Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Иван Яковлевич Франко (1856 - 1916) - украинский мыслитель, писатель, ученый, политический и общественный деятель. Родился в с. Нагуевичи Дрогобычского района Львовской области.

В 1875 г. поступил во Львовский университет на философский факультет, учился в Черновицком университете, который окончил в 1891 г. За социалистическую пропаганду в 1877 г. вместе с М. Павликом и С. Терлецким был арестован и посажен в тюрьму, где пробыл восемь месяцев.

И. Франко интересовался марксизмом, даже сделал перевод на украинский язык 24-го раздела первого тома "Капитала" Маркса. Был организатором журнала "Общественный друг", сборников "Колокол", "Молот" и другие. В 1893 г. в Венском университете защитил докторскую диссертацию, где получил звание доктора философии, а впоследствии и почетную степень доктора филологии.

В советской литературе утвердилась мысль о том, что И. Франко был достаточно близким к марксизму, материализма (и, конечно, атеизма). И. Франко действительно в своих социально-философских исканиях обращался к марксизму. Если в ранних своих произведениях ("Что такое социализм?" И др.). Заметен недостаточно критическое его отношение к марксизму, то в более поздних ("Что такое прогресс?" И др.). Франко стремится по-настоящему выяснить сущность этого учение, Советские исследователи творчества Франко, как правило, изымали из его произведений те места, где было показано его критическое отношение к марксизму, к материализму и тому подобное.

Хорошо зная произведения классического марксизма, Франко видел в нем не только положительные стороны, но и определенные опасные тенденции. Признавая социализм как общественный идеал, он не воспринимал "научного социализма", его классового подхода. Для него важными были общечеловеческие ценности, Франко категорически отвергает существование государства при социализме, поскольку в ней обязательно возникнет привилегированный слой управленцев, которые узурпируют власть в своих интересах. Не воспринял он и марксистскую идею диктатуры пролетариата. Кроме того, не поддерживал Франко марксистский взгляд на революцию как насильственно-революционный путь достижения общественного прогресса Его "Вечный революционер" призвал не к разрушению жизни, а к освобождению от рабского духа, от унижения человеческого достоинства. В марксистских программах он видел субъективно-схоластический подход, крайнюю абсолютизацию, где гуманно-демократические принципы социалистического идеала сводились на нет. Социалистический строй, по мнению Франка, это свободная федерация общин, организованная по принципу широкого самоуправления.

Не воспринимал Франко и решения марксизмом национального вопроса, которому марксизм оказывал второстепенное значение. Дух покорности, национальный нигилизм, которые вносились в сознание украинского народа, не могли дать свободу и независимость Украины. Путь к этому, считал Франко, лежит через утверждение национального достоинства и гордости, консолидацию, единство всех сил, ощущение себя украинским, украинской нацией, способной к самостоятельному культурной и политической жизни. В работе "За пределами возможного", описывая идеал национальной самостоятельности, Франко отмечает, что осуществление этого идеала пока невозможно, но отчаиваться не нужно, следует помнить, что "... тысячные тропы, ведущие к его осущення, лежат прямо-таки под ногами, и только от нашего сознания того идеала, от нашего согласия на него будет зависеть, мы пойдем тем тропинкам в направлении к нему, или, может, обратим на совсем другие тропы ... Мы должны сердцем чувствовать свой идеал, должны умом уяснюваты себе его, должны принимать всех сил и средств, чтобы приближаться к нему, иначе он не будет существовать и никакой мистический фатализм не сотворит его там, а развитие материальных отношений прежде низложит и раздавит нас, как слепая машина " [23, с. 285].

По мнению Франка, формирования и осуществления общественного идеала украинского народа невозможно без быстрого развития культурной жизни Украины, без собственных школ, без литературы, образования и науки. Особое внимание в этом деле уделял Франко развития "воспитанию" национальной украинского языка, "без которой воспитание народа не может сделать желаемого прогресса ..." [23, с. 462]. При утверждении ним идеала национальной самостоятельности украинского народа он нигде не противопоставляет украинскую нацию другим, не говорит о ее некую "исключительность" и другие. Все народы равны и все имеют право на свободное развитие.

Не возникает сомнения, что Франко не был сторонником и материалистического понимания истории, не склонялся к идее классиков марксизма о решающей роли материального производства в развитии общества. В упомянутой выше работе Франко пишет о "односторонность марксовского экономического материализма", отмечает, что "не только потребности Жолудки .., а целый комплекс ... физических и духовных потребностей" человека является двигателями общественного прогресса. И там, где "идеалы живы, развиваются ..., есть и прогрессивную и все более интенсивное материальную продукцию. Где нет роста, развития, борьбы и конкуренции в сфере идеалов, там и продукция попадает в китайский застой" [23, с. 283 - 284]. Скорее всего Франко считал, что двигателем общественной жизни является как материальные интересы, так и общественные идеалы.

Такое отношение Франко к марксизму, материализма дает право сделать вывод о том, что попытки причислить его однозначно с этими направлениями являются тенденциозными и не соответствуют действительности. Кстати, Франко скептически относился и к идеализму, видя в нем односторонность. Философскую систему Гегеля он считал чисто умственным конструкцией. Авторитетами для него были О. Конт, Г. Спенсер, Ч. Дарвин. Он - сторонник позитивизма, потому что именно эта философия основывается "на новейшем естественном знании". Настоящей "наукой можно называть только познание законов и сил природы, которые проявляются везде и как угодно", и такая «наука не имеет ничего общего с какими сверхъестественными силами, с какими врожденными идеями, с какими внутренними мирами, которые управляют внешним миром", потому "вне природы нет познания, нет истины" [23, с. 32]. Франко прежде рационалист. Он скептически относился и к иррационалистических учений А. Шопенгауэра, Ф. Ницше и др..

Естественные науки, по мнению Франка, является основой развития общественных наук. Рассматривая такое единство наук, он писал: "Физические и антропологические науки составляют, по сути, единственный неразрывную цепь, одно целое, потому что человек также является творением природы, а все, что она сделала и что может сделать, должна быть сделано только на основании врожденных сил "[23, с. 35].

Значительное место в его общественных взглядах занимают вопросы нравственности. Каждый человек, живя в обществе, должна выработать в себе определенные понятия о жизни с людьми, о взаимоотношениях с ними. Таковы "понятие истинности, справедливости, правды, дружбы и добра". Именно они и составляют предмет "последней и самой науки - этики". "Этика учит человека жить по-человечески - она руководит всегда и везде ее шагами, она меняет животную природу человека и облагораживает, - и таким образом делает ее способной к восприятию счастья как внутреннего самоудовлетворения, так и общественного, основанный на согласованной работы всех людей и на братской взаимной любви "[23, с. 40].

Всесторонне воспитанная личность, полная ее свобода, гуманизм и солидарность между людьми - эти идеалы, принципы, по мнению Франка, является определяющей чертой нравственного прогресса человечества.

В философских взглядах И. Франко четко выражены элементы диалектики. Последнюю он считал универсальным методом в науке. Именно такой метод дает возможность правильно сориентироваться в многообразии и вечности, постоянных закономерных изменениях, которые происходят в природе и обществе.

Наряду с распространением во второй половине XIX - начале XX в. натуралистически-позитивистского, рационалистического мировоззрения в Украине снова начинают проявлять себя романтично экзистенциальные тенденции. В начале XX в. в Киеве была основана русскоязычная экзистенциально-философская школа (Н. Бердяев, Л. Шестов, В. Зеньковский), которая в условиях господства тоталитарной марксистско-ленинской идеологии просуществовала недолго.

Свою причастность к романтически-экзистенциального направления обнаружила в своем творчестве Леся Украинской.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии