Владимир Иванович Вернадський (1863 - 1945) - мыслитель - естествоиспытатель, создатель учения о ноосфере, академик. Родился Вернадский в Петербурге. Детские годы прошли в Харькове. Окончил Петербургский университет (1885 г.) и остался в нем для подготовки к профессорскому званию.
С 1888 по 1890 г. стажировался в Германии и Франции. С 1890 г. - приват-доцент, а с 1898 по 1911 г. - профессор Московского университета. В дореволюционное время Вернадский активно участвовал в политической и общественной жизни. С июня 1917 г. жил в Украине; в ноябре 1918 г. стал первым президентом организованной Украинской Академии. В 1920 - 1921 pp. он был ректором Таврического университета в Симферополе. В начале 20-х годов возвращается в Россию, где продолжает свою научную деятельность, проводит большую организационную научную, академическую работу.
Научно-теоретическое наследие Вернадского оказала большое влияние на философию, социологию, экологию и другие отрасли науки. Его труды: "Размышления натуралиста", "Философские мысли натуралиста", "Труды по всеобщей истории науки", "Украинский вопрос и русское общество", "Об автономии" и другие являются значительным достижением в философском наследии Украины. Эти и другие работы ученого существенно повлияли на развитие научного мировоззрения, становление современной научной картины мира.
Вершиной научного творчества Вернадского является учение о переходе биосферы в ноосферу (сферу разума). Этот процесс осуществляется благодаря воздействию разума человека на биосферу, превращение ее в новую среду жизни человечества - ноосферу. С философской точки зрения это учение является обобщением огромного мировоззренческого опыта о единстве человечества и природы, о влиянии человека на биосферу, об ответственности человека за свою деятельность. Особенно остро встает проблема моральной ответственности ученых за использование научных открытий, которые могут негативно влиять на окружающую среду, а затем и на само человечество.
Вернадский подчеркивал огромную роль философии в развитии человеческой мысли, подчеркивал необходимость тесной связи философского мышления и научной мысли. Проблемы истории науки, ее основных функций, тенденций развития и другие занимали важное место в исследованиях ученого.
В своих социально-политических взглядах Вернадский был сторонником либерализма и автономизма. Выступал против любого насилия и кровопролития, за развитие демократии, гражданских свобод и свободы мышления. Он считал, что социализм является проявлением насилия над человеческой личностью и не имеет отношения к настоящей демократии.
Осознавая свою принадлежность к украинскому народу, Вернадский высказал оригинальные мысли об украинском дело, актуальные и сегодня. Он подчеркивал, что с момента присоединения Украины к России политика последней состояла том, чтобы полностью розтвориты украинский в господствующей нации, "проглотить" и "переварить" их как инородное политическое тело. Такую политику России Вернадский осуждал. Он был противником централистских стремлений российских властей, выступал за сохранение украинской культуры, культурной самобытности украинского народа, поэтому и не осуждал украинское национальное движение, а считал его естественным, что имеет корни в самом народной жизни. Будучи сторонником автономизма, Вернадский верил (скорее всего, это была его наивная вера), что Россия откажется от своей традиционной политики и признает за Украиной право на национально-культурное самоопределение.
В научной и публицистической наследии Вернадского показана целостная философия Вселенной, философия общественной жизни, заложена вера в здоровые силы народа, установления действительно человеческих отношений.