украинские земли, считая себя наследницей Киевской государства. Постоянные военные конфликты между Московским государством, Литвой и Польшей обездолювалы украинский народ. Имея перед собой таких "покровителей", украинский народ был больше подвержен Москвы, после падения Константинополя объявила себя "третьим Римом", а затем и единственным защитником православной веры. Стремление Москвы освободить украинские земли от чужой веры - католицизма - вызывало симпатии украинского народа, стремление к союзу с ней в борьбе за свое освобождение.

Такое положение украинского народа в этот период негативно повлияло на его духовную культуру, однако не привело к полному культурного упадка. Культурный процесс на украинских землях продолжался, но это развитие очень часто шел не по своим собственным законам. По философской мысли XIII - XV вв., То и она имела место в этом процессе. К сожалению, достижение философов - мыслителей той поры еще мало исследован. Заслуживает большего внимания философское осмысление народного фольклорного творчества того времени, ярким выразителем которой были народные думы с их реальными героями - защитниками украинского народа от поработителей.

В духовной культуре Украины XIII-XV вв. начинают проявляться тенденции и явления украинских Передвидродження. С XIII в., Кроме церковно-богословских, появляются произведения светского характера, ярким примером которых является Галицко-Волынская летопись - один из первых украинских прозаических произведений. Это отдельный летописный свод, начало которого был потерян, а затем идет упоминание о смерти Романа Мстиславича (19 июня 1205 г.) и заканчивается летопись 1292 Здесь даются сведения о жизни и деятельности Даниила Романовича, других исторических личностей, об исторических событиях того времени . Гуманистическая направлен, это произведение пронизано идеями служения Отечеству, его защиты от врагов, необходимости в объединении украинских земель. Храбрость, мужество, рыцарская честность - лучшие черты, которыми авторы летописи наделяют своих героев, и прежде Даниила Галицкого.

В культурной жизни Украины широко распространяются еретические учения и свободомыслие. Одним из таких учений было богомильство, которое выступало против официальной церкви, против "отцов церкви". Значительное влияние на них должны реформаторские движения, произошедшие в странах Западной Европы, апокрифическая литература, особенно дуалистического и эсхатологического содержания.

В 50 - 70-х годах XIV в. богомильство перевернулось в Новгород и Псков и вылилось в так называемую ересь "стригольников", проводниками которой были дьяк Никита и цирюльник Карп. Идеи, взгляды "стригольников" сводились к признанию двух начал мира: Бога как творца невидимого духовного мира, творца неба и добра и дьявола как творца видимого земного телесного мира, в том числе человека, творца зла. "Стригольники" выступили против официальной церкви, считая ее слугой дьявола, отвергали догмы о бессмертии души и загробной райской жизни, не признавали церковных обрядов, икон и т.д..

В XV в. культурно-литературной жизни в Украине заметно оживляется, собираются силы, близкие по духу к гуманизму. Во второй половине XV в. выходят выдающиеся памятники украинским книжного искусства - "Льствица", "Златоструй", осуществляются новые редакции "Киево-Печерского Патерика", растет количество переводных произведений. В этот период в Украине появляются произведения чисто философского содержания, и возникновение их связывают с так называемыми "зжидовилимы", представителями религиозного еретического учения, которые тоже, как и "стригольники", выступили против многих церковных порядков - отвергали церковные обряды, моления перед иконами и мощами, не признавали монашества т.д.. "Зжидовили" утверждали, что нет святой Троицы, Иисус Христос еще не родился, а тот, кто выдает себя за него, - просто человек, а не Бог. Они отстаивали веротерпимость и свободу религиозных взглядов, выступали против осуждения еретиков и других отступников. Церковь дважды (1490 и 1504 гг) прокляла эту секту, разгромила ее и казнила многих ее сторонников.

Литература "зжидовилих" состоит из нескольких переводных произведений богословско-философского содержания, среди которых "Логика Авиасафа" (в переводе имеет еще название "Киевская логика") - часть произведения арабского философа XI - XII вв. аль-Газали "Стремление философов", "Речь Моисея Египтянина" ("Логический словарь") - еврейского философа XII в. Моисея Маймонида.

"Энциклопедией" киевских "зжидовилих" называет Д, Чижевский "Аристотелю врата", или "Тайная тайных", - книгу арабского происхождения XI-XII вв., Переведенную из древнееврейского сокращенной переработки. Содержание книги составляют якобы поучения, наставления Аристотеля Александрой! Македонскому. Самому Аристотелю это произведение, конечно, не относится. Это сборник логических трактатов того самого Моисея Маймонида и других авторов. Философская проблематика в данном произведении представлена рядом вопросов онтологического, гносеологического, морально-этического плана. Онтологические и гносеологические вопросы рассматриваются в основном с позиции аристотелизма. Что касается морально-этических проблем, то здесь центральное место занимают вопросы добра и зла, таких добродетелей, как справедливость, простота, мера, умеренность, осуждение скупости, зависти и тому подобное. Культ разума, процветания мудрости присущ "Аристотелевым вратам": "Сотворил Бог прежде всего самовласть духовную и найполнейшую и найпотребнейшую и вообразовал в ню все ество и Нарек ея ум".

Примером утверждения рационалистического направления есть такие переводные произведения, как "Шестокрил" и "Космография", в которых даются астрономические знания о Вселенной, мироздании и т.д.. Вся эта переводная литература составляла основу рационалистического учения "ожидовилих". Д. Чижевский отмечает: "Как бы то ни было, какой бы то незначительное влияние не имела незначительное по объему философская литература" ожидовилих ", как бы не заниклы воспоминания о ней позже, -" ожидовили "были теми, кто впервые ввел в украинскую культурную окружения произведения сутофилософичного содержания ... " [10, с. 28].

Даже довольно контурный обзор философской мысли Украины указанного периода показывает те явления и тенденции, которые характеризуются как украинских Передвидродження, признаками которого являются критическое отношение к ортодоксальных догматов христианства, обращение к реальной жизни человека, провозглашение силы ума, способности познать законы природы и т.п..



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии