Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Обсуждаемое протяжении нескольких лет вопрос, какую философию преподавать студентам педагогических вузов, будто нашло решение: несомненно - философию образования. Взятая в единстве экзистенциально-герменевтических и эмпирико-аналитических тенденций, она действительно несет в себе большой философский смысл

, и можно надеяться, что ее преподавания будет не только полезным для будущих педагогов, но и интересным для философов - преподавателей. Однако философия образования в Украине является относительно новой научной сферой, поэтому статус, содержание и проблематика этой дисциплины требуют дальнейшего обсуждения.

Прежде обсуждения требует определения предмета "философия образования". Так, участники заочного "круглого стола" "Философия образования: состояние, проблемы и перспективы" (вопр. философии, 1995, № 11) В. В. Платонов и В. М. Розин считают, что философия образования - это "философская мысль в области образования ", это" рефлексия над образованием и педагогикой ", порожденная кризисом педагогической практики и педагогической науки.

Действительно, все науки время от времени переживают кризисные периоды (вспомним знаменитую кризис в физике, кризис в основах математики и т.д.). В такие периоды физики, математики, биологи начинают активно философствовать (мыслить и рефлектировать), что они часто делали во времена "нормального" (Т. Кун) развития своей науки. Однако они не хотят строить какую-то отдельную "философию физики" или "философию биологии". Они лишь применяют приобретенные в учебных заведениях или в результате самостоятельной работы навыки рефлексии и философствования для решения специфических философских вопросов своих наук.

Отечественные же философы образования стремятся идти своим путем, а именно: институализировать философию образования как отдельную дисциплину. Большинство из них "считают необходимым разработку философии образования как специализированной промежуточного звена между философией и теорией педагогики" (Лутай В. С. Философия современного образования. Учеб. Пособие. - К., 1996. - С. 16). Причем такая необходимость, по их мнению, вытекает из того, что, мол, философу очень трудно овладеть педагогикой, а педагогу - философией. Как эту проблему смогут решить будущие представители этой специализированной отрасли? Смогут понять их, с одной стороны, "чистые" философы, с другой - "чистые" педагоги? А не лучше и не дешевле философов еще в высшем учебном заведении учить педагогике, а педагогов - философии, причем так, чтобы последние могли самостоятельно решать философские вопросы своей науки.

Надо отметить, что попытки институализировать философию образования имеют определенный смысл. Возведение философии образования, как и вообще философии, к философствованию - рефлексии или герменевтического толкования (Л. Витгенштейн) - затеняет их проблемно-предметные области. Нам необходимо их как-то осветить и сравнить, чтобы ответить на вопрос, вынесенный в название послесловия. Поэтому попробуем хотя бы бегло перечислить те философские проблемы, которые относятся к содержанию философии образования.

Первую группу проблем составляют проблемы философской антропологии. Кризис современной педагогической практики и педагогической науки, о которой много говорят специалисты, порожденная именно изломом привычного образа или логоса человека в результате стремительных социальных преобразований. Вот как об этом пишет М. Ф. Фишер (сотрудник института теоретической педагогики РАО): "Существует много частных педагогических методик, которые позволяют образовательным системам и отдельным педагогам выжить и заработать деньги в сфере" образовательных услуг ". Нет идеи, способной объединить эти методики, идеи, ради которой проводится образовательно-педагогическая деятельность, нет идеала и социокультурного образца, органического для России, достойного воплощения в жизнь. Ведь педагог не только учит чтению и письму, но и творит Человека. Какую и зачем? Теперь это неизвестно, ли тогда он право преподавать? ".

Можно согласиться с автором цитируемого отрывка в том, что современная педагогика находится на распутье. Образ человека, который был построен на основе парадигм "человек - часть природы", "человек - совокупность общественных отношений" и др.., Распался, а новый еще не синтезирован. На каких основаниях его синтезировать? Вряд ли будет правильным его создания на основе других, таких же частных парадигм "человек - гражданин двух миров" (И. Кант), "человек - существо, свободно творит себя" (Ж. П. Сартр) или "человек - диалогическая существо "(М. Бубер). В этом деле может помочь только всесторонний подход, иначе получим опять урезан, однобокий, подвержен саморозвалу образ человека. А для этого надо знать и понимать все возможные парадигмы и уметь удерживать их противоречивые взаимосвязи в их единстве. Значит, надо быть профессионально, прежде историко-философски, образованным человеком и к тому же диалектиком. Иными словами, педагог, способный профессионально рассуждать над философскими вопросами своей науки, должен быть не столько философом образования, сколько просто философом.

Мысль о том, что якобы специфические для философии образования антропологические проблемы могут серьезно обсуждаться лишь в широком историко-философском контексте, оказывается верной и в отношении другой группы проблем, которые относятся к так называемой антропономикы. Антропономика как раздел человековедения объединяет в себе много точек зрения по поводу НОМОС (внутреннего закона, или сущности) человека. Понятно, что эти точки зрения также полемизируют друг с другом, сливаясь в некую самопротиворечиво целостность, удерживать которую в состоянии лишь философски подготовлен ум. А удержать их единство крайне необходимо, поскольку извращения одной или даже нескольких родственных точек зрения приводит к искажению идеала педагогического творчества.

Наиболее полярными антропономичнимы точками зрения, между которыми находится целый спектр их мутаций, две - ессенциалистська и экзистенциалистской.

Согласно первой, субстанция сущности человека (природа, социум или культура) находится вне индивидом, предшествует ему и входит в индивид в процессе его становления лицом. Главный вопрос ессенциалистськои антропономикы - каким образом естественная, общественная или культурная субстанция создает индивида, каким образом субстанция становится субъектом?

Вторая точка зрения - экзистенциалистской - исходит из первичности существования индивида, его автономности (индивид сам дает себе номос или сущность), из независимости индивида от внешних обстоятельств, с тотальной свободы и ответственности за то, кем он становится. Главный вопрос экзистенциалистской антропономии - чем обуславливается же - создание индивида, его постоянный выход за собственные границы или трансцендирования?

Разумеется, и первое, и второе вопросы могут быть осмысленными только в широком историко-философском контексте, в котором можно найти и ответы на них.

Стоит отметить, что основательная осведомленность в полном спектре ответов на антропономични проблемы - важная для педагога вещь, ведь на их основе основываются представления о педагогической технике формирования человека. Именно антропотехника, по мнению философов образования, и должна быть третьей составной частью их дисциплины.

Но и антропотехника - вроде чисто техническая (методическая) отрасль - оказывается существу связанной с собственно философией, в частности с таким разделом последней, как онтология. Образование человека, ее формирование основываются на изменении способа индивидуального бытия, с одной стороны, подражанием индивидом культурной субстанции, передачей в поле зрения человека социокультурных феноменов, их оценок, нравственных масштабов, подведением к самостоятельному выбору, информированием об ответственности, зависимость бытийных последствий того или другого варианта, выбранного человеком, с другой - заданием сознания (смысла) самостоятельного выхода за свои собственные пределы, смысла самосозидания и создания новых бытийных форм.

Итак, даже несколько беглое сравнение проблемно-предметных областей философии образования и собственно философии приводит к выводу, что философия образования вряд ли сможет быть эффективным средством решения философских вопросов педагогики, если ее сводить только к промежуточного звена между педагогикой и философией. Не станет она таким способом в случае ее сведения к рефлексии над образованием, ведь любое внутренний вопрос философии образования при его обсуждении выходит за рамки данной дисциплины и может висвитлитись только в широком контексте результатов историко-философского процесса. Поэтому философскую подготовку будущих педагогов следует основывать именно на преподавании истории философии, рассматривается под человековедческий углом зрения.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии