Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Леся Украинка (Л. П. Косач-Квитка) (1871 - 1913) - украинская писательница и поэтесса, литературный критик, общественный деятель. Она была первой из так называемых украинских неоромантиков. Мировоззрение Украинская формировалось под влиянием идей Т. Шевченко, М. Драгоманова, И. Франко.

Писательница была знакома с произведениями марксизма, перевела на Украинка язык ряд произведений классиков марксизма. Однако марксистом она не стала. Мировоззрение ее был, в основном, материалистический, с присущим ему диалектическим подходом к анализу всех явлений действительности, с уверенностью о познавательные возможности человека. В стихотворении "Вот, ночью ..." Леся Украинской выражает мысль о вечности и несотворимисть материи:


"Верю я в правду своего идеала,

И если бы я ту веру сломала -

Вера бы сломалась в собственную жизнь,

В вечность материи, в мире бытия,

Собственным глазам я бы не верила и слуха,

Я бы не впевнялась ни телу, ни духу, -

Это ведь для веры самая высокая вера ".



Леся Украинской была уверена, что все вещи материального мира существуют объективно от нас. Материя является активной, она - носитель всех изменений и преобразований, всего движения и закономерного процесса. Идеальное является порождением материального, но и идеи, человеческое мышление играют важную роль. Леся Украинской выступала против идеи потустороннего

жизни, критиковала фатализм, вульгарный материализм, различные направления идеалистической философии. Неотъемлемым элементом его мировоззрения был атеизм.

Для многих произведений Леси Украинская характерно переплетение различных аспектов реальности с мотивами древней историософии. Это прежде всего использование ею различных библейско-христианских и антично мифических сюжетов, с помощью которых она раскрывает нравственные качества своих героев, показывает социальное положение современного ей общества, дает философское осмысление действительности.

В этом отношении шедевром поэтессы является ее "Лесная песня" (1911), которая содержит в себе глубокую философскую идею органического единства человека с природой, антропологической "наполненности" природы. Замечательные картины лесной природы, тонкий, яркий анализ психологии и быта людей изображены в этой романтической драме - феерии.

Рассматривая диалектическое единство человека и природы, Леся Украинской отмечала, что эти взаимоотношения сложные и противоречивые, что они несут с собой не только положительное, но и отрицательное и "приход" людей в природу имеет определенные признаки постоянной борьбы между ними. Природа раскрывает человеку всю свою красоту, отдает свои богатства, а за это часто получает от человека измену. Окутан романтикой мифический образ Мавки, которая "покинула высокое вершины и низко на мелкие тропинки спустилась, надев нищенские куски" и образ Лукаша, который изменил ей и был наказан за это - является предостережением и призывом к людям в необходимости бережного отношения к природе.

Философская идея вечности природы, ее постоянного обновления звучит в финале "Лесной песни". Когда Лукаш кается, что погубил тело Нимфы, и ему отвечает:



"О, не заботься тело!

Ясным огнем засветилось оно,

чистым, палящим, как хорошее вино,

свободными искрами вверх взлетело.

Легкий, рыхлый пепел

ляжет, вернувшись, в родную землицу,

вместе с водой там умножит Вербица, -

станет началом тогда мой конец ".



И снова к природе - матери "будут приходить люди со своими радостями и тоской", ибо без природы, без единения с ней человек существовать не может.

Романтическая направленность характерна и прометеевской образам в творчестве Леси Украинка. Прометеевской непримиримость ко злу, к порабощению, непокорность с большой силой, страстью, творческой одержимостью владели писательницей. Ее герои стремятся к борьбе за свободу, за право на счастье, они не терпят состояния покорности и пассивности, бунтуют против "невольничьего зганьблення". Таким социально заостренным есть образ Неофита - раба ("В катакомбах"), который не желает носить рабские кандалы, выступает против всякой тирании, склоняется только перед Прометеем том, что он



"... Не творил своих людей рабами,

что просветил не словом, а огнем,

боролся не в повиновении, а упорно,

и мучился не три дня, а без счета,

и не назвал своего тирана отцом,

а деспотом всемирным ... "



Леся Украинской любила свой народ, его язык, культуру, традиции и лучшие черты его характера. Как гимн звучат слова поэтессы, обращенные с любовью к Украине:



"К тебе, Украины, наша бездольная иметь,

Струна моя первая отзовется.

И будет струна торжественно и тихо звучать,

И песня от сердца польется ".

(Цикл "Семь струн")



Близко к сердцу воспринимает она несчастную судьбу своего родного края, своего народа, поднося к возвышенностей живой образ национального боли.



"О, люди мой бедный, моя семья,

Братья мои бедные, закованные в кандалы!

Горят страшные, незагойнии раны

На лоне у тебя, моя Украина!

Кормигу тяжелую кто разбить нам поможет? "

(Цикл "Слезы - жемчуг").



Украинка дух, национальная идея присутствуют во многих произведениях Леси Украинка. Несмотря на сомнения она верит в свой народ, в его силы и призывает его к национальному пробуждению, выступления, к борьбе против неволи и "национального позора".

Экзистенциальными мотивами проймана творчество М. Коцюбинского.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии