Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Алексей Никитович Гиляров (1855 - 1938) - философ, один из самых отечественных теоретиков и методологов истории философии. Родился в Москве, в семье известного в свое время публициста и философа Н. П. Гилярова-Платонова.

С 1876 г. А. Гиляров начал серьезно изучать историю философии, учась в Московском университете. Современники Гилярова отмечают его феноменальные знания и разностороннюю эрудицию. Он владел многими иностранными языками.

В 1884 г. Гиляров начинает свою преподавательскую деятельность в Московском университете, а с 1887 г. его жизнь и творчество были связаны с Киевом, с Киевским университетом. С 1891 г. он профессор университета, читает курс "Введение в философию" и курс по истории зарубежной философии. В 1922 г. избран академиком Всеукраинской академии наук. Автор работ: "Платонизм, как основание современного мировоззрения в связи с вопросом о задачах и судьбах философии", "Введение в философию", "Значение философии", "Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с культурной историей Греции", "Философия в ее существе, значении и истории "," Руководство по изучению философии "и др.. Есть у него научные труды по психологии, литературоведения, химии.

А. Гиляров всегда были чужды вопросы политики, он никогда не участвовал в деятельности любых партий, больше всего ценил и утверждал общечеловеческие ценности, потому-то больно встретил жестокость Октябрьской революции, бессмысленность братоубийственной гражданской войны.

В советский период, во время тоталитарной системы, Гиляров имел репутацию одного из "столпов" отечественного идеализма, а следовательно, он не мог не попасть под огонь разгромной критики, под подозрение как "враг народа", тем более, что в 1933 г. его сына обвинили в шпионаже. После этого А. Гиляров попадает в изоляцию, его научные работы не печатаются.

А. Гиляров был сторонником и последователем панпсихизму немецкого философа, физика и психолога Г. Фехнера (1801 - 1887). Именно Фехнер стал для Гилярова (как он сам считал) идейно ближайшее мыслителем, учение которого сыграло важную роль в разработке Гиляров в 90-е годы XIX в. оригинального философского учения, названного "синехологичним".

Центральная идея "синехологичного" учение - идея всеобщей единства. Во Вселенной существует всеобщий связь всех элементов действительности с их духовным единством. Вселенная - это живой, "одушевленный организм", где сознание не возникает, а существует вечно, и не имеет другого источника, кроме самой себя. Материя без мышления невозможно - это две стороны одной и той же сущности. Существует только то, что полагается сознанием и осознается, все остальное не существует. Этим Гиляров пришел к выводу о тождестве бытия и сознания. Природу можно изучить только тогда, когда изучим дух, когда дойдем до осознания, что содержанием сознания является вся Вселенная.

Идея всеобщей единства Гилярова, идея "всемирного сознания" во многом близка к философии В. Соловьева. Однако, как отмечает М. Ткачук, в мировоззрении этих философов есть существенная разница в их отношении к религии. В отличие от Соловьева А. Гиляров всегда стоял в стороне теологической проблематики. "Бог" - "всемирная сознание" Гилярова не находит воплощение в любой конкретному лицу. "Бог" - это духовный принцип, "ум" мира, это душа мира, а Вселенная - тело бога | 19, с. 130]. Этим мыслитель в пределах своего философского идеализма выразил элементы религиозного скептицизма и свободомыслия, что стало причиной запрета ему читать лекции по средневековой философии.

Кроме философии научными интересами Гилярова были литература и естествознание. Именно его идея всеобщей единства стала объединяющим звеном этих знаний и определила общую цель - практическое осуществление всеобщего единства.

По философии, то она, по мнению Гилярова, занимает особое место в этом единении - она идет "впереди всех". Философия имеет специфический предмет исследования, является самостоятельной отраслью знаний, она является особым мировоззренческим знанием, основой миропонимания, проявлением определенного отношения к миру; в ней содержится нравственный идеал, который задает человеку определенную систему жизненных ценностей, убеждений и поступков.

В советский период А. Гиляров пытается перейти на позиции марксизма. Он даже подготовил труд "Схема истории философии в освещении исторического материализма" (1926 г.), которая, скорее всего, в силу общих философско-мировоззренческих позиций Гилярова не была завершенной. Гуманистическая направленность его исследований не отвечала официальной доктрине человек, личность фактически погибала как морально, так и физически.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии