Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Петр Иванович Линицкий (1839 - 1906) - Представитель украинской академической духовно-религиозной философии второй половины XIX - начала XX в., Заслуженный ординарный профессор Киевской духовной академии, доктор богословия, один из многих несправедливо забытых величественных фигур нашей истории.

В своей статье "П. И. Линицкая: истоки мировоззрения" Н. Мозговая дает анализ жизни и творчества мыслителя, заполняя тем самым "белые пятна", которые существуют в истории отечественной философии [12, с. 37-44].

В свое время Петр Линицкая был широко известен как ученый и эрудит в области философии. Его наследство составляют около двадцати фундаментальных трудов и большое количество статей. Философу принадлежат также критические статьи на немецком и французском языках, в том числе и на работы довольно известного Евгения Дюринга.

Родился Петр Линицкая в Лебедине Харьковской губернии в семье священника. Окончил Ахтырское духовное училище и Харьковскую духовную семинарию, учился в Киевской духовной академии. После окончания в 1865 г. духовной академии Линицкая преподает в ней философские науки. Почти двадцать лет он возглавлял кафедру истории философии (с 1869 г.), а с 1887 г. - кафедру логики и метафизики. Читал логику, педагогику, патрологию и метафизику. Следовательно, более сорока лет (1865-1906 гг) это талантливый человек несла философскую культуру в ряды студенчества Киевской духовной академии.

Одновременно с преподавательской работой продолжалась научно-литературная деятельность П. Линицкого. В частности, в 1874 г. одна из его работ "Обзор философских учений" по решению учебного комитета Св. Синода была удостоена премии и рекомендована как учебное пособие для всех духовных семинарий. Итоговой работой всего творческого наследия ученого является "Основные вопросы философии. Опыт систематического преподавания философии" (1901 г.).

Философия Линицкого достаточно многогранна и не подпадает под какое-то одно устоявшееся определение. В ней есть глубокие мысли по истории философии, гносеологии, философии, религии, этики, эстетики, литературоведения. Его творчество проникнуто стремлением выяснить, что есть философия, каково ее место в духовной культуре, перспективы дальнейшего развития и т.п.. В решении этих вопросов виделась возможность преодоления кризиса, который переживала в то время философия. Суть этого кризиса заключалась в распространении и господстве среди ученых, интеллигенции, в частности студенческой молодежи, позитивизма, материализма, особенно пошлого. Причем материализм тогда воспринимался как острый идейный проявление общественно-политической, либерального движения: "Не быть материалистом, - отмечал позже

Н. Бердяев, - была признана морально подозрительным. Если вы не материалист, то значит вы за порабощение человека и народа ".

Как и большинство представителей профессиональной философии Украины, Линицкая придерживался идеалистических взглядов. Ученый не просто отвергал материализм и позитивизм, а основательно анализировал эти направления.

Видное место в творчестве Линицкого занимает проблема соотношения веры и знания, в философии православных духовных академий занимала свое естественно доминирующее место. В его взглядах прослеживается тенденция обосновать христианские основы с помощью кантовской философии. П. Линицкая считает, что "между верой, как принятием готовой истины, и научным исследованиям, целью которого является познание этой же истины, разница не абсолютная, а только относительная ... Необходимость научного исследования не исключается верой, а наоборот, требуется ней" . По оценке мыслителя, вопрос о соотношении веры и знания в истории человечества возникали и будет возникать не потому, что оно неразрешимо, а, прежде всего потому, что в разные исторические периоды менялся сам смысл этого вопроса.

"Сегодня, - считает философ, - вопрос о соотношении веры и знания получило новый облик. Этот вопрос рассматривается уже не с социально-политической, а с естественнонаучной точки зрения. Не об отношениях между национальным и общечеловеческим теперь может идти споры, .. . а об отношении между естественным и сверхъестественным. Все естественное отходит к области научного познания, а сверхъестественное - это предмет веры ". Рассуждения о том, что вера в сверхъестественное лежит вне научной сферы и ничего общего с наукой не имеет, является, по мнению Линицкого, пустым и бессмысленным. Философ ставит резонный вопрос: может ли быть вообще вопрос о соотношении естественного и сверхъестественного проблемой естествознания, и не является ли это скорее проблемой философии? В ходе рассуждений мыслитель делает вывод, что "элемент веры необходим и в науке, именно как вера в ИСТИНУ ... Какие бы изменения не претерпела наука в дальнейшем развитии, как бы не расширялся объем сферы научных знаний, никогда наукой не будет устранена необходимость религиозной веры, ибо основание религиозной веры содержится в сущности человеческого разума ".

Философия, считает Линицкая, является высшим достижением знания. Ее истины и составляют содержание положительного богословия. С такой же позиции ученый подходит к решению вопроса о соотношении философии и конкретных наук, тем самым не соглашаясь с позицией позитивизма в его отношении к философии [11, с. 71-195].

Из приведенных выше рассуждений Линицкого видно, что его богословско-философская система в целом носила рационалистический характер, и поэтому философ выступает решительным противником эмпирических методов в богословии, которые основаны на психологическом и историческом опыте. Линицкая критически относится и к мистицизму по его негативную оценку роли разума. Философ настаивает важную роль разума в религиозной жизни человека.

Такая мировоззренческая позиция П. Линицкого в решении указанных вопросов была у него неизменной и в других вопросах: то были вопросы этико - моральные, художественно-эстетические, литературоведческие, или касались самых обычных проблем жизни.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии