Петр Иванович Линицкий (1839 - 1906) - Представитель украинской академической духовно-религиозной философии второй половины XIX - начала XX в., Заслуженный ординарный профессор Киевской духовной академии, доктор богословия, один из многих несправедливо забытых величественных фигур нашей истории.
В своей статье "П. И. Линицкая: истоки мировоззрения" Н. Мозговая дает анализ жизни и творчества мыслителя, заполняя тем самым "белые пятна", которые существуют в истории отечественной философии [12, с. 37-44].
В свое время Петр Линицкая был широко известен как ученый и эрудит в области философии. Его наследство составляют около двадцати фундаментальных трудов и большое количество статей. Философу принадлежат также критические статьи на немецком и французском языках, в том числе и на работы довольно известного Евгения Дюринга.
Родился Петр Линицкая в Лебедине Харьковской губернии в семье священника. Окончил Ахтырское духовное училище и Харьковскую духовную семинарию, учился в Киевской духовной академии. После окончания в 1865 г. духовной академии Линицкая преподает в ней философские науки. Почти двадцать лет он возглавлял кафедру истории философии (с 1869 г.), а с 1887 г. - кафедру логики и метафизики. Читал логику, педагогику, патрологию и метафизику. Следовательно, более сорока лет (1865-1906 гг) это талантливый человек несла философскую культуру в ряды студенчества Киевской духовной академии.
Одновременно с преподавательской работой продолжалась научно-литературная деятельность П. Линицкого. В частности, в 1874 г. одна из его работ "Обзор философских учений" по решению учебного комитета Св. Синода была удостоена премии и рекомендована как учебное пособие для всех духовных семинарий. Итоговой работой всего творческого наследия ученого является "Основные вопросы философии. Опыт систематического преподавания философии" (1901 г.).
Философия Линицкого достаточно многогранна и не подпадает под какое-то одно устоявшееся определение. В ней есть глубокие мысли по истории философии, гносеологии, философии, религии, этики, эстетики, литературоведения. Его творчество проникнуто стремлением выяснить, что есть философия, каково ее место в духовной культуре, перспективы дальнейшего развития и т.п.. В решении этих вопросов виделась возможность преодоления кризиса, который переживала в то время философия. Суть этого кризиса заключалась в распространении и господстве среди ученых, интеллигенции, в частности студенческой молодежи, позитивизма, материализма, особенно пошлого. Причем материализм тогда воспринимался как острый идейный проявление общественно-политической, либерального движения: "Не быть материалистом, - отмечал позже
Н. Бердяев, - была признана морально подозрительным. Если вы не материалист, то значит вы за порабощение человека и народа ".
Как и большинство представителей профессиональной философии Украины, Линицкая придерживался идеалистических взглядов. Ученый не просто отвергал материализм и позитивизм, а основательно анализировал эти направления.
Видное место в творчестве Линицкого занимает проблема соотношения веры и знания, в философии православных духовных академий занимала свое естественно доминирующее место. В его взглядах прослеживается тенденция обосновать христианские основы с помощью кантовской философии. П. Линицкая считает, что "между верой, как принятием готовой истины, и научным исследованиям, целью которого является познание этой же истины, разница не абсолютная, а только относительная ... Необходимость научного исследования не исключается верой, а наоборот, требуется ней" . По оценке мыслителя, вопрос о соотношении веры и знания в истории человечества возникали и будет возникать не потому, что оно неразрешимо, а, прежде всего потому, что в разные исторические периоды менялся сам смысл этого вопроса.
"Сегодня, - считает философ, - вопрос о соотношении веры и знания получило новый облик. Этот вопрос рассматривается уже не с социально-политической, а с естественнонаучной точки зрения. Не об отношениях между национальным и общечеловеческим теперь может идти споры, .. . а об отношении между естественным и сверхъестественным. Все естественное отходит к области научного познания, а сверхъестественное - это предмет веры ". Рассуждения о том, что вера в сверхъестественное лежит вне научной сферы и ничего общего с наукой не имеет, является, по мнению Линицкого, пустым и бессмысленным. Философ ставит резонный вопрос: может ли быть вообще вопрос о соотношении естественного и сверхъестественного проблемой естествознания, и не является ли это скорее проблемой философии? В ходе рассуждений мыслитель делает вывод, что "элемент веры необходим и в науке, именно как вера в ИСТИНУ ... Какие бы изменения не претерпела наука в дальнейшем развитии, как бы не расширялся объем сферы научных знаний, никогда наукой не будет устранена необходимость религиозной веры, ибо основание религиозной веры содержится в сущности человеческого разума ".
Философия, считает Линицкая, является высшим достижением знания. Ее истины и составляют содержание положительного богословия. С такой же позиции ученый подходит к решению вопроса о соотношении философии и конкретных наук, тем самым не соглашаясь с позицией позитивизма в его отношении к философии [11, с. 71-195].
Из приведенных выше рассуждений Линицкого видно, что его богословско-философская система в целом носила рационалистический характер, и поэтому философ выступает решительным противником эмпирических методов в богословии, которые основаны на психологическом и историческом опыте. Линицкая критически относится и к мистицизму по его негативную оценку роли разума. Философ настаивает важную роль разума в религиозной жизни человека.
Такая мировоззренческая позиция П. Линицкого в решении указанных вопросов была у него неизменной и в других вопросах: то были вопросы этико - моральные, художественно-эстетические, литературоведческие, или касались самых обычных проблем жизни.