Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Михаил Сергеевич Грушевсшкий (1866 - 1934)-историк, общественный и государственный деятель, автор двух тысяч научных публикаций по проблемам истории, литературоведения, культуры и образования.



Родился М. Грушевский в г. Холме в семье учителя. Детские годы прошли в далекой "иноплеменний чужбине" - в Ставрополе, на Кавказе. Оттуда приехал он в Киев учиться в университете Св. Владимира. В 1890 г. Грушевский окончил историко-филологический факультет, а в 1894 г. защитил магистерскую диссертацию. С этого же года начинается новый период его жизни в Галичине, во Львовском университете, где он в молодом возрасте (27 лет) стал первым в Украине профессором по истории Украины.

В Галичине кроме научной и преподавательской работы Грушевский активно занимается общественно-политической деятельностью. В 1908 г. он переезжает в Киев. В 1917 г. Грушевский возглавил Центральную Раду, но после гетманского переворота эмигрировал. В Украину ученый вернулся в 1924 г. Он был избран академиком, он вел активную научно-организационную деятельность. Однако атмосфера недоверия и враждебности вокруг него, которую создавали политические деятели и некоторые ученые, заставила Грушевского в 1931 г. переехать в Москву, где отношение к нему фактически не изменилось. По обвинению в участии "Украинского национального центра" Грушевского арестовали, однако вскоре освободили. До последних дней ученый продолжал работать. В ноябре 1934 г. в Кисловодске М. Грушевский умер. Похоронен на Байковом кладбище.

М. Грушевский не оставил отдельной философской разведки, но своеобразное понимание им прошлого, внесения корректив и дополнений в постижение исторического процесса, выбор методов познания дают нам право утверждать, что он как выдающийся историк, общественный и государственный деятель был одновременно мыслителем философского направления. Сочетая теоретическую и практическую деятельность, ученый выступает как самобытный социолог и политолог, дает ему возможность сформировать свою историософских концепцию и тем самым обогатить украинских философскую мысль.

М. Грушевский был сторонником историко-социологического метода, возникшего на почве идей позитивизма.

Переосмысливая достижения европейского позитивизма и социологии и творчески объединив их с украинского народнической историософской традиции, основанной Кирилло-Мефодиевского братства, Грушевский в своей историософской концепции на передний план ставит одно из основных положений, согласно которому субъектом исторического развития является народ. Он - альфа и омега исторической разведки, единственный герой истории, целью которой является "понять его экономический, культурный и духовное состояние, желания и идеалы". Именно "все периоды истории Украины тесно и неразрывно связаны между собой через народные соревнования к свободе и демократии", и эта идея является ведущей во все времена и при разных политических и культурных обстоятельствах. Ученого беспокоила не история сама по себе, а то, какое место в ней занимали народные массы.

Говоря о народе, в частности украинской, М. Грушевский подчеркивает, что его национальное лицо прежде характеризуют духовные факторы. Психофизические и культурные признаки "... совершенно определенно связывают в национальную целость единичные группы украинского населения против других таких цилостей и делают из нее живую национальную индивидуальность -" народ ", с длинной историей его развитию". Вот и заинтересованность самобытной украинской культурой должна быть не самоцелью, а с точки зрения того, что в ней отразилось общенародного.

М. Грушевский отмечал, что основное внимание в историческом исследовании следует уделять народу, а не выдающимся лицам, которые являются продуктом эпохи и среды. Например, Иван Вышенский "ценная нам особенно, как продукт украинской культуры и украинской жизни", а любимец народнической историографии Богдан Хмельницкий собрал революционную энергию масс и достиг значительных успехов благодаря "счастливому стечению обстоятельств". Хмельницкая, по мнению ученого, была крупным этапом в походе украинского народа, украинских масс к своим социальным, политических, культурных и национальных идеалов - свободы, равенства, автономии. Именно народ был единственным героем истории.

В своей концепции истории украинского народа М. Грушевский считал (так, как это традиционно считалось), что "крестьянство, демос легли в основу самого понятия украинства; потребности и задачи крестьянства стали потребностями и задачами украинской народности". Грушевский подчеркивает "крестьянскую" природу украинского народа, отмечает, что "главным основанием сеи Великой Украине еще долго, если не всегда, будет крестьянство, и на нем придется ее строить". Именно крестьянство никогда не изменяло национальным интересам, потому и надо опираться на него в деле возрождения Украины. На селе находятся основные источники национальной культуры, отсюда и определяется самобытность истории украинского народа, которая достигает древнейших времен.

Уделяя большое внимание национальному вопросу, М. Грушевский отмечал, что смысл истории народа заключается в его национальном самоопределении, что "полная самостоятельность и независимость суть последовательное, логическое завершение запросов национального развития и самоопределения любой народности, занимающий определенную территорию и достаточные наклоны и энергию развития ". Он осуждал тех, кто с презрением относились к этому вопросу или не понимали его важность. Идеи свободной соборной Украины первый ее президент стремился осуществить на практике.

Отстаивая идею национального самоопределения, М. Грушевский одновременно говорил о необходимости налаживания межнациональных отношений, в основу которых следует положить принцип согласования действий, уважение к свободе и суверенитету всех народов, которые вступают в эти взаимоотношения.

Важно мнение М. Грушевского о том, что ни в коем случае политико - государственный строй не должен быть навязан народу насильно. Историческое значение государственного определяется тем, "поскольку он влиял на состояние народа, поскольку сам попадал влияния общества и потому отвечал ее желанию и соревнованием". Он твердо был убежден в том, что в конфликтах народа и власти вина лежит на власти, «... ибо интерес трудового народа - это высший закон всякой общественной организации, и когда в государстве седьмой трудовому народу не хорошо, это его право обраховатися с ней ".

В творчестве М. Грушевского является исследование по проблемам этнокультурного становления украинского населения. Ученый оставил нам интересные разведки, в которых показал, как формировался народный мировоззрение наших предков, их религиозное сознание. Рассматривая духовную жизнь украинских, М. Грушевский особое внимание обращает на значение религии, в частности христианской, как фактора, который своим влиянием содействовал приобщению украинского народа к мирового культурного процесса. По мнению мыслителя, христианская церковь должна делать благородное дело духовного очищения и обновления народа, способствовать созданию украинской нации как духовного единства.

Итак, обоснована М. Грушевским концепция истории украинского народа убедительно свидетельствует о том, что наш народ прошел долгий, сложный и самобытный путь, создал свой язык, этническую культуру, собственную государственность, на которую имел и сегодня имеет полное право.

На вторую половину XIX - первую половину XX в. приходится жизнь и творчество ученого с мировым именем В.И. Вернадского.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии