Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Кирилло-Мефодиевский период для большинства членов общества был исходным пунктом их дальнейшей деятельности. Это период чрезвычайного романтического вдохновения, подъема. И несмотря на то, что после ареста они были разбросаны в разные стороны, у них на всю жизнь сохранилась определенная духовная общность.

Как отмечает Д. Чижевский, к романтизму все кирилло-мефодиевцы "пришли, разные путями - благодаря каким-то личным обстоятельствам жизни каждый, а с другой - в безусловной зависимости от внутренней родства романтики с украинской психической натуре" [25, с. 142]. Специфической особенностью их романтизма является его христианский характер. Только согреты любовью Христа, единственного царя и учителя все славянские народы могут собраться вместе и остановить любые вредоносные разделения, ненависть между собой, прийти к правде и равенства. Такой христианско-романтический тон господствовал в братстве все время.

Интересными были ведущие мнения тех братьев, которые играли в национальном возрождении Украины наибольшую роль, - М. Костомарова, П. Кулиша, Т. Шевченко. Примером этому является основной программный идеологический документ общества - "Книги бытия украинского народа", подготовленный М. Костомаровым. Основная мысль "Книг бытия" - история есть намеченным Богом человечеству путем к спасению через любовь к единому Богу, который является рядом с человеком. Когда человек отходит от Бога, то наступает зло и несчастье в мире. Но Бог милостив. В момент наибольшего падения рода человеческого он дает начало его возрождения, посылая на землю Христа, земная жизнь которого является поворотным пунктом истории человечества - "сжалился Господь, Отец небесный над родом мужским и послал на землю Сына Своего, чтобы показать людям Бога, Царя и Господина . И пришел Сын Божий на землю, чтобы открыть людям истину, чтобы тая истина свободила род мужской "[Цит. по: 25, с. 146-147].

В "Книгах бытия" христологические формулы перенесены на судьбу Украины. Славяне изображаются наследниками наследства Божией, оставленной Христом. Возрождение Украины, ее воскрешение - в будущем. "Лежит в могиле Украины ... Голос ее, звал всю славянщине на свободу и братство, разошелся по миру славянскому". Но "... встанет Украина из своей могилы и снова отзовется ко всем братьям Славян и услышат крик ее, и встанет славянщине, и не останется ни царя, ни царевича, ни царевны, ни князя, ни графа, ни герцога, - нет крепостного, ни холопа - ни в Московии, ни в Польше, ни в Украине, ни в Чехии, ни в хорутане, ни в Сербии, ни в Болгар. И Украина будет неподчиненной Речью Посполитой в союзе славянском "[ Цит. по: 25, с. 149]. Так соборно, вместе с освобождением всех славянских народов мыслилось освобождение украинского народа.

Говоря о религиозных источники мировоззрения кирилло-мефодиевцев, Д. Чижевский отмечает, что они "выясняют ... три наиболее сущего черты" Книг бытия "... - эсхатологический настроение, которым они овеяны, их - религиозную философию истории, в которой центром является земной жизни Христа, наконец образ наци й, как духовного единства, путь которой (тот же, что и отдельного человека) - подражание Христу ... " [25, с. 150]. Этими религиозными моментами, - отмечает далее Чижевский, - пронизаны политические и социальные идеи "Книг" - идея равенства, идея украинского освобождения, славянофильство.

Относительно мировоззрения М. Костомарова, то кроме его взглядов, которые мы находим в "Книгах бытия", можно отметить, что романтизмом проникнуты его взгляды на украинскую народную песню. Именно поэзия, песня, по его мнению, является проявлением глубокого смысла человеческой души и мира, окружающего человека. Основой душевной жизни есть чувство, познавая которые мы познаем "спрятано сущность" человека. Народная песня, народная поэзия является проявлением чувства человека, через них она стремится к связи с природой не только физически, но и духовно. В человеке есть некий "тайный голос", "тайное глаз", которые пидсказують, что физическая природа имеет связь с его духовным существом. Основой всего наилучшего в поэзии, песни, искусстве является осознание духовного в физическом. И человек любит прежде всего в природе ее дух, который присутствует всюду. Дух - это Творец, физическая природа - его создание. Такое символическое "одуховлювання природы", понимание народной песни Костомаровым является проявлением его романтизма.

В философском труде "Две русские народности" (1861 г.) Костомаров через раскрытие украинского народного характера стремится провести в сознание украинского народа идею собственной самоценности. Через сопоставление характеров двух восточнославянских народов (русских и украинских) он показывает их различие, которое, по его мнению, имеет давнюю историю, где с XII в. Д Чижевский пишет, что Костомаров, отстаивая свою позицию по этому поводу, говорит о некоторые основные черты этого различия, а именно: 1) господство общего (Бог и царь) над личностью в русских; в украинских большую ценность представляет отдельный человек, чем массы; 2) для россиян характерно "нетерпимость к чужим верь, презрение к чужим народам, пренебрежение мнение о себе". В Украине же уважают и чужую речь и не чураются людей с другим лицом, с другими обычаями. На Украине царил "дух терпимости", неприязнь в украинских к другим народам взрывалась "лишь тогда, когда украинские замечали, что пришельцы оскорбляли его собственные святыни", 3) русские "народ материалистическое", украинская способны к фантазии, к одухотворение всего мира, 4 ) с этим связано то, что россияне мало любят природу, имеют даже некую "холодность к красоте природы", а украинская любят природу, поэтому "украинская поэзия неразрывная от природы, она оживляет ее ...", в ней "все дышит , мыслит, чувствует вместе с человеком, все одзиваеться к ней волшебным голосом то участия, то надежды, то осуждения ", 5) так же и любовь к женщине - материальная у русских, духовная в украинских, 6) в религии - в русских внимание и интерес обращены на внешность, форму, на "букву", в украинской "невозможно, чтобы восстал некий раскол из-за обряда, из-за буквы", их отношение к Богу является внутренним, тайным, а обряды, формулы их не интересуют, 7 ) в общественной жизни у россиян господствует "стремление к тесному сочетание, уничтожение личных побудет под властью общих, нерушимая законность общей воли и придавлення личной свободы, а для украинских такой порядок является тяжелым и неприятным, они предпочитают" личной свободе ", добровольном об 'единению т.д. [Цит. по: 25, с. 153-154]. Через все творчество Костомарова проходит идея духовного возрождения человека, идея свободного духа. Это и является основой его романтического миропонимания.

Рассматривая творчество еще одного члена Кирилло-Мефодиевского братства, романтика, украинского писателя, историка, фольклориста, этнографа Пантелеймона Кулиша, следует отметить, что большинство исследователей его творчества отмечают противоречивость и непоследовательность его взглядов. Непоследовательной является, например, его позиция относительно самоопределения Украины, ее государственности. Отводя особую роль в становлении украинской государственности национальной культуре, просвещению, Кулиш не учитывает политическое самоопределение Украины. Для него - важное этнографическое самоопределение, поскольку, по его мнению, украинский народ "составляет нацию в смысле этнографическом, а никак не в политическом".

Говоря о его "качание", Д. Чижевский отмечает долгий путь изменений мировоззрения Кулиша: от романтизма - до позитивизма, от религиозного мировоззрения - к культу миротворници-науки, от православия - к идее естественной религии и так далее. Судьба Кулиша - это типичная судьба романтика - "неустановившейся", "неопределенной" человека из природы, движущейся к эволюции, к изменению, которая сама хочет все "попробовать", почувствовать, чтобы не быть застывшим, неподвижным, мертвым духом 125, с. 155].



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии