Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Михаил Александрович Максимович (1804 - 1873) - ученый - энциклопедист, специалист в области истории, филологии, этнографии, ботаники, первый ректор Киевского университета. Родился в Полтавской губернии, учился в гимназии, в 1819 г. поступил в Московский университет

, в котором учился на филологическом (словесном) и естественном отделах философского факультета. После окончания университета он остается в нем для научной и преподавательской работы, много делает для естествознания и одновременно готовится к серьезному исследования украинской истории, украинского песенного фольклора.

Глубокие знания в области естествознания, истории, культуры сформировали у него основательные философские взгляды, которые он изложил в "Письме о философии". Философия, отмечает Максимович, - это "любовь к мудрости", она не может основываться только на уме, нужно "сердце" - "действительно живая мудрость ума основывается на любви".

Максимович не считал философию какой-то отдельной наукой. Она - во всем: в широком жизни, в каждой науке, в каждом произведении, в поэзии. Задача философа - возводить различные знания к их общему начала и даты их в системном виде. Особое значение уделяет он истории, с которой связаны основные вопросы философии. История, по его мнению, становится ведущей наукой в системе философского мышления. Это и привело к тому, что Максимович начинает изучать украинские песни, собирая и систематизируя их. В 1827 г. он опубликовал сборник "Малороссийские песни", в котором обращается к источникам культуры, истории украинского народа. Это вызывает у него еще большую тоску по родине и желание вернуться на украинскую землю.

В 1834 г. Максимович дает согласие на должность первого ректора университета, открытого в этом же году в Киеве. Он стремится превратить его в центр украинской науки и культуры, много делает для этого дела, однако внезапное ухудшение здоровья заставляет его оставить ректорство, заняться лечением. Впоследствии он возвращается к преподавательской работе, однако в 1845 г. он вышел на пенсию, продолжая научно-исследовательскую деятельность.

В отличие от московского периода (1823 - 1834 гг), когда он занимался преимущественно вопросами естествознания и на этой основе предпринимал определенные философские выводы относительно природы, ее развития, единства мира и т.д., киевский период (1834 -1873 гг) его деятельности посвящен изучению вопросов в области языкознания, фольклора, этнографии, истории, археологии. Основательно изучая украинскую историю, он обращается к вопросам национально-этнографического быта и жизни украинского крестьянства, продолжает исследовать украинские песни. На основе сравнительной характеристики украинского и русского песенного фольклора Максимович, один из первых, пытается найти отличия между украинской и российской ментальностью, между психологией украинских и русских. Д. Чижевский, анализируя решения этой проблемы Максимовичем, отмечает, что тот видит разницу в том, что "в русских песнях проявляется дух, покорен своей судьбе и подчиненный ее воли. Русский не привык принимать деятельное участие в переворотах жизни ... - Он желает как оддилитись от всего ... закрыв рукой ухо, хочет вроде потеряться в згуку. Поэтому русские песни определяются глубокой тоской, безнадежным забвением ". Украинские - "вовлечь борьбу духа с судьбой, видрижняються порывами страсти, короткой твердостью и силой чувства, но и естественностью высказывания. В них видим не забвение и не безнадежный сумм, но больше гнев и тоску, в них больше действия". - Украинский "дух, не находя еще в самом себе особых форм для полного проявления чувства, зарождающегося в его глубине, невольно обращается к природе, с которой он через свое детство еще дружит, и в ее предметах видит, чувствует что-то вроде себя" [25, с. 98].

Дружба Максимовича с Шевченко, со многими членами Кирилло-Мефодиевского братства еще больше поощряло его к борьбе за судьбу Украины, за ее независимость. Отстаивание украинской национальной идеи становится смыслом его жизни - "не брошу, пока сгиба мою Украины ..." С уважением относился Максимович к языку, осуждал тех, кто унижал ее.

Умер Максимович в своем собственном хуторе Михай-лова Гора, находясь там, фактически в изгнании.

Романтизм стал мировоззренческой основой творчества Н. Гоголя.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии