Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Иван Вышенский (между 1545 и 1550 - 1620) - выдающийся украинский писатель - полемист данной эпохи. В городке Судовая Вишня на Львовщине он получает начальное образование, живет в Луцке, Остроге, а в 70 - 80-х годах XVI в. переселяется на Афон (Греция), который был тогда крупнейшим духовным центром православия.

В 1604 г. возвращается в Украину, но 1606 г снова переезжает в Афона, где пробыл до конца своей жизни. В монастырях Афона Вышенский был послушником, монахом, а под конец жизни аскетом - отшельником.

До нас дошло 16 произведений И. Вишенского, среди которых "Книга", в которую вошли: часть произведений, подготовленных к печати Острожской типографии, а также "Обличение диавола-миродержца ...", "Послание к всех обще в Лядской земли живущих "," Послание к утекших вот православное веры епископом "," О еретиками "," Краткословный отвит Феодула ... Петр Скарга "," Зачапка мудрого латынника с глупыми русином "," Позорище мысленное "и др..

Несмотря на некоторые крайности, которых допускался И.Вишенський в оценке различных событий, стоит отметить его последовательность и однозначность в борьбе с католицизмом и униатством, его стремление защитить от них учения православной церкви. Заслуживает внимания его концепция социальной справедливости, равенства и свободы народа и личности. Он подвергает острой критике всех эксплуататоров - то польских, или литовских, или своих, украинских.

В "Краткословному отвити Феодула ..." И. Вышенский изображает картину угнетения украинского и белорусского народов, осуждает феодальную эксплуатацию и пренебрежение к простому народу. Выдающийся украинский поэт и мыслитель И. Я. Франко подчеркивал, что И. Вышенский первый в нашем крае выступил в защиту бедного люда, показывая, что этот народ хочет жить и имеет право на это, как и каждый человек.

Философское мировосприятие И. Вишенского основывается на текстах Священного Писания, произведениях И. Дамаскина, Гр. Нисского, Василия Великого, Ефрема Сирина, И. Златоуста, Псевдо-Дионисия Ареопагита и других представителей восточной патристики. Он придерживается традиции "отцов" церкви разделять философию на "внутреннюю" (нашу, христианскую, священную) и "внешнюю" (светскую, преимущественно языческую). й. Вышинский признает "внутреннюю" философию, именно она учит о Боге, его правду, вечное блаженство и дает добро, справедливость. По светской, "внешней" философии, то он считал, что она может быть полезной, но способна привести и ко злу. Духовной основой бытия человека на Земле должно быть премудрость Божия - София.

Идея противопоставления Бога и мира является одной из основных в творчестве И. Вышенского. Бога он понимает как сверхъестественное и нематериальное начало, единую, вечную и объективную, существующую саму в себе, независимой, непознанным истину. Бог - это высшая воля, творческая сила, основа бытия, которой подчинено все существующее в мире. Этому божественному миру истины и добра противостоит создан Богом из ничего временный, "греховный", земной мир зла с жестокостью, несправедливостью, предательством, насилием. Говоря о мире зла, И. Вышенский заключает, что больше всего его (зла) именно среди нашего народа, нашей земле, поэтому и судьба народа такая, и больше всего гнева Божия достается ему. Как отмечают В. Ничик, В. Литвинов и Я. Стратий, такая «характеристика И. Вишенским родной земли, как воплощение земного зла, была своеобразной реакцией писателя - полемиста на общественно-политическую и идеологическую ситуацию в Украине в конце XVI - начале XVII в ., когда под давлением светской и духовной власти уничтожались права украинского народа, его вера и культура, ставилось под угрозу само его существование "[4, с. 204). Если проанализировать сегодняшнюю нашу ситуацию, то напрашивается мысль: может, действительно прав Вышенский в том, что у нас много зла, греха, что мы неспособны "вытравить из себя дьявола", потому и имеем такую "божью кару"?

Осмысливая проблему соотношения Бога и мира, И. Вышенский стремится раскрыть другие философские проблемы: онтологические, гносеологические, этические, социально-политические. Все эти проблемы он рассматривает в контексте осмысления человека, его счастья, свободы, надежд и свершений.

Интерпретация человека И. Вишенским значительной мере совпадает с пониманием ее Августином как двосубстанциальнои единства как единства двух антагонистических противоположностей - тела и души, духа. Настоящая жизнь человека зависит от того, чем она предпочитает - телесном или духовном. Если человек на земле живет по призванию духа, то такой она остается после смерти, за что ее ждет вечное блаженство. Когда человек отдает себя только земному, телесному, неизбежными жизни, то она обрекает себя на временность, на смерть вместе со своим телом.

Истинная сущность человека в его духовности, достичь которую можно, с одной стороны, тщательным изучением священных текстов и произведений восточной патристики, а с другой - в процессе самопознания, углублением субъекта познания в свою "внутреннюю" природу. Именно сочетанием этих двух процессов наступает мистическое озарение духовного разума истиной. Однако, по мнению И. Вышенского, человек сам выбирает свой путь, свой образ жизни, и даже Бог никого не заставляет идти дорогой достижения высшей духовности и познанию истины. "Волна ест и самовластия человеку кой хощет спастися или погибнуты, умрети или живъ быти, сыном Божиим или сыном дияволским быти - сие на произволение человеком лежит".

Идеальным путем совершенствования человека, его самоочищения и восхождения к Богу, на взгляд И. Вышенского, является "монашество, отречение и бегство от мира и отлучение от людей: гора, пещера, подвиг с пистництвом, чтобы избавиться от старого мужа и воплотиться в нового (после исцеление страстей) мужчины, которым является Христос ". Здесь, как видим, заметное влияние на Вышенского произвела исихастсь-ка * идеология. Абсолютное совершенство, высшую истину и высшее благо И. Вышенский отождествлял с Богом.

Идейно-философские основы Вышенского определили и его отношение к некоторым морально-этических проблем, таких, как труд, выбор позиции относительно общественно-политической жизни и т.д.. Аскетизм, монашество, самовидлучення от людей не следует рассматривать как форму примирения с существующим порядком. Именно на Афонской горе он пишет произведения, в которых подвергает критике феодалов - крепостников. Вот как он обращается к польской шляхте: "Не думайте, что я так смело к вам говорю и правдой в глаза вас колю, потому сижу вот здесь на Афоне в далеком углу. Надеюсь, что приду к вам и сам и радостно приму даже смерть за правду, если на то будет Божья воля ".

Заслуживает внимания борьба И. Вишенского за славянский язык. Дело в том, что католики стремились доказать превосходство латинского языка над славянской, считая последнюю языке второстепенных народов. Иезуит Петр Скарга считал, что есть только два языка - греческий и латинский, которые распространили веру во всем мире, а славянский язык даже непригодна для изучения наук. И. Вышенский подвергает резкой критике такую позицию и указывает на ее полную необоснованность.

Реформаторские направленностью отмечается его концепция церкви. По католической церкви, то Вышинский относился к ней непримиримо. Время он отрицал авторитет высших иерархов, как православных, так и католических, но не отрицал авторитета самой церкви. Церковь, церковная верхушка не должны становиться собственниками и феодалами, а тех епископов, которые рвались к власти, к богатству через унию, он резко осуждал, называл их предателями своего народа, самыми великими грешниками.

Завершая краткий анализ творчества талантливого украинского полемиста конца XVI - начала XVII века "следует добавить, что И. Вышенский был сыном своего времени, и его творчество с различными противоречивыми идеями, взглядами отражает разительные контрасты духовной жизни, которые были характерны для того периода. Творчество мыслителя, благодаря выраженным в ней общечеловеческим идеалам, не потеряла актуальности и в наши дни. Однако его реформаторские идеи и идеи мыслителей Острожского культурно-образовательного центра были неоднородными. Реальная жизнь требовало более высокого уровня реформирования и гуманистических учений с ориентацией на широкий круг участников национально-освободительного движения, и классически выразилось в деятельности братств в Украине.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии