Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Из всей истории отечественной философии ли не самым сложным является послереволюционный период - 20 - 80-е годы. Сложен и научный анализ достижений украинских мыслителей этого периода. Дело в том, что вся украинская философия, как и философия других советских республик того времени

, была "размыта", "Растворенная" в единой господствующей тогда марксистско-ленинской философии, с едиными требованиями, едиными задачами, целями и единым мировоззрением. Все было советское, марксистско-лениниське, а если и появлялся кто-то, у кого были противоположные взгляды, то его ждала достаточно тяжелая судьба - от преследований, запрета свободно мыслить и работать в эмиграции или репрессий с известными после этого последствиями.

Каждый философ, ученый в Советской Украины обязан твердо придерживаться позиций диалектического и исторического материализма. Сложился догматический и достаточно "зашоренный" рассмотрение традиционных философских проблем, в том числе и самой истории философии. Философия в СССР превратилась в служанку политики и официальной идеологии.

Такое "закрепощения" философской мысли началось с конца 1920 г., когда Украина потеряла свою независимость, войдя в состав СССР под видом равноправной республики, а, фактически, колонии России. Правда, советская тоталитарная система с единственной официальной унифицированной сталинской (марксистско-ленинской) идеологией не только в Украине, но и в России и всех союзных республиках проводила жестокую политику по отношению к "инакомислящих", о чем свидетельствуют многочисленные репрессивные меры, которые проводились в течение многих десятилетий тоталитаризма в Советском Союзе.

Хотелось бы отметить всем сегодняшним "защитникам" идей Ленина, что именно он начал эту политику. Достаточно обратиться лишь к его так называемого "философского завещания" - статье "О значении воинствующего материализма", чтобы убедиться в этом. Именно здесь он призвал к расправе над теми, кто думает иначе, не идут в одной колонне с ними. "Швондер" и "шариковы" с огромным рвением и жестокостью взялись выполнять эти заветы. 1 выполнили! Еще при жизни Ленина было депортировано около двухсот лучших представителей так называемой "буржуазной интеллигенции", среди которых всемирно известные философы - Н. Бердяев, Н. Лосский, С. Булгаков и др.. Так что не только Сталин был инициатором всех искаженных идей и поступков, которые привели к дальнейшим преследованиям тех, кто "не шел за Лениным - Сталиным". Сталин - прекрасный исполнитель "Заветы Ильича" почти по всем направлениям теории и политики, а его преемники уже в других "формах" и "модификациях" продолжали это дело.

Особенно пострадали национальные культуры всех народов СССР, прошедшие многократным "чистке" с целью изъятия "чужого", "националистического", "классово враждебного" и тому подобное. Украинский народ терял лучших представителей национальной интеллигенции, национальной культуры. Создалась такая атмосфера, был заложен такой грунт, на котором не могли расти ни действительно творческие философские направления, ни выдающиеся философы - мыслители.

Еще в начале 20-х годов в Украине, выполняя указания Ленина "побороть все сопротивление капиталистов не только военный и политический, но и идейный ...", закрываются университеты, а на их базе создаются "институты народного образования" и им подобные заведения, в которых проводилась "чистка", "демократизация" как профессорско-преподавательского состава, так и студенчества. Все уровни образования - от самых низших в колхозах, на заводах, фабриках в высшую школу заполнились целой системой с различными звеньями, школами, семинарами политпросвещения. Организовывались институты, университеты марксизма - ленинизма и т.д.. Фактически единственной философией в вузах был диалектический (диамат) и исторический (истмат) материализм. Другие философские направления с классовых, партийных позиций рассматривались как враждебные, буржуазные, подвергались необоснованной критике. Обидно указывать, что большинство советских философов искренне верила в "истинность", "научность" только марксизма - ленинизма, марксистско-ленинской философии.

Однако даже в условиях системы тоталитарного мышления философская мысль Украина полностью не угасла. В 20-е годы внимание привлекают философские разработки В. Юринця, С. Семковский, П. Демчука. Глубокое философское осмысление характерно и для ряда творческой литературно-художественной интеллигенции, прежде Хвылевого, Н. Зерова, М. Вороного, М. Кулиша и других, стремившихся сохранить украинскую национальную культуру. Однако эти процессы украинского возрождения длились недолго. Уже с середины 20-х годов начались репрессивные меры, вызванные обвинению в "измене", "шпионаже", "отступничестве" от марксизма - ленинизма. В начале 30-х годов началось наступление и на философов. Сталиным было объявлено о двух "уклоны" в философии, где неправильно толкуется марксистская философия. Развернулась широкая дискуссия, которая привела к выводу о существовании в Украине механистической (С. Семковский) и идеалистической (В. Юринец) ревизии марксизма - ленинизма. Согласно этого начались репрессии против прогрессивных философов.

Культурное возрождение, которое началось в 20-х годах, закончилась трагически и вошло в историю под названием "расстреляно возрождение".

По предвоенное десятилетие (1931 - 1941 гг), как отмечает Табачковський, в результате массовых репрессий в Украине изменилось три поколения философов, которые не способны были на проявление самостоятельной мысли, а могли лишь повторять "глубокие" мысли гениального вождя. Однако определенные сдвиги в философской жизни Украины все же происходили: в 1944 г. открыто философский факультет в Киевском университете; в 1946 г. создан Институт философии АН СССР; в 1950 г. - ИПК преподавателей общественных наук (с кафедрой философии) при КГУ им . Т. Шевченко.

XX съезд КПСС (1956 г.) способствовал, в определенной степени, позитивным сдвигам в идеологической сфере. Так называемая "хрущевская оттепель" привела к тому, что в 60-х годах в Украине началось "второе возрождение" философии. В 1958 г. из Москвы в Киев приезжает Павел Васильевич Коптв (1922 - 1971), который сначала возглавляет кафедру философии КПИ, впоследствии - кафедру философии КГУ, а в 1962 г. становится директором Института философии Украинской Академии наук. Именно Копнин и его школе с молодыми украинскими философами - учеными удается начать "ревизию" устоявшейся философии диамата, за что его и обвиняли в "ревизионизме". Школа Копнина делает попытку выхода на тематику философского гуманизма. Внимание ученых было акцентировано на онтологию человеческого бытия, на проблемы, связанные с деятельностью человека. В 60 - 70-е годы выходит в свет целый ряд серьезных научных исследований С "проблем логики, мировоззренчески-гуманистических проблем философии, историко-философских, в том числе и проблем современной мировой философии. Особый интерес представляют! Исследования украинских философов по истории отечественной философии . Ведутся исследования в области этики, эстетики философии науки и т.д..

Новое возрождение украинской мировоззренческой культуры в том числе и философии, наступает с конца 80-начала 90-х годов, когда создаются новые исторические условия развития украинской государственности.

Весомым и необходимым дополнением к истории украинской философской мысли есть разработки философских проблем мыслителями украинской диаспоры.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии