Кирилло-Мефодиевский период для большинства членов общества был исходным пунктом их дальнейшей деятельности. Это период чрезвычайного романтического вдохновения, подъема. И несмотря на то, что после ареста они были разбросаны в разные стороны, у них на всю жизнь сохранилась определенная духовная общность.
Как отмечает Д. Чижевский, к романтизму все кирилло-мефодиевцы "пришли, разные путями - благодаря каким-то личным обстоятельствам жизни каждый, а с другой - в безусловной зависимости от внутренней родства романтики с украинской психической натуре" [25, с. 142]. Специфической особенностью их романтизма является его христианский характер. Только согреты любовью Христа, единственного царя и учителя все славянские народы могут собраться вместе и остановить любые вредоносные разделения, ненависть между собой, прийти к правде и равенства. Такой христианско-романтический тон господствовал в братстве все время.
Интересными были ведущие мнения тех братьев, которые играли в национальном возрождении Украины наибольшую роль, - М. Костомарова, П. Кулиша, Т. Шевченко. Примером этому является основной программный идеологический документ общества - "Книги бытия украинского народа", подготовленный М. Костомаровым. Основная мысль "Книг бытия" - история есть намеченным Богом человечеству путем к спасению через любовь к единому Богу, который является рядом с человеком. Когда человек отходит от Бога, то наступает зло и несчастье в мире. Но Бог милостив. В момент наибольшего падения рода человеческого он дает начало его возрождения, посылая на землю Христа, земная жизнь которого является поворотным пунктом истории человечества - "сжалился Господь, Отец небесный над родом мужским и послал на землю Сына Своего, чтобы показать людям Бога, Царя и Господина . И пришел Сын Божий на землю, чтобы открыть людям истину, чтобы тая истина свободила род мужской "[Цит. по: 25, с. 146-147].
В "Книгах бытия" христологические формулы перенесены на судьбу Украины. Славяне изображаются наследниками наследства Божией, оставленной Христом. Возрождение Украины, ее воскрешение - в будущем. "Лежит в могиле Украины ... Голос ее, звал всю славянщине на свободу и братство, разошелся по миру славянскому". Но "... встанет Украина из своей могилы и снова отзовется ко всем братьям Славян и услышат крик ее, и встанет славянщине, и не останется ни царя, ни царевича, ни царевны, ни князя, ни графа, ни герцога, - нет крепостного, ни холопа - ни в Московии, ни в Польше, ни в Украине, ни в Чехии, ни в хорутане, ни в Сербии, ни в Болгар. И Украина будет неподчиненной Речью Посполитой в союзе славянском "[ Цит. по: 25, с. 149]. Так соборно, вместе с освобождением всех славянских народов мыслилось освобождение украинского народа.
Говоря о религиозных источники мировоззрения кирилло-мефодиевцев, Д. Чижевский отмечает, что они "выясняют ... три наиболее сущего черты" Книг бытия "... - эсхатологический настроение, которым они овеяны, их - религиозную философию истории, в которой центром является земной жизни Христа, наконец образ наци й, как духовного единства, путь которой (тот же, что и отдельного человека) - подражание Христу ... " [25, с. 150]. Этими религиозными моментами, - отмечает далее Чижевский, - пронизаны политические и социальные идеи "Книг" - идея равенства, идея украинского освобождения, славянофильство.
Относительно мировоззрения М. Костомарова, то кроме его взглядов, которые мы находим в "Книгах бытия", можно отметить, что романтизмом проникнуты его взгляды на украинскую народную песню. Именно поэзия, песня, по его мнению, является проявлением глубокого смысла человеческой души и мира, окружающего человека. Основой душевной жизни есть чувство, познавая которые мы познаем "спрятано сущность" человека. Народная песня, народная поэзия является проявлением чувства человека, через них она стремится к связи с природой не только физически, но и духовно. В человеке есть некий "тайный голос", "тайное глаз", которые пидсказують, что физическая природа имеет связь с его духовным существом. Основой всего наилучшего в поэзии, песни, искусстве является осознание духовного в физическом. И человек любит прежде всего в природе ее дух, который присутствует всюду. Дух - это Творец, физическая природа - его создание. Такое символическое "одуховлювання природы", понимание народной песни Костомаровым является проявлением его романтизма.
В философском труде "Две русские народности" (1861 г.) Костомаров через раскрытие украинского народного характера стремится провести в сознание украинского народа идею собственной самоценности. Через сопоставление характеров двух восточнославянских народов (русских и украинских) он показывает их различие, которое, по его мнению, имеет давнюю историю, где с XII в. Д Чижевский пишет, что Костомаров, отстаивая свою позицию по этому поводу, говорит о некоторые основные черты этого различия, а именно: 1) господство общего (Бог и царь) над личностью в русских; в украинских большую ценность представляет отдельный человек, чем массы; 2) для россиян характерно "нетерпимость к чужим верь, презрение к чужим народам, пренебрежение мнение о себе". В Украине же уважают и чужую речь и не чураются людей с другим лицом, с другими обычаями. На Украине царил "дух терпимости", неприязнь в украинских к другим народам взрывалась "лишь тогда, когда украинские замечали, что пришельцы оскорбляли его собственные святыни", 3) русские "народ материалистическое", украинская способны к фантазии, к одухотворение всего мира, 4 ) с этим связано то, что россияне мало любят природу, имеют даже некую "холодность к красоте природы", а украинская любят природу, поэтому "украинская поэзия неразрывная от природы, она оживляет ее ...", в ней "все дышит , мыслит, чувствует вместе с человеком, все одзиваеться к ней волшебным голосом то участия, то надежды, то осуждения ", 5) так же и любовь к женщине - материальная у русских, духовная в украинских, 6) в религии - в русских внимание и интерес обращены на внешность, форму, на "букву", в украинской "невозможно, чтобы восстал некий раскол из-за обряда, из-за буквы", их отношение к Богу является внутренним, тайным, а обряды, формулы их не интересуют, 7 ) в общественной жизни у россиян господствует "стремление к тесному сочетание, уничтожение личных побудет под властью общих, нерушимая законность общей воли и придавлення личной свободы, а для украинских такой порядок является тяжелым и неприятным, они предпочитают" личной свободе ", добровольном об 'единению т.д. [Цит. по: 25, с. 153-154]. Через все творчество Костомарова проходит идея духовного возрождения человека, идея свободного духа. Это и является основой его романтического миропонимания.
Рассматривая творчество еще одного члена Кирилло-Мефодиевского братства, романтика, украинского писателя, историка, фольклориста, этнографа Пантелеймона Кулиша, следует отметить, что большинство исследователей его творчества отмечают противоречивость и непоследовательность его взглядов. Непоследовательной является, например, его позиция относительно самоопределения Украины, ее государственности. Отводя особую роль в становлении украинской государственности национальной культуре, просвещению, Кулиш не учитывает политическое самоопределение Украины. Для него - важное этнографическое самоопределение, поскольку, по его мнению, украинский народ "составляет нацию в смысле этнографическом, а никак не в политическом".
Говоря о его "качание", Д. Чижевский отмечает долгий путь изменений мировоззрения Кулиша: от романтизма - до позитивизма, от религиозного мировоззрения - к культу миротворници-науки, от православия - к идее естественной религии и так далее. Судьба Кулиша - это типичная судьба романтика - "неустановившейся", "неопределенной" человека из природы, движущейся к эволюции, к изменению, которая сама хочет все "попробовать", почувствовать, чтобы не быть застывшим, неподвижным, мертвым духом 125, с. 155].