Мелетий Смотрицкий (ок. 1572 - 1633) занимает ведущее место среди украинских мыслителей второй половины XVI-первой половины XVII в. Родился он в с. Смотрич на Подолье, образование получил в Острожской академии, ректором которой был его отец.
Впоследствии учился в западноевропейских университетах, получил степень доктора медицины. Вернувшись на Родину, работал преподавателем в школе Венского братства. 1617 постригся в монахи, тогда же и принял имя Мелетия; в 1618 - 1620 годах был ректором Киевской братской школы, позже занимал должности епископа, архимандрита. Вернувшись в Киев после путешествия по святым местам Ближнего Востока и отчаявшись занять высокую должность в церковной иерархии, сначала тайно (1627), а затем открыто принимает унию.
В произведениях, написанных до перехода в унию, - "Антиграф или отповидь на резкий произведение ...", "Тренос или плач Восточной церкви", "Оправдание невинности" и др.. - М. Смотрицкий раскрывает связь религиозной борьбы с политическими интересами и планами папства и польских феодалов, показывает истинное лицо католической церкви как "алчное зверя". Критически относился он к православному духовенству, которое через свою жажду, моральную деградацию, вымогательства не может возглавить борьбу за веру и фактически предает свой народ.
Особое значение для развития культуры славянских народов было "Грамматика словенская" М. Смотрицкого, которая стала пособием для братских школ и какой пользовались не только украинского, но и белорусские, российские, болгарские, сербские и другие ученые.
После перехода в унию М. Смотрицкий пишет ряд трактатов, в которых оправдывает свой переход и призывает всех принять унию, поскольку она способна привести к спокойствию и согласию. Произведения М. Смотрицкого, кроме религиозной направленности, были наполнены философскими и социально-политическими идеями. В проблеме отношения веры и разума он предпочитал вере, не отрицая одновременно и роль разума, а также чувств в познании природы. С уважением относился к античных мыслителей, к гуманистов эпохи Возрождения, в средневековых ученых, использовал их философское наследие на почве отечественной философии.
Относительно взглядов М. Смотрицкого привлекает внимание его склонность к теории, согласно которой социальный строй сравнивался с человеческими органами: голова - это духовная и светская власть, туловище - высшие сословия, а руки и ноги - простой народ.
Культурно-образовательная деятельность Львовского, Киевского и других братств не исчерпывается названными именами. В разное время здесь работали Иов Борецкий, Касьян Сакович, Фома Евлевич, Гавриил Дорофиевич, Лаврентий Зизаний, Петр Могила и ин.
Огромную роль в развитии и распространении гуманистических и реформационных идей в Украине сыграло книгопечатание. В середине XVII в. в Украине уже насчитывалось 25 типографий, среди которых наибольшей и самой мощной была типография Киево-Печерской лавры, которая стала одним из важных культурно-образовательных ячеек в Украине. Открытая типография в 1616 г., через год после создания Киевского братства. Особую роль в ее организации и работе сыграл Елисей Плетенецкий, собрав вокруг типографии наиболее прогрессивных культурных и церковных деятелей тогдашней Украины, которые имели большой опыт полемической борьбы, знали типографское дело. В этот кружок входили З. Копыстенский, А. Зизаний, П. Беринда, Т. Земка, Г. Дорофиевич, А. Митура, И. Борецкий и др.. Первыми произведениями, которые вышли из Лаврской типографии, были "Часослов" (1616) 3. Копыстенского, книга, предназначалась для школьного обучения, "ВЬзерунок добродетелей" (1618) А. Митура, "Анфологион" (1619) - сборник праздничных служб на весь год.
Более секуляризованной становятся философские, научные построения в 20 - 30-х годах XVII в., Заметным становится отход от неоплатонизма и сближение с аристотелизмом и естествознанием, все четче проявляется потребность в рациональном раскрытии причин каждой вещи. Наиболее ярко эти гуманистические и реформаторские тенденции проявлялись в творчестве Лаврентия Зизания, младшего брата Стефана Зизания, выдающимся его произведением является "Большой катехизис", направленный против католицизма и протестантизма.
Он выполнял и другую функцию - был пособием для братских школ при изучении основ православного вероучения. Но при обсуждении этого произведения православными и светскими лицами Л. Зизания были вынесены обвинения в ереси - неортодоксальное понимание тройке, попытки очеловечить Бога, неправильное понимание души и свободы воли, слишком большое внимание к явлениям земной природы и тому подобное. После этого Л. Зизаний отказывается от авторства, а его "Большой катехизис" выходит Лишь в 1783 г.
В 1627 г. в Лаврской типографии выдается "Лексиконъ славеноросский и именъ тлъкование" Памши Берипды. В "Лексикони" с гуманистических позиций осмысливаются и обобщаются данные тогдашней науки, светские знания. В нем много философских понятий, категорий, разных имен библейских персонажей, греческих и римских богов, которым дается толкование. В гуманистическом ключе написаны и его поэтические произведения, в частности "На рождество Христово стихи".
В направлении гуманистических тенденций развивалась творчество Петра Могилы, который тоже возглавлял Лаврскую типографию, и других украинских деятелей этого кружка.
Благодаря деятельности представителей ученого кружка типографии Киево-Печерской лавры в философской мысли Украины крепнут гуманистические идеи, торуеться более широкий путь к изучению светских наук, рационального осмысления общественного бытия и народной культуры. Возникает потребность в овладении достижениями западноевропейской науки и философии, а отсюда и потребность в организации школы высшего типа, которая синтезировала достижения духовной культуры и разрабатывала философские проблемы на основе теоретического освоения действительности. Такой школой стала Киево-Могилянская академия.