Иван Яковлевич Франко (1856 - 1916) - украинский мыслитель, писатель, ученый, политический и общественный деятель. Родился в с. Нагуевичи Дрогобычского района Львовской области.
В 1875 г. поступил во Львовский университет на философский факультет, учился в Черновицком университете, который окончил в 1891 г. За социалистическую пропаганду в 1877 г. вместе с М. Павликом и С. Терлецким был арестован и посажен в тюрьму, где пробыл восемь месяцев.
И. Франко интересовался марксизмом, даже сделал перевод на украинский язык 24-го раздела первого тома "Капитала" Маркса. Был организатором журнала "Общественный друг", сборников "Колокол", "Молот" и другие. В 1893 г. в Венском университете защитил докторскую диссертацию, где получил звание доктора философии, а впоследствии и почетную степень доктора филологии.
В советской литературе утвердилась мысль о том, что И. Франко был достаточно близким к марксизму, материализма (и, конечно, атеизма). И. Франко действительно в своих социально-философских исканиях обращался к марксизму. Если в ранних своих произведениях ("Что такое социализм?" И др.). Заметен недостаточно критическое его отношение к марксизму, то в более поздних ("Что такое прогресс?" И др.). Франко стремится по-настоящему выяснить сущность этого учение, Советские исследователи творчества Франко, как правило, изымали из его произведений те места, где было показано его критическое отношение к марксизму, к материализму и тому подобное.
Хорошо зная произведения классического марксизма, Франко видел в нем не только положительные стороны, но и определенные опасные тенденции. Признавая социализм как общественный идеал, он не воспринимал "научного социализма", его классового подхода. Для него важными были общечеловеческие ценности, Франко категорически отвергает существование государства при социализме, поскольку в ней обязательно возникнет привилегированный слой управленцев, которые узурпируют власть в своих интересах. Не воспринял он и марксистскую идею диктатуры пролетариата. Кроме того, не поддерживал Франко марксистский взгляд на революцию как насильственно-революционный путь достижения общественного прогресса Его "Вечный революционер" призвал не к разрушению жизни, а к освобождению от рабского духа, от унижения человеческого достоинства. В марксистских программах он видел субъективно-схоластический подход, крайнюю абсолютизацию, где гуманно-демократические принципы социалистического идеала сводились на нет. Социалистический строй, по мнению Франка, это свободная федерация общин, организованная по принципу широкого самоуправления.
Не воспринимал Франко и решения марксизмом национального вопроса, которому марксизм оказывал второстепенное значение. Дух покорности, национальный нигилизм, которые вносились в сознание украинского народа, не могли дать свободу и независимость Украины. Путь к этому, считал Франко, лежит через утверждение национального достоинства и гордости, консолидацию, единство всех сил, ощущение себя украинским, украинской нацией, способной к самостоятельному культурной и политической жизни. В работе "За пределами возможного", описывая идеал национальной самостоятельности, Франко отмечает, что осуществление этого идеала пока невозможно, но отчаиваться не нужно, следует помнить, что "... тысячные тропы, ведущие к его осущення, лежат прямо-таки под ногами, и только от нашего сознания того идеала, от нашего согласия на него будет зависеть, мы пойдем тем тропинкам в направлении к нему, или, может, обратим на совсем другие тропы ... Мы должны сердцем чувствовать свой идеал, должны умом уяснюваты себе его, должны принимать всех сил и средств, чтобы приближаться к нему, иначе он не будет существовать и никакой мистический фатализм не сотворит его там, а развитие материальных отношений прежде низложит и раздавит нас, как слепая машина " [23, с. 285].
По мнению Франка, формирования и осуществления общественного идеала украинского народа невозможно без быстрого развития культурной жизни Украины, без собственных школ, без литературы, образования и науки. Особое внимание в этом деле уделял Франко развития "воспитанию" национальной украинского языка, "без которой воспитание народа не может сделать желаемого прогресса ..." [23, с. 462]. При утверждении ним идеала национальной самостоятельности украинского народа он нигде не противопоставляет украинскую нацию другим, не говорит о ее некую "исключительность" и другие. Все народы равны и все имеют право на свободное развитие.
Не возникает сомнения, что Франко не был сторонником и материалистического понимания истории, не склонялся к идее классиков марксизма о решающей роли материального производства в развитии общества. В упомянутой выше работе Франко пишет о "односторонность марксовского экономического материализма", отмечает, что "не только потребности Жолудки .., а целый комплекс ... физических и духовных потребностей" человека является двигателями общественного прогресса. И там, где "идеалы живы, развиваются ..., есть и прогрессивную и все более интенсивное материальную продукцию. Где нет роста, развития, борьбы и конкуренции в сфере идеалов, там и продукция попадает в китайский застой" [23, с. 283 - 284]. Скорее всего Франко считал, что двигателем общественной жизни является как материальные интересы, так и общественные идеалы.
Такое отношение Франко к марксизму, материализма дает право сделать вывод о том, что попытки причислить его однозначно с этими направлениями являются тенденциозными и не соответствуют действительности. Кстати, Франко скептически относился и к идеализму, видя в нем односторонность. Философскую систему Гегеля он считал чисто умственным конструкцией. Авторитетами для него были О. Конт, Г. Спенсер, Ч. Дарвин. Он - сторонник позитивизма, потому что именно эта философия основывается "на новейшем естественном знании". Настоящей "наукой можно называть только познание законов и сил природы, которые проявляются везде и как угодно", и такая «наука не имеет ничего общего с какими сверхъестественными силами, с какими врожденными идеями, с какими внутренними мирами, которые управляют внешним миром", потому "вне природы нет познания, нет истины" [23, с. 32]. Франко прежде рационалист. Он скептически относился и к иррационалистических учений А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и др..
Естественные науки, по мнению Франка, является основой развития общественных наук. Рассматривая такое единство наук, он писал: "Физические и антропологические науки составляют, по сути, единственный неразрывную цепь, одно целое, потому что человек также является творением природы, а все, что она сделала и что может сделать, должна быть сделано только на основании врожденных сил "[23, с. 35].
Значительное место в его общественных взглядах занимают вопросы нравственности. Каждый человек, живя в обществе, должна выработать в себе определенные понятия о жизни с людьми, о взаимоотношениях с ними. Таковы "понятие истинности, справедливости, правды, дружбы и добра". Именно они и составляют предмет "последней и самой науки - этики". "Этика учит человека жить по-человечески - она руководит всегда и везде ее шагами, она меняет животную природу человека и облагораживает, - и таким образом делает ее способной к восприятию счастья как внутреннего самоудовлетворения, так и общественного, основанный на согласованной работы всех людей и на братской взаимной любви "[23, с. 40].
Всесторонне воспитанная личность, полная ее свобода, гуманизм и солидарность между людьми - эти идеалы, принципы, по мнению Франка, является определяющей чертой нравственного прогресса человечества.
В философских взглядах И. Франко четко выражены элементы диалектики. Последнюю он считал универсальным методом в науке. Именно такой метод дает возможность правильно сориентироваться в многообразии и вечности, постоянных закономерных изменениях, которые происходят в природе и обществе.
Наряду с распространением во второй половине XIX - начале XX в. натуралистически-позитивистского, рационалистического мировоззрения в Украине снова начинают проявлять себя романтично экзистенциальные тенденции. В начале XX в. в Киеве была основана русскоязычная экзистенциально-философская школа (Н. Бердяев, Л. Шестов, В. Зеньковский), которая в условиях господства тоталитарной марксистско-ленинской идеологии просуществовала недолго.
Свою причастность к романтически-экзистенциального направления обнаружила в своем творчестве Леся Украинской.