Михаил Петрович Драгоманов (1841 - 1895) - украинский мыслитель, историк, этнограф, социолог, литературовед, публицист. Родился он в Гадяче на Полтавщине, где окончил уездное училище, затем учился в Полтавской гимназии
, а с 1859 г. учился в Киевском университете на историко-филологическом факультете, который окончил в 1863 г. С 1864 г. Драгоманов сначала занимает должность приват-доцента , а затем - доцента этого же университета на кафедре всеобщей истории. В 1863 г. он поступает в Киевскую "Громады", где вместе с другими громадовцами значительное внимание уделяет проблемам развития украинской национальной культуры, отстаивая право украинского народа иметь свою культуру, свой язык. Вопросы истории, фольклора, этнографии становятся в центре его научной и культурно-просветительской деятельности. Среди научных трудов особое место принадлежит "Историческим песням малорусского народа" (1874 - 1875), которую он издал вместе с В. Антоновичем, а также таким, как "Шевченко, украинофилы и социализм", "Странные мысли об украинском национальном деле" и другие.
В 1875 г. Драгоманова был уволен из университета за политическую неблагонадежность, за пропаганду социализма. В 1876 г. он эмигрировал в Швейцарию, где создает центр украинской политической эмиграции. В Женеве Драгоманов основывает свободную украинскую типографию, где издает сборник "Громада", а затем вместе с М. Павликом и С. Подолинским - журнал "Громада". Женевский период мыслителя был наиболее весомым в его творчестве. Здесь Драгоманов продолжает выступать в защиту преследуемой российским правительством украинской культуры. На литературных конгрессах (Париж - 1878 г., Вена - 1881 г.) он резко осуждает эту позорную политику, утверждая, что украинская литература является равноценной другим славянским литературам. По украинскому языку, то он стремился доказать, что она "в богатстве, изящества и гибкости форм не уступает ни одной из современных литературных языков славянства".
В разных европейских изданиях Драгоманов печатает статьи о политических и культурные проблемы Украины, стремится вывести украинскую нацию на европейский уровень культуры и образа жизни. Особое место в его творчестве занимает шевченковская тема, где он называет Шевченко "одним из великих поэтов правдиво народных". Драгоманов является одним из первых украинских профессиональных литературных критиков, систематически анализировал основные тенденции и явления литературной жизни Украины.
В основе мировоззрения Драгоманова лежит идея развития, целью которого является осуществление идеалов либерализма и социализма. Однако в его социалистическом идеале нет места централизованном государстве. Добровольная организация гармонично развитых личностей, общества - именно это лежит в основе, по его мнению, социалистического строя, а путь к этому - федерализм. Вне рамок конституционного, федералистической принципа государственного устройства немыслима Драгоманова соборная, единственная и свободная Украина, в которой имеет место широкое волеизъявление как общественных, так и личных интересов и где преобладают не узкопартийные, а общечеловеческие интересы. В федерации он видел возможность демократического решения национального вопроса, социального освобождения народа.
Однако в плане переустройства общества на федеративных началах Драгоманов не акцентирует внимания на вопросе национально-политической самостоятельности Украины. Национальность для него - это лишь "форма", "контур", который должен быть заполнен интернациональным содержанием. Его план сводился к следующему: сначала свободные общины, которые образуются свободными народами, потом эти общины составляют федерацию общин в пределах Украины, которая войдет в федеративного союза народов России, а следующий этап - федерация всех славянских народов - Всеславянского федерация. За такой связи "украинского дела с российскими процессами" Драгоманова довольно остро критиковали и критикуют сегодня. Например, И. Франко характеризовал его идеи как "общерусизм на украинской почве".
Сам Драгоманов, отстаивая национальную самобытность, идею национального возрождения, в ответ своим оппонентам утверждал, что он отбрасывает настоящее национальное, а, так называемое, "национальство". "... Национальности я признаю, а только противлюсь национализму, то есть принуждения держаться конечно чувств и мыслей (политических и культурных) по той причине, что они национальные или (чаще) считаются такие" (6, с. 493 - 494]. Так, сопоставляя русское писательство с украинским, Драгоманов отдает "приоритет" русском, отмечая, что "российское писательство из всех славянских наиболее интересное для чужаков из-за того, что оно меньше национальствуе", и в то же время "это писательство само собой. .. национальное и особое ... "А" ... наше украинское писательство, чтобы стать интересным, должен пойти по тому же пути и, покинув туманное и вредное национал, ство, взяться за того, чтобы обсуждать по-своему те живые дела , которыми теперь хлопочут все образованные народы "[6, с. 474].
Национальную идею он не считал "счету на все беды общественные", и, что даже без других культурных идей она "может служить источником больших ошибок" [6, с. 483]. Отрицая "обязательный национализм", Драгоманов одновременно отвергал обвинения в свой адрес в "обрусительстви" и "обьединительстви". "О моем обрусительство говорить не буду, а о моем обьединительство скажу, что слово это само по себе пустое: важно, возле чего, у кого и как кто хочет обьединяты. Я действительно всегда хотел увидеть обьединення образованных, добрых и честных людей в нашей стране и по соседним сторонам и народах круг работы для свободы, образования и благосостояния всех тамошних людей и всегда боролся против всякого розьединення, которое вносят между тех людей неволя, невежество и слепое своелюбство, даже тогда, когда эти темные силы покрываются одеждами народолюбия "[6, с.464].
Драгоманов осуждал попытки идеализировать прошлое украинского народа, в частности истории украинского казачества, выступал против "подтягивания" различных фактов национальной истории под чьи-то взгляды. Разницу во взглядах, мыслях он не считал причиной подрыва национального единства.
Такая "умеренность" взглядов мыслителя, особенно в национальном вопросе, скорее всего может быть идеальным вариантом, похожим на утопичность. История нашей жизни в течение не одного столетия подтверждает не осуществимость такого "обьединительства". Украинский народ в таком объединении не было и уже целое столетие после Драгоманова не имеет подлинной свободы и независимости.
По его сугубо философских взглядов, то Драгоманов во взглядах на природу стоял на материалистических позициях, хотя называл их позитивизмом. Он резко критиковал как идеализм, так и религию, отстаивал веру в действие природных объективных законов, соблюдая диалектического подхода к анализу явлений действительности.
Умер М. П. Драгоманов в 1895 г. в Софии (Болгария), куда его в 1889 г. был приглашен в университет на должность профессора истории.
В начале 80-х годов происходит некоторое оживление украинского национального движения, особенно в Галиции. Здесь во главе его стояли И. Франко и М. Павлик, которые развивали литературную и общественную деятельность в духе идей Драгоманова. Искренняя любовь последнего к украинскому народу, просветительская деятельность подвержено воспринимались галицким обществом и, несмотря на то, что в его деятельности были и такие стороны, которые не были полезными для галицкого общества (выступления против церкви, религии, его абстрактный социализм, его " замаскированный панруссизм "и т.д.), однако Драгоманов становится духовным вождем целого поколения.