Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Начало XIX в. в жизни Украины обозначен существенными изменениями. После распределения польской Речи Посполитой почти все украинские земли оказались под властью Российской империи. Фактически все сферы жизни украинского народа подчинялись интересам России, которая начала полное уничтожение его независимости.

На смену полонизации пришла русификация. "Была Польша, была Польша, а стала Россия, не заступит сын за отца, а отец за сына" - пелось в песне тех времен.

Российское правительство, проводивший национально-колониальную политику, всевозможными способами стремился задушить духовное развитие украинского народа. Украинская культура и язык были запрещены, над ними устанавливалась жестокая цензура. Даже передовые представители русской интеллигенции пренебрежительно относились к украинской культуре, языку, смеялись над ним. Один из них - известный всем "неистовый Виссарион" (Белинский), когда оценивал Шевченко "Кобзарь", говорил: "Хорошая литература, которая только и дышит, что простоватостью крестьянского ума!". Гоголь, которого высоко ценил Т. Шевченко, и тот высказался, что от Шевченко стихов "несло дегтем". Да и не удивительно. Салонная атмосфера русской литературы тех времен по своему духу шла вразрез с народной украинской литературой. Обидно и то, что часть украинской интеллигенции, украинской молодежи подверглась воздействию русификации, невзлюбила родного края, своей культуры. О них с болью говорит Т, Шевченко:



"Украина! Украина!

Это твои дети,

Твои цветы молодые,

Чернилами политые,

Московской беленой

В германских теплицах

Заглушены! .. "



Да, это именно те дети, которые, в свою очередь, передали по наследству не одному поколению негативное отношение к своей собственной истории, не желание знать ее, творить свою собственную культуру.

В таких условиях жил украинский народ в XIX в. Конечно, совсем превратить Украину в глухую окраину Россия не собиралась. Это ей самой было невыгодно. Развивалась промышленность, торговля, открывались школы, гимназии, высшие учебные заведения. И дух украинского народа не был побежден. Несмотря на плохую судьбу, в нем рос протест против национальных притеснений. Росло и распространялось украинское национальное возрождение, которое началось в конце XVIII в. как антитеза к такому положению. Следует отметить, что представителем и носителем этого идейного движения было дворянство. В Украине возникают различные тайные политические общества, из России и Польши распространяются масонство, движение декабристов т.д..

Относительно развития философской мысли в Украине того периода, то стоит отметить, что во всей Российской империи к ней отношение было неоднозначным - несколько раз преподавание философии в университетах запрещалось, ее считали вредной. Философов никто не готовил, часто профессоров философии приглашали из других стран. Однако философия постепенно развивалась. Начало XIX в. приносит в Украину идеи западноевропейской философии, сюда проникает учение выдающихся мыслителей немецкой классической философии: Канта, Фихте, особенно Шеллинга, Гегеля.

Д. Чижевский отмечает, что именно в Украине первой проникло учение этих философов, а уже отсюда оно пошло на север [25, 82-83]. Критическое осмысление немецкой классической философии осуществляли в Украине такие философы - профессионалы, как Я. Рубан, В. Довгович, П. действиям, И. Шад, Д. Кавунник-Велланского, К. Зеленецкий, А. Дудрович, М. Максимович, П. Авсенева, О. Новицкий, С. Гогоцкий и др.. Многие из них работало и в российских высших учебных заведениях.

Сильное влияние на философскую мысль Украине оказали идеи немецкого романтизма, особенно Шеллинга.

Романтизм способствовал пробуждению национального сознания украинского народа, был созвучен со стремлением национального возрождения Украины.

Романтизм становится мировоззренческой основой нового украинского писательства. Его идеи с точки зрения потребностей украинского национального самосознания становятся исходными в творчестве И. Котляревского, П. Гулака-Артемовского, Квитки-Основьяненко и др.. Однако ярче и полнее в украинских романтизме проявила себя "философия сердца" - философское учение, которое наиболее глубоко выражает специфику украинского мировоззрения, душу народа, его национальные черты, традиции, менталитет. Последователем романтизма Шеллинга был М. А. Максимович.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии