Алексей Никитович Гиляров (1855 - 1938) - философ, один из самых отечественных теоретиков и методологов истории философии. Родился в Москве, в семье известного в свое время публициста и философа Н. П. Гилярова-Платонова.
С 1876 г. А. Гиляров начал серьезно изучать историю философии, учась в Московском университете. Современники Гилярова отмечают его феноменальные знания и разностороннюю эрудицию. Он владел многими иностранными языками.
В 1884 г. Гиляров начинает свою преподавательскую деятельность в Московском университете, а с 1887 г. его жизнь и творчество были связаны с Киевом, с Киевским университетом. С 1891 г. он профессор университета, читает курс "Введение в философию" и курс по истории зарубежной философии. В 1922 г. избран академиком Всеукраинской академии наук. Автор работ: "Платонизм, как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбах философии", "Введение в философию", "Значение философии", "Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с культурной историей Греции", "Философия в ее существе, значении и истории "," Руководство по изучению философии "и др.. Есть у него научные труды по психологии, литературоведения, химии.
А. Гиляров всегда были чужды вопросы политики, он никогда не участвовал в деятельности любых партий, больше всего ценил и утверждал общечеловеческие ценности, потому-то больно встретил жестокость Октябрьской революции, бессмысленность братоубийственной гражданской войны.
В советский период, во время тоталитарной системы, Гиляров имел репутацию одного из "столпов" отечественного идеализма, а следовательно, он не мог не попасть под огонь разгромной критики, под подозрение как "враг народа", тем более, что в 1933 г. его сына обвинили в шпионаже. После этого А. Гиляров попадает в изоляцию, его научные работы не печатаются.
А. Гиляров был сторонником и последователем панпсихизму немецкого философа, физика и психолога Г. Фехнера (1801 - 1887). Именно Фехнер стал для Гилярова (как он сам считал) идейно ближайшее мыслителем, учение которого сыграло важную роль в разработке Гиляров в 90-е годы XIX в. оригинального философского учения, названного "синехологичним".
Центральная идея "синехологичного" учение - идея всеобщей единства. Во Вселенной существует всеобщий связь всех элементов действительности с их духовным единством. Вселенная - это живой, "одушевленный организм", где сознание не возникает, а существует вечно, и не имеет другого источника, кроме самой себя. Материя без мышления невозможно - это две стороны одной и той же сущности. Существует только то, что полагается сознанием и осознается, все остальное не существует. Этим Гиляров пришел к выводу о тождестве бытия и сознания. Природу можно изучить только тогда, когда изучим дух, когда дойдем до осознания, что содержанием сознания является вся Вселенная.
Идея всеобщей единства Гилярова, идея "всемирного сознания" во многом близка к философии В. Соловьева. Однако, как отмечает М. Ткачук, в мировоззрении этих философов есть существенная разница в их отношении к религии. В отличие от Соловьева А. Гиляров всегда стоял в стороне теологической проблематики. "Бог" - "всемирная сознание" Гилярова не находит воплощение в любой конкретному лицу. "Бог" - это духовный принцип, "ум" мира, это душа мира, а Вселенная - тело бога | 19, с. 130]. Этим мыслитель в пределах своего философского идеализма выразил элементы религиозного скептицизма и свободомыслия, что стало причиной запрета ему читать лекции по средневековой философии.
Кроме философии научными интересами Гилярова были литература и естествознание. Именно его идея всеобщей единства стала объединяющим звеном этих знаний и определила общую цель - практическое осуществление всеобщего единства.
По философии, то она, по мнению Гилярова, занимает особое место в этом единении - она идет "впереди всех". Философия имеет специфический предмет исследования, является самостоятельной отраслью знаний, она является особым мировоззренческим знанием, основой миропонимания, проявлением определенного отношения к миру; в ней содержится нравственный идеал, который задает человеку определенную систему жизненных ценностей, убеждений и поступков.
В советский период А. Гиляров пытается перейти на позиции марксизма. Он даже подготовил труд "Схема истории философии в освещении исторического материализма" (1926 г.), которая, скорее всего, в силу общих философско-мировоззренческих позиций Гилярова не была завершенной. Гуманистическая направленность его исследований не отвечала официальной доктрине человек, личность фактически погибала как морально, так и физически.