Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Михаил Петрович Драгоманов (1841 - 1895) - украинский мыслитель, историк, этнограф, социолог, литературовед, публицист. Родился он в Гадяче на Полтавщине, где окончил уездное училище, затем учился в Полтавской гимназии

, а с 1859 г. учился в Киевском университете на историко-филологическом факультете, который окончил в 1863 г. С 1864 г. Драгоманов сначала занимает должность приват-доцента , а затем - доцента этого же университета на кафедре всеобщей истории. В 1863 г. он поступает в Киевскую "Громады", где вместе с другими громадовцами значительное внимание уделяет проблемам развития украинской национальной культуры, отстаивая право украинского народа иметь свою культуру, свой язык. Вопросы истории, фольклора, этнографии становятся в центре его научной и культурно-просветительской деятельности. Среди научных трудов особое место принадлежит "Историческим песням малорусского народа" (1874 - 1875), которую он издал вместе с В. Антоновичем, а также таким, как "Шевченко, украинофилы и социализм", "Странные мысли об украинском национальном деле" и другие.

В 1875 г. Драгоманова был уволен из университета за политическую неблагонадежность, за пропаганду социализма. В 1876 г. он эмигрировал в Швейцарию, где создает центр украинской политической эмиграции. В Женеве Драгоманов основывает свободную украинскую типографию, где издает сборник "Громада", а затем вместе с М. Павликом и С. Подолинским - журнал "Громада". Женевский период мыслителя был наиболее весомым в его творчестве. Здесь Драгоманов продолжает выступать в защиту преследуемой российским правительством украинской культуры. На литературных конгрессах (Париж - 1878 г., Вена - 1881 г.) он резко осуждает эту позорную политику, утверждая, что украинская литература является равноценной другим славянским литературам. По украинскому языку, то он стремился доказать, что она "в богатстве, изящества и гибкости форм не уступает ни одной из современных литературных языков славянства".

В разных европейских изданиях Драгоманов печатает статьи о политических и культурные проблемы Украины, стремится вывести украинскую нацию на европейский уровень культуры и образа жизни. Особое место в его творчестве занимает шевченковская тема, где он называет Шевченко "одним из великих поэтов правдиво народных". Драгоманов является одним из первых украинских профессиональных литературных критиков, систематически анализировал основные тенденции и явления литературной жизни Украины.

В основе мировоззрения Драгоманова лежит идея развития, целью которого является осуществление идеалов либерализма и социализма. Однако в его социалистическом идеале нет места централизованном государстве. Добровольная организация гармонично развитых личностей, общества - именно это лежит в основе, по его мнению, социалистического строя, а путь к этому - федерализм. Вне рамок конституционного, федералистической принципа государственного устройства немыслима Драгоманова соборная, единственная и свободная Украина, в которой имеет место широкое волеизъявление как общественных, так и личных интересов и где преобладают не узкопартийные, а общечеловеческие интересы. В федерации он видел возможность демократического решения национального вопроса, социального освобождения народа.

Однако в плане переустройства общества на федеративных началах Драгоманов не акцентирует внимания на вопросе национально-политической самостоятельности Украины. Национальность для него - это лишь "форма", "контур", который должен быть заполнен интернациональным содержанием. Его план сводился к следующему: сначала свободные общины, которые образуются свободными народами, потом эти общины составляют федерацию общин в пределах Украины, которая войдет в федеративного союза народов России, а следующий этап - федерация всех славянских народов - Всеславянского федерация. За такой связи "украинского дела с российскими процессами" Драгоманова довольно остро критиковали и критикуют сегодня. Например, И. Франко характеризовал его идеи как "общерусизм на украинской почве".

Сам Драгоманов, отстаивая национальную самобытность, идею национального возрождения, в ответ своим оппонентам утверждал, что он отбрасывает настоящее национальное, а, так называемое, "национальство". "... Национальности я признаю, а только противлюсь национализму, то есть принуждения держаться конечно чувств и мыслей (политических и культурных) по той причине, что они национальные или (чаще) считаются такие" (6, с. 493 - 494]. Так, сопоставляя русское писательство с украинским, Драгоманов отдает "приоритет" русском, отмечая, что "российское писательство из всех славянских наиболее интересное для чужаков из-за того, что оно меньше национальствуе", и в то же время "это писательство само собой. .. национальное и особое ... "А" ... наше украинское писательство, чтобы стать интересным, должен пойти по тому же пути и, покинув туманное и вредное национал, ство, взяться за того, чтобы обсуждать по-своему те живые дела , которыми теперь хлопочут все образованные народы "[6, с. 474].

Национальную идею он не считал "счету на все беды общественные", и, что даже без других культурных идей она "может служить источником больших ошибок" [6, с. 483]. Отрицая "обязательный национализм", Драгоманов одновременно отвергал обвинения в свой адрес в "обрусительстви" и "обьединительстви". "О моем обрусительство говорить не буду, а о моем обьединительство скажу, что слово это само по себе пустое: важно, возле чего, у кого и как кто хочет обьединяты. Я действительно всегда хотел увидеть обьединення образованных, добрых и честных людей в нашей стране и по соседним сторонам и народах круг работы для свободы, образования и благосостояния всех тамошних людей и всегда боролся против всякого розьединення, которое вносят между тех людей неволя, невежество и слепое своелюбство, даже тогда, когда эти темные силы покрываются одеждами народолюбия "[6, с.464].

Драгоманов осуждал попытки идеализировать прошлое украинского народа, в частности истории украинского казачества, выступал против "подтягивания" различных фактов национальной истории под чьи-то взгляды. Разницу во взглядах, мыслях он не считал причиной подрыва национального единства.

Такая "умеренность" взглядов мыслителя, особенно в национальном вопросе, скорее всего может быть идеальным вариантом, похожим на утопичность. История нашей жизни в течение не одного столетия подтверждает не осуществимость такого "обьединительства". Украинский народ в таком объединении не было и уже целое столетие после Драгоманова не имеет подлинной свободы и независимости.

По его сугубо философских взглядов, то Драгоманов во взглядах на природу стоял на материалистических позициях, хотя называл их позитивизмом. Он резко критиковал как идеализм, так и религию, отстаивал веру в действие природных объективных законов, соблюдая диалектического подхода к анализу явлений действительности.

Умер М. П. Драгоманов в 1895 г. в Софии (Болгария), куда его в 1889 г. был приглашен в университет на должность профессора истории.

В начале 80-х годов происходит некоторое оживление украинского национального движения, особенно в Галиции. Здесь во главе его стояли И. Франко и М. Павлик, которые развивали литературную и общественную деятельность в духе идей Драгоманова. Искренняя любовь последнего к украинскому народу, просветительская деятельность подвержено воспринимались галицким обществом и, несмотря на то, что в его деятельности были и такие стороны, которые не были полезными для галицкого общества (выступления против церкви, религии, его абстрактный социализм, его " замаскированный панруссизм "и т.д.), однако Драгоманов становится духовным вождем целого поколения.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии