Обсуждаемое протяжении нескольких лет вопрос, какую философию преподавать студентам педагогических вузов, будто нашло решение: несомненно - философию образования. Взятая в единстве экзистенциально-герменевтических и эмпирико-аналитических тенденций, она действительно несет в себе большой философский смысл
, и можно надеяться, что ее преподавания будет не только полезным для будущих педагогов, но и интересным для философов - преподавателей. Однако философия образования в Украине является относительно новой научной сферой, поэтому статус, содержание и проблематика этой дисциплины требуют дальнейшего обсуждения.
Прежде обсуждения требует определения предмета "философия образования". Так, участники заочного "круглого стола" "Философия образования: состояние, проблемы и перспективы" (вопр. философии, 1995, № 11) В. В. Платонов и В. М. Розин считают, что философия образования - это "философская мысль в области образования ", это" рефлексия над образованием и педагогикой ", порожденная кризисом педагогической практики и педагогической науки.
Действительно, все науки время от времени переживают кризисные периоды (вспомним знаменитую кризис в физике, кризис в основах математики и т.д.). В такие периоды физики, математики, биологи начинают активно философствовать (мыслить и рефлектировать), что они часто делали во времена "нормального" (Т. Кун) развития своей науки. Однако они не хотят строить какую-то отдельную "философию физики" или "философию биологии". Они лишь применяют приобретенные в учебных заведениях или в результате самостоятельной работы навыки рефлексии и философствования для решения специфических философских вопросов своих наук.
Отечественные же философы образования стремятся идти своим путем, а именно: институализировать философию образования как отдельную дисциплину. Большинство из них "считают необходимым разработку философии образования как специализированной промежуточного звена между философией и теорией педагогики" (Лутай В. С. Философия современного образования. Учеб. Пособие. - К., 1996. - С. 16). Причем такая необходимость, по их мнению, вытекает из того, что, мол, философу очень трудно овладеть педагогикой, а педагогу - философией. Как эту проблему смогут решить будущие представители этой специализированной отрасли? Смогут понять их, с одной стороны, "чистые" философы, с другой - "чистые" педагоги? А не лучше и не дешевле философов еще в высшем учебном заведении учить педагогике, а педагогов - философии, причем так, чтобы последние могли самостоятельно решать философские вопросы своей науки.
Надо отметить, что попытки институализировать философию образования имеют определенный смысл. Возведение философии образования, как и вообще философии, к философствованию - рефлексии или герменевтического толкования (Л. Витгенштейн) - затеняет их проблемно-предметные области. Нам необходимо их как-то осветить и сравнить, чтобы ответить на вопрос, вынесенный в название послесловия. Поэтому попробуем хотя бы бегло перечислить те философские проблемы, которые относятся к содержанию философии образования.
Первую группу проблем составляют проблемы философской антропологии. Кризис современной педагогической практики и педагогической науки, о которой много говорят специалисты, порожденная именно изломом привычного образа или логоса человека в результате стремительных социальных преобразований. Вот как об этом пишет М. Ф. Фишер (сотрудник института теоретической педагогики РАО): "Существует много частных педагогических методик, которые позволяют образовательным системам и отдельным педагогам выжить и заработать деньги в сфере" образовательных услуг ". Нет идеи, способной объединить эти методики, идеи, ради которой проводится образовательно-педагогическая деятельность, нет идеала и социокультурного образца, органического для России, достойного воплощения в жизнь. Ведь педагог не только учит чтению и письму, но и творит Человека. Какую и зачем? Теперь это неизвестно, ли тогда он право преподавать? ".
Можно согласиться с автором цитируемого отрывка в том, что современная педагогика находится на распутье. Образ человека, который был построен на основе парадигм "человек - часть природы", "человек - совокупность общественных отношений" и др.., Распался, а новый еще не синтезирован. На каких основаниях его синтезировать? Вряд ли будет правильным его создания на основе других, таких же частных парадигм "человек - гражданин двух миров" (И. Кант), "человек - существо, свободно творит себя" (Ж. П. Сартр) или "человек - диалогическая существо "(М. Бубер). В этом деле может помочь только всесторонний подход, иначе получим опять урезан, однобокий, подвержен саморозвалу образ человека. А для этого надо знать и понимать все возможные парадигмы и уметь удерживать их противоречивые взаимосвязи в их единстве. Значит, надо быть профессионально, прежде историко-философски, образованным человеком и к тому же диалектиком. Иными словами, педагог, способный профессионально рассуждать над философскими вопросами своей науки, должен быть не столько философом образования, сколько просто философом.
Мысль о том, что якобы специфические для философии образования антропологические проблемы могут серьезно обсуждаться лишь в широком историко-философском контексте, оказывается верной и в отношении другой группы проблем, которые относятся к так называемой антропономикы. Антропономика как раздел человековедения объединяет в себе много точек зрения по поводу НОМОС (внутреннего закона, или сущности) человека. Понятно, что эти точки зрения также полемизируют друг с другом, сливаясь в некую самопротиворечиво целостность, удерживать которую в состоянии лишь философски подготовлен ум. А удержать их единство крайне необходимо, поскольку извращения одной или даже нескольких родственных точек зрения приводит к искажению идеала педагогического творчества.
Наиболее полярными антропономичнимы точками зрения, между которыми находится целый спектр их мутаций, две - ессенциалистська и экзистенциалистской.
Согласно первой, субстанция сущности человека (природа, социум или культура) находится вне индивидом, предшествует ему и входит в индивид в процессе его становления лицом. Главный вопрос ессенциалистськои антропономикы - каким образом естественная, общественная или культурная субстанция создает индивида, каким образом субстанция становится субъектом?
Вторая точка зрения - экзистенциалистской - исходит из первичности существования индивида, его автономности (индивид сам дает себе номос или сущность), из независимости индивида от внешних обстоятельств, с тотальной свободы и ответственности за то, кем он становится. Главный вопрос экзистенциалистской антропономии - чем обуславливается же - создание индивида, его постоянный выход за собственные границы или трансцендирования?
Разумеется, и первое, и второе вопросы могут быть осмысленными только в широком историко-философском контексте, в котором можно найти и ответы на них.
Стоит отметить, что основательная осведомленность в полном спектре ответов на антропономични проблемы - важная для педагога вещь, ведь на их основе основываются представления о педагогической технике формирования человека. Именно антропотехника, по мнению философов образования, и должна быть третьей составной частью их дисциплины.
Но и антропотехника - вроде чисто техническая (методическая) отрасль - оказывается существу связанной с собственно философией, в частности с таким разделом последней, как онтология. Образование человека, ее формирование основываются на изменении способа индивидуального бытия, с одной стороны, подражанием индивидом культурной субстанции, передачей в поле зрения человека социокультурных феноменов, их оценок, нравственных масштабов, подведением к самостоятельному выбору, информированием об ответственности, зависимость бытийных последствий того или другого варианта, выбранного человеком, с другой - заданием сознания (смысла) самостоятельного выхода за свои собственные пределы, смысла самосозидания и создания новых бытийных форм.
Итак, даже несколько беглое сравнение проблемно-предметных областей философии образования и собственно философии приводит к выводу, что философия образования вряд ли сможет быть эффективным средством решения философских вопросов педагогики, если ее сводить только к промежуточного звена между педагогикой и философией. Не станет она таким способом в случае ее сведения к рефлексии над образованием, ведь любое внутренний вопрос философии образования при его обсуждении выходит за рамки данной дисциплины и может висвитлитись только в широком контексте результатов историко-философского процесса. Поэтому философскую подготовку будущих педагогов следует основывать именно на преподавании истории философии, рассматривается под человековедческий углом зрения.
Загрузка...