Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Станислав Ореховский-Роксолан (1513 - 1566)-украинский гуманист XVI в., Украинский и польский публицист, историк, оратор и философ. Родился в с. Ореховцц Перемышлянской округа Русского воеводства. Учился в университетах Кракова, Вены, Вигтенберга, Падуе, Болонье, совершенствовал свои знания в Венеции, Риме, Лейпциге.

1543 вернулся на родину, где занимался общественно-политической деятельностью, активно участвовал в гуманистическом движении. Умер в Перемышле.

Наиболее значительные его произведения: "О турецкой угрозе слова 1-е и 2-е" (1543 и 1544), "О целибат" (1547), "Напутствие польскому королю Сигизмунду Августу" (две редакции - 1543, 1548), "Летопись "," Речь на похоронах Сигизмунда I "," Отступничество Рима "," О естественное право "и др.. Труды С. Ореховского были очень популярны в западноевропейских странах и неоднократно переиздавались.

В области философии прежде интересовался проблемами этики и политики, выступая с позиций ренессансного гуманизма и Реформации. Гуманистический подход обнаруживает Ореховский и в вопросах истории, отмечая, что она - результат не божьего промысла, а действия реальных людей, которые являются настоящими ее создателями. Связывая исторический процесс с деятельностью человека, он подчеркивает важность в этом процессе науки, образования, знаний, подчеркивает потребность в творческом совершенствовании, развития умственных способностей человека. Без науки, образования даже талантливый от природы человек не способен сделать что-то выдающееся, гениальное.

В работах С. Ореховского содержатся мысли о происхождении государства, государственного правления и т.п.. Отрицая божественное происхождение государства и власти, он подходил к этим проблемам из светских, а не теологических позиций. Государство, по мнению Ореховского, возникшей вследствие общественного договора, и королевская власть тоже является следствием соглашения между людьми, и через ца церковь не должна вмешиваться в государственные дела. Люди должны считать себя подчиненными не папе римскому, а прежде королю. Король, в свою очередь, должен быть мудрым, заботиться о государстве, об уважении граждан, о мире и согласии между ними. В "наставление ..." он называет короля "Сторож" государства, защитником граждан. "Если хочешь этой республике мудро, справедливо и благочестиво служить, заботься о ее безопасности от внешних напастей. И трудись так, чтобы мы, слабонервные, имели в твоем лице защиту. Если враги окружат нас отовсюду и надо будет защищаться, ты, как сторож и вождь, станешь нашей защитой. И пока будешь всеми следить, мы будем спокойны за здоровье детей, дру жин и за собственную судьбу "[8, ч. 1, с. 51].

Кроме вопросов о государстве, государственную власть, Ореховский рассматривает проблемы естественного права, которое тоже, как и государство, и власть, существует независимо от божьей воли. Эти идеи содержатся в том же "наставление ...", "О турецкой угрозе" и другие. Он написал труд по этому вопросу - "О естественное право", однако она до нас не дошла. Естественное право, по его мнению, выше человеческих законов. Человеческие законы можно и нужно менять, если они противоречат естественному праву (закону). При этом основной принцип - жить в согласии с законами природы, которые являются залогом подлинной свободы.

С проблемами естественного права Ореховский связывал такие этические категории, как доблесть, достоинство, честность, мужество, рекомендовал всем людям, и прежде королю и его окружению, придерживаться этих качеств, выступал против социальной несправедливости, угнетения, жестокости.

Рассматривая вопрос государства, государственной власти, естественного права, Ореховский обращается к теоретическому наследию античных мыслителей - Платона, Аристотеля, Цицерона, средневековых христианских ученых Августина, Аквинского, но пользуется их идеями творчески, критически, с позиций нового мышления, которая характерна для эпохи ранних буржуазных революций.

Особое место в своих работах отводит С. Ореховский-Роксолан восхваления одного из принципов гражданского гуманизма - патриотизма, любви к Родине. Это, по его мнению, высшее добродетель. Проучившись и прожив много лет за границей, он постоянно подчеркивал своей преданности Родине, подчеркивал, что он является представителем "русского народа польского государства", что он "русское" происхождение и является украинский. Вместе с тем он с уважением относился к другим народам, осуждал, называл дикарями тех, кто травил один народ на другой.

С. Ореховский выражает определенные мысли о воспитании граждан, которое он связывает с образованием: "Ибо никто ничего не сделает полезного даже в самых незначительных искусстве, если не будет учиться". В образовании надо бороться с нечестностью, ничтожеством, с устаревшими методами обучения молодежи. Моральной обязанностью человека, считает Ореховский, является труд на благо общества, военная служба юношей. Эти и другие гуманистические установки мыслителя направлены на совершенствование человека, общества в будущее. Как высокообразованный человек, Ореховский, как и другие отечественные мыслители этого периода, из всех добродетелей более всего ценил мудрость, знания, ум, образование. По его мнению, это главная движущая сила исторического развития, общественного прогресса.

В украинской философской казны XVI в. можно добавить гуманистические идеи, с которыми выступили деятели польской культуры, выходцы из Украины: Туробинський-рутенец Иван, Григорий Чуй Русин, Тычинский-рутенец Юрий. Проблемы человека, прославление силы ума, мудрости, утверждение высоких моральных качеств - эти и другие гуманистические принципы являются основными в их творчестве. В целом деятельность украинских гуманистов во второй половине XV - первой половине XVI в. оставила заметный след в истории философской мысли Украины и стала определенным этапом в ее развитии.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии