Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Мелетий Смотрицкий (ок. 1572 - 1633) занимает ведущее место среди украинских мыслителей второй половины XVI-первой половины XVII в. Родился он в с. Смотрич на Подолье, образование получил в Острожской академии, ректором которой был его отец.

 

Впоследствии учился в западноевропейских университетах, получил степень доктора медицины. Вернувшись на Родину, работал преподавателем в школе Венского братства. 1617 постригся в монахи, тогда же и принял имя Мелетия; в 1618 - 1620 годах был ректором Киевской братской школы, позже занимал должности епископа, архимандрита. Вернувшись в Киев после путешествия по святым местам Ближнего Востока и отчаявшись занять высокую должность в церковной иерархии, сначала тайно (1627), а затем открыто принимает унию.

В произведениях, написанных до перехода в унию, - "Антиграф или отповидь на резкий произведение ...", "Тренос или плач Восточной церкви", "Оправдание невинности" и др.. - М. Смотрицкий раскрывает связь религиозной борьбы с политическими интересами и планами папства и польских феодалов, показывает истинное лицо католической церкви как "алчное зверя". Критически относился он к православному духовенству, которое через свою жажду, моральную деградацию, вымогательства не может возглавить борьбу за веру и фактически предает свой народ.

Особое значение для развития культуры славянских народов было "Грамматика словенская" М. Смотрицкого, которая стала пособием для братских школ и какой пользовались не только украинского, но и белорусские, российские, болгарские, сербские и другие ученые.

После перехода в унию М. Смотрицкий пишет ряд трактатов, в которых оправдывает свой переход и призывает всех принять унию, поскольку она способна привести к спокойствию и согласию. Произведения М. Смотрицкого, кроме религиозной направленности, были наполнены философскими и социально-политическими идеями. В проблеме отношения веры и разума он предпочитал вере, не отрицая одновременно и роль разума, а также чувств в познании природы. С уважением относился к античных мыслителей, к гуманистов эпохи Возрождения, в средневековых ученых, использовал их философское наследие на почве отечественной философии.

Относительно взглядов М. Смотрицкого привлекает внимание его склонность к теории, согласно которой социальный строй сравнивался с человеческими органами: голова - это духовная и светская власть, туловище - высшие сословия, а руки и ноги - простой народ.

Культурно-образовательная деятельность Львовского, Киевского и других братств не исчерпывается названными именами. В разное время здесь работали Иов Борецкий, Касьян Сакович, Фома Евлевич, Гавриил Дорофиевич, Лаврентий Зизаний, Петр Могила и ин.

Огромную роль в развитии и распространении гуманистических и реформационных идей в Украине сыграло книгопечатание. В середине XVII в. в Украине уже насчитывалось 25 типографий, среди которых наибольшей и самой мощной была типография Киево-Печерской лавры, которая стала одним из важных культурно-образовательных ячеек в Украине. Открытая типография в 1616 г., через год после создания Киевского братства. Особую роль в ее организации и работе сыграл Елисей Плетенецкий, собрав вокруг типографии наиболее прогрессивных культурных и церковных деятелей тогдашней Украины, которые имели большой опыт полемической борьбы, знали типографское дело. В этот кружок входили З. Копыстенский, А. Зизаний, П. Беринда, Т. Земка, Г. Дорофиевич, А. Митура, И. Борецкий и др.. Первыми произведениями, которые вышли из Лаврской типографии, были "Часослов" (1616) 3. Копыстенского, книга, предназначалась для школьного обучения, "ВЬзерунок добродетелей" (1618) А. Митура, "Анфологион" (1619) - сборник праздничных служб на весь год.

Более секуляризованной становятся философские, научные построения в 20 - 30-х годах XVII в., Заметным становится отход от неоплатонизма и сближение с аристотелизмом и естествознанием, все четче проявляется потребность в рациональном раскрытии причин каждой вещи. Наиболее ярко эти гуманистические и реформаторские тенденции проявлялись в творчестве Лаврентия Зизания, младшего брата Стефана Зизания, выдающимся его произведением является "Большой катехизис", направленный против католицизма и протестантизма.

Он выполнял и другую функцию - был пособием для братских школ при изучении основ православного вероучения. Но при обсуждении этого произведения православными и светскими лицами Л. Зизания были вынесены обвинения в ереси - неортодоксальное понимание тройке, попытки очеловечить Бога, неправильное понимание души и свободы воли, слишком большое внимание к явлениям земной природы и тому подобное. После этого Л. Зизаний отказывается от авторства, а его "Большой катехизис" выходит Лишь в 1783 г.

В 1627 г. в Лаврской типографии выдается "Лексиконъ славеноросский и именъ тлъкование" Памши Берипды. В "Лексикони" с гуманистических позиций осмысливаются и обобщаются данные тогдашней науки, светские знания. В нем много философских понятий, категорий, разных имен библейских персонажей, греческих и римских богов, которым дается толкование. В гуманистическом ключе написаны и его поэтические произведения, в частности "На рождество Христово стихи".

В направлении гуманистических тенденций развивалась творчество Петра Могилы, который тоже возглавлял Лаврскую типографию, и других украинских деятелей этого кружка.

Благодаря деятельности представителей ученого кружка типографии Киево-Печерской лавры в философской мысли Украины крепнут гуманистические идеи, торуеться более широкий путь к изучению светских наук, рационального осмысления общественного бытия и народной культуры. Возникает потребность в овладении достижениями западноевропейской науки и философии, а отсюда и потребность в организации школы высшего типа, которая синтезировала достижения духовной культуры и разрабатывала философские проблемы на основе теоретического освоения действительности. Такой школой стала Киево-Могилянская академия.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии