Михаил Сергеевич Грушевсшкий (1866 - 1934)-историк, общественный и государственный деятель, автор двух тысяч научных публикаций по проблемам истории, литературоведения, культуры и образования.
Родился М. Грушевский в г. Холме в семье учителя. Детские годы прошли в далекой "иноплеменний чужбине" - в Ставрополе, на Кавказе. Оттуда приехал он в Киев учиться в университете Св. Владимира. В 1890 г. Грушевский окончил историко-филологический факультет, а в 1894 г. защитил магистерскую диссертацию. С этого же года начинается новый период его жизни в Галичине, во Львовском университете, где он в молодом возрасте (27 лет) стал первым в Украине профессором по истории Украины.
В Галичине кроме научной и преподавательской работы Грушевский активно занимается общественно-политической деятельностью. В 1908 г. он переезжает в Киев. В 1917 г. Грушевский возглавил Центральную Раду, но после гетманского переворота эмигрировал. В Украину ученый вернулся в 1924 г. Он был избран академиком, он вел активную научно-организационную деятельность. Однако атмосфера недоверия и враждебности вокруг него, которую создавали политические деятели и некоторые ученые, заставила Грушевского в 1931 г. переехать в Москву, где отношение к нему фактически не изменилось. По обвинению в участии "Украинского национального центра" Грушевского арестовали, однако вскоре освободили. До последних дней ученый продолжал работать. В ноябре 1934 г. в Кисловодске М. Грушевский умер. Похоронен на Байковом кладбище.
М. Грушевский не оставил отдельной философской разведки, но своеобразное понимание им прошлого, внесения корректив и дополнений в постижение исторического процесса, выбор методов познания дают нам право утверждать, что он как выдающийся историк, общественный и государственный деятель был одновременно мыслителем философского направления. Сочетая теоретическую и практическую деятельность, ученый выступает как самобытный социолог и политолог, дает ему возможность сформировать свою историософских концепцию и тем самым обогатить украинских философскую мысль.
М. Грушевский был сторонником историко-социологического метода, возникшего на почве идей позитивизма.
Переосмысливая достижения европейского позитивизма и социологии и творчески объединив их с украинского народнической историософской традиции, основанной Кирилло-Мефодиевского братства, Грушевский в своей историософской концепции на передний план ставит одно из основных положений, согласно которому субъектом исторического развития является народ. Он - альфа и омега исторической разведки, единственный герой истории, целью которой является "понять его экономический, культурный и духовное состояние, желания и идеалы". Именно "все периоды истории Украины тесно и неразрывно связаны между собой через народные соревнования к свободе и демократии", и эта идея является ведущей во все времена и при разных политических и культурных обстоятельствах. Ученого беспокоила не история сама по себе, а то, какое место в ней занимали народные массы.
Говоря о народе, в частности украинской, М. Грушевский подчеркивает, что его национальное лицо прежде характеризуют духовные факторы. Психофизические и культурные признаки "... совершенно определенно связывают в национальную целость единичные группы украинского населения против других таких цилостей и делают из нее живую национальную индивидуальность -" народ ", с длинной историей его развитию". Вот и заинтересованность самобытной украинской культурой должна быть не самоцелью, а с точки зрения того, что в ней отразилось общенародного.
М. Грушевский отмечал, что основное внимание в историческом исследовании следует уделять народу, а не выдающимся лицам, которые являются продуктом эпохи и среды. Например, Иван Вышенский "ценная нам особенно, как продукт украинской культуры и украинской жизни", а любимец народнической историографии Богдан Хмельницкий собрал революционную энергию масс и достиг значительных успехов благодаря "счастливому стечению обстоятельств". Хмельницкая, по мнению ученого, была крупным этапом в походе украинского народа, украинских масс к своим социальным, политических, культурных и национальных идеалов - свободы, равенства, автономии. Именно народ был единственным героем истории.
В своей концепции истории украинского народа М. Грушевский считал (так, как это традиционно считалось), что "крестьянство, демос легли в основу самого понятия украинства; потребности и задачи крестьянства стали потребностями и задачами украинской народности". Грушевский подчеркивает "крестьянскую" природу украинского народа, отмечает, что "главным основанием сеи Великой Украине еще долго, если не всегда, будет крестьянство, и на нем придется ее строить". Именно крестьянство никогда не изменяло национальным интересам, потому и надо опираться на него в деле возрождения Украины. На селе находятся основные источники национальной культуры, отсюда и определяется самобытность истории украинского народа, которая достигает древнейших времен.
Уделяя большое внимание национальному вопросу, М. Грушевский отмечал, что смысл истории народа заключается в его национальном самоопределении, что "полная самостоятельность и независимость суть последовательное, логическое завершение запросов национального развития и самоопределения любой народности, занимающий определенную территорию и достаточные наклоны и энергию развития ". Он осуждал тех, кто с презрением относились к этому вопросу или не понимали его важность. Идеи свободной соборной Украины первый ее президент стремился осуществить на практике.
Отстаивая идею национального самоопределения, М. Грушевский одновременно говорил о необходимости налаживания межнациональных отношений, в основу которых следует положить принцип согласования действий, уважение к свободе и суверенитету всех народов, которые вступают в эти взаимоотношения.
Важно мнение М. Грушевского о том, что ни в коем случае политико - государственный строй не должен быть навязан народу насильно. Историческое значение государственного определяется тем, "поскольку он влиял на состояние народа, поскольку сам попадал влияния общества и потому отвечал ее желанию и соревнованием". Он твердо был убежден в том, что в конфликтах народа и власти вина лежит на власти, «... ибо интерес трудового народа - это высший закон всякой общественной организации, и когда в государстве седьмой трудовому народу не хорошо, это его право обраховатися с ней ".
В творчестве М. Грушевского является исследование по проблемам этнокультурного становления украинского населения. Ученый оставил нам интересные разведки, в которых показал, как формировался народный мировоззрение наших предков, их религиозное сознание. Рассматривая духовную жизнь украинских, М. Грушевский особое внимание обращает на значение религии, в частности христианской, как фактора, который своим влиянием содействовал приобщению украинского народа к мирового культурного процесса. По мнению мыслителя, христианская церковь должна делать благородное дело духовного очищения и обновления народа, способствовать созданию украинской нации как духовного единства.
Итак, обоснована М. Грушевским концепция истории украинского народа убедительно свидетельствует о том, что наш народ прошел долгий, сложный и самобытный путь, создал свой язык, этническую культуру, собственную государственность, на которую имел и сегодня имеет полное право.
На вторую половину XIX - первую половину XX в. приходится жизнь и творчество ученого с мировым именем В.И. Вернадского.