Станислав Ореховский-Роксолан (1513 - 1566)-украинский гуманист XVI в., Украинский и польский публицист, историк, оратор и философ. Родился в с. Ореховцц Перемышлянской округа Русского воеводства. Учился в университетах Кракова, Вены, Вигтенберга, Падуе, Болонье, совершенствовал свои знания в Венеции, Риме, Лейпциге.
1543 вернулся на родину, где занимался общественно-политической деятельностью, активно участвовал в гуманистическом движении. Умер в Перемышле.
Наиболее значительные его произведения: "О турецкой угрозе слова 1-е и 2-е" (1543 и 1544), "О целибат" (1547), "Напутствие польскому королю Сигизмунду Августу" (две редакции - 1543, 1548), "Летопись "," Речь на похоронах Сигизмунда I "," Отступничество Рима "," О естественное право "и др.. Труды С. Ореховского были очень популярны в западноевропейских странах и неоднократно переиздавались.
В области философии прежде интересовался проблемами этики и политики, выступая с позиций ренессансного гуманизма и Реформации. Гуманистический подход обнаруживает Ореховский и в вопросах истории, отмечая, что она - результат не божьего промысла, а действия реальных людей, которые являются настоящими ее создателями. Связывая исторический процесс с деятельностью человека, он подчеркивает важность в этом процессе науки, образования, знаний, подчеркивает потребность в творческом совершенствовании, развития умственных способностей человека. Без науки, образования даже талантливый от природы человек не способен сделать что-то выдающееся, гениальное.
В работах С. Ореховского содержатся мысли о происхождении государства, государственного правления и т.п.. Отрицая божественное происхождение государства и власти, он подходил к этим проблемам из светских, а не теологических позиций. Государство, по мнению Ореховского, возникшей вследствие общественного договора, и королевская власть тоже является следствием соглашения между людьми, и через ца церковь не должна вмешиваться в государственные дела. Люди должны считать себя подчиненными не папе римскому, а прежде королю. Король, в свою очередь, должен быть мудрым, заботиться о государстве, об уважении граждан, о мире и согласии между ними. В "наставление ..." он называет короля "Сторож" государства, защитником граждан. "Если хочешь этой республике мудро, справедливо и благочестиво служить, заботься о ее безопасности от внешних напастей. И трудись так, чтобы мы, слабонервные, имели в твоем лице защиту. Если враги окружат нас отовсюду и надо будет защищаться, ты, как сторож и вождь, станешь нашей защитой. И пока будешь всеми следить, мы будем спокойны за здоровье детей, дру жин и за собственную судьбу "[8, ч. 1, с. 51].
Кроме вопросов о государстве, государственную власть, Ореховский рассматривает проблемы естественного права, которое тоже, как и государство, и власть, существует независимо от божьей воли. Эти идеи содержатся в том же "наставление ...", "О турецкой угрозе" и другие. Он написал труд по этому вопросу - "О естественное право", однако она до нас не дошла. Естественное право, по его мнению, выше человеческих законов. Человеческие законы можно и нужно менять, если они противоречат естественному праву (закону). При этом основной принцип - жить в согласии с законами природы, которые являются залогом подлинной свободы.
С проблемами естественного права Ореховский связывал такие этические категории, как доблесть, достоинство, честность, мужество, рекомендовал всем людям, и прежде королю и его окружению, придерживаться этих качеств, выступал против социальной несправедливости, угнетения, жестокости.
Рассматривая вопрос государства, государственной власти, естественного права, Ореховский обращается к теоретическому наследию античных мыслителей - Платона, Аристотеля, Цицерона, средневековых христианских ученых Августина, Аквинского, но пользуется их идеями творчески, критически, с позиций нового мышления, которая характерна для эпохи ранних буржуазных революций.
Особое место в своих работах отводит С. Ореховский-Роксолан восхваления одного из принципов гражданского гуманизма - патриотизма, любви к Родине. Это, по его мнению, высшее добродетель. Проучившись и прожив много лет за границей, он постоянно подчеркивал своей преданности Родине, подчеркивал, что он является представителем "русского народа польского государства", что он "русское" происхождение и является украинский. Вместе с тем он с уважением относился к другим народам, осуждал, называл дикарями тех, кто травил один народ на другой.
С. Ореховский выражает определенные мысли о воспитании граждан, которое он связывает с образованием: "Ибо никто ничего не сделает полезного даже в самых незначительных искусстве, если не будет учиться". В образовании надо бороться с нечестностью, ничтожеством, с устаревшими методами обучения молодежи. Моральной обязанностью человека, считает Ореховский, является труд на благо общества, военная служба юношей. Эти и другие гуманистические установки мыслителя направлены на совершенствование человека, общества в будущее. Как высокообразованный человек, Ореховский, как и другие отечественные мыслители этого периода, из всех добродетелей более всего ценил мудрость, знания, ум, образование. По его мнению, это главная движущая сила исторического развития, общественного прогресса.
В украинской философской казны XVI в. можно добавить гуманистические идеи, с которыми выступили деятели польской культуры, выходцы из Украины: Туробинський-рутенец Иван, Григорий Чуй Русин, Тычинский-рутенец Юрий. Проблемы человека, прославление силы ума, мудрости, утверждение высоких моральных качеств - эти и другие гуманистические принципы являются основными в их творчестве. В целом деятельность украинских гуманистов во второй половине XV - первой половине XVI в. оставила заметный след в истории философской мысли Украины и стала определенным этапом в ее развитии.