Михаил Александрович Максимович (1804 - 1873) - ученый - энциклопедист, специалист в области истории, филологии, этнографии, ботаники, первый ректор Киевского университета. Родился в Полтавской губернии, учился в гимназии, в 1819 г. поступил в Московский университет
, в котором учился на филологическом (словесном) и естественном отделах философского факультета. После окончания университета он остается в нем для научной и преподавательской работы, много делает для естествознания и одновременно готовится к серьезному исследования украинской истории, украинского песенного фольклора.
Глубокие знания в области естествознания, истории, культуры сформировали у него основательные философские взгляды, которые он изложил в "Письме о философии". Философия, отмечает Максимович, - это "любовь к мудрости", она не может основываться только на уме, нужно "сердце" - "действительно живая мудрость ума основывается на любви".
Максимович не считал философию какой-то отдельной наукой. Она - во всем: в широком жизни, в каждой науке, в каждом произведении, в поэзии. Задача философа - возводить различные знания к их общему начала и даты их в системном виде. Особое значение уделяет он истории, с которой связаны основные вопросы философии. История, по его мнению, становится ведущей наукой в системе философского мышления. Это и привело к тому, что Максимович начинает изучать украинские песни, собирая и систематизируя их. В 1827 г. он опубликовал сборник "Малороссийские песни", в котором обращается к источникам культуры, истории украинского народа. Это вызывает у него еще большую тоску по родине и желание вернуться на украинскую землю.
В 1834 г. Максимович дает согласие на должность первого ректора университета, открытого в этом же году в Киеве. Он стремится превратить его в центр украинской науки и культуры, много делает для этого дела, однако внезапное ухудшение здоровья заставляет его оставить ректорство, заняться лечением. Впоследствии он возвращается к преподавательской работе, однако в 1845 г. он вышел на пенсию, продолжая научно-исследовательскую деятельность.
В отличие от московского периода (1823 - 1834 гг), когда он занимался преимущественно вопросами естествознания и на этой основе предпринимал определенные философские выводы относительно природы, ее развития, единства мира и т.д., киевский период (1834 -1873 гг) его деятельности посвящен изучению вопросов в области языкознания, фольклора, этнографии, истории, археологии. Основательно изучая украинскую историю, он обращается к вопросам национально-этнографического быта и жизни украинского крестьянства, продолжает исследовать украинские песни. На основе сравнительной характеристики украинского и русского песенного фольклора Максимович, один из первых, пытается найти отличия между украинской и российской ментальностью, между психологией украинских и русских. Д. Чижевский, анализируя решения этой проблемы Максимовичем, отмечает, что тот видит разницу в том, что "в русских песнях проявляется дух, покорен своей судьбе и подчиненный ее воли. Русский не привык принимать деятельное участие в переворотах жизни ... - Он желает как оддилитись от всего ... закрыв рукой ухо, хочет вроде потеряться в згуку. Поэтому русские песни определяются глубокой тоской, безнадежным забвением ". Украинские - "вовлечь борьбу духа с судьбой, видрижняються порывами страсти, короткой твердостью и силой чувства, но и естественностью высказывания. В них видим не забвение и не безнадежный сумм, но больше гнев и тоску, в них больше действия". - Украинский "дух, не находя еще в самом себе особых форм для полного проявления чувства, зарождающегося в его глубине, невольно обращается к природе, с которой он через свое детство еще дружит, и в ее предметах видит, чувствует что-то вроде себя" [25, с. 98].
Дружба Максимовича с Шевченко, со многими членами Кирилло-Мефодиевского братства еще больше поощряло его к борьбе за судьбу Украины, за ее независимость. Отстаивание украинской национальной идеи становится смыслом его жизни - "не брошу, пока сгиба мою Украины ..." С уважением относился Максимович к языку, осуждал тех, кто унижал ее.
Умер Максимович в своем собственном хуторе Михай-лова Гора, находясь там, фактически в изгнании.
Романтизм стал мировоззренческой основой творчества Н. Гоголя.