Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Конфуций (551 - 479 pp. До н.э.).

«Благотворительность не бывает одиноко, у нее вне всякого сомнения является соседи»



«Жизнь и смерть определяются судьбой, богатство и признание зависят от неба», - так сформулировал Великий философ одно из восходящих положений своего учения, которое вскоре стало официальной политической и моральной доктриной тогдашней китайского государства.

Китай V-III вв. до н. е. известный значительным расцветом культуры, науки и ремесел и, одновременно, соперничеством «семи сильнейших царств, которые вели между собой постоянные междоусобные войны. Применения железных орудий труда способствовало быстрому развитию земледелия, эффективному использованию ирригационных (оросительных) систем. Развивались литейное дело, строительство, ювелирное дело, наука и искусство. Одновременно обострялись общественные противоречия. Борьба между политическими группировками угрожала распада государства, разрушения основ устоявшегося образа жизни, культуры, хозяйства.

Общество требовало идеологии объединения, взаимопонимания и покоя. Оно стремилось к установлению более или менее регламентированного порядка, в системе которого каждый смог бы найти для себя обобщенные правила поведения. Нечто подобное к ним предложил народу полулегендарный философ Лao-цзы. Целостную же систему взглядов, которая базировалась к тому же на глубинной древнекитайской традиции, создал проповедник (а впоследствии - ученый) родом из царства Лy Кун-цзы (Конфуций).

Жизнь будущего философа состояло непросто. Будучи выходцем из знатного княжеского рода, корни которого уходят династии Инь XI века до н. е., мальчик с детства испытал к себе пренебрежение и обиду, жестокость и даже издевательство. Смерть отца бросила его в водоворот строгого воспитания, выживания, прислужничества ради куска хлеба. Но все же это не помешало ему прикоснуться к мудрости древних культур, переосмыслить их в соответствии с ориентациями времени, выкристаллизовать то главное, навечно вошло в сокровищницу человеческой мудрости.

Конфуций много путешествовал. Его пытливый ум настойчиво искал ответов на те вопросы, которые постоянно ставила жизнь. Он встречался с государственными деятелями, вел беседы с руководителями различных политических группировок, однако долгое время воздерживался от установок и не привлекался к работе (участия) в любой партии.

Фактом биографии Конфуция является его встреча с пожилым философом Лао-цзы, автором весьма известного в то время учение о «дао». Авторитет Лао-цзы был несомненным, и Конфуций с трепетом и глубокой душевной наслаждением вслушивался в учение философа относительно естественного порядка возникновения, развития и разрушения всех вещей, их совместной праосновы, необходимости гармонизировать отношения человека к миру, сочувствие угнетенным т.д..

Энергичная и волевая натура Конфуция подталкивала его к действию, гражданского волеизъявление, влияния на государственные дела. От советника до министра - такой путь прошел Конфуций в области общественно-политической деятельности. Он стал первым китайским профессиональным преподавателем и организатором ученых-интеллектуалов. По свидетельствам древних, Конфуций имел около трех тысяч учеников! Он учил мудрости, государственным делам, законам и морали, а главное - быть справедливым как в отношении людей, так и в отношении к государству. Философ был глубоко убежден в том, что «обучение не зависит от происхождения обучающегося», и отдавал ученикам все свои интеллектуальные достижения практически даром. Ему удалось провести ряд прогрессивных реформ и вместе с тем нажить серьезных противников и даже врагов, среди которых был его высокий патрон.

Далее следовали изгнания и долгое путешествие между стран и народов: Конфуция принимали при дворах и в народе, ему отдавали дань, перед ним заискивали и в то же время - преследовали и даже покушались на жизнь.

Суровая судьба закаляла характер, характер викристализував мудрость, с которой Конфуций вновь и вновь шел к людям, воспитывая высокое нравственное начало.

Философские и морально-этические взгляды Конфуция дошли до нас благодаря показаниям многочисленной армии сторонников и критиков философа, в частности, благодаря книге «Беседы ее суждения», которая была составлена учениками философа на основе его рассуждений и суждений.

Центральным понятием своеобразной философской концепции Конфуция является понятие «жень» - источник моральных качеств людей, организующая и интегрирующая сила естественного существования и человеческой жизни, принцип культуры взаимодействия человека с миром и другими людьми. Главное содержание «жень» философ раскрывал словами: «Чего не желаешь себе, того не делай людям», определена Конфуцием доминантная этико - социальная ориентация позже найдет воплощение в Библии. А еще позже ее повторит, подняв до уровня «золотого правила нравственности», немецкий философ И. Кант. Даже если бы Конфуций больше не сказал ничего оригинального, именно этим «правилом» он оставил бы о себе память, как об одном из самых гениальных интеллектуалов человечества. Однако Конфуций обосновал сложный и противоречивый разделение людей на социальные группы (категории), общественное значение нравственного воспитания индивидов, сущность государственной власти как механизма руководства обществом на принципах высокой народного доверия, четкого распределения общественных обязанностей и личного примера нравственности господствующих (руководящих) слоев населения .

Конечно, философ создавал социально-философскую систему по общим мировоззренческим ориентаций своей эпохи, ее экономическими и политическими реалиями, научными и общекультурным достоянием и просчетами. Именно поэтому в его учении противоречиво сосуществуют, порой отрицая друг друга, как интеллектуальные завоевания общечеловеческого сорта, так и исторически обусловленные духовные ориентации. Скажем, Конфуций, согласно требованиям времени, решительно противопоставляя «благородных» «простолюдинам», трактовал господствующее положение первых их внутренними моральными качествами. Он отстаивал незыблемость общественного разделения людей на соответствующие слои («... Обладатель должен быть обладателем, а подчиненный - подчиненным ...»), отмечал разнокачественных нормотворческой системе, регулирует их отношения.

Известным Конфуций остался в истории и как проповедник соответствующих правил, моральных норм поведения и воспитания. Пять определенных им обязанностей: а) сыновнее почитание родителей б) покорность младшего брата старшему в) покорность жены мужу г) строгое соблюдение женой супружеской верности, и) верность в дружбе - в разных интерпретациях и сегодня присутствуют в культурах и традициях многих народов.

Много ценных советов Конфуций адресовал политикам и государственным деятелям: политик должен заботиться о благе народа и его образование; обеспечивать питанием, поддерживать оборонительные сооружения, завоевывать доверие. В государстве, поучал он, будут царить мир и согласие лишь при условии, когда каждый выполняет свои обязанности: государь управляет государством, министр - делами, отец выполняет обязанности отца, сын - сына. Воспитывать, подчеркивал философ, нужно примером, а не наказанием, авторитетом, а не унижением личности. Подобный «порядок вещей», к которому нужно возвращаться, по мнению Конфуция, существовал в области тысячелетних империй. Будущее государства мыслитель видел слишком противоречивым и сложным.

Учение Конфуция - конфуцианство - не мало и не имеет сегодня однозначной оценки. Собственно, наверное, ее не может быть вообще. Например, известный китайский философ Мо-цзы (479 - 381 pp. До н.э.) вообще отрицал конфуцианство, особенно в той части, где речь шла о делении людей на «благородных» и «низких», обстоювалися привилегии господствующих слоев населения, разноплановые нормы поведения для разных социальных слоев. Такие же мыслители, как Мэн-цзы (372-289 pp. До н.э.), Чжоу-янь (340-305 pp. До н.э.), восхищались конфуцианством, развивали и пропагандировали его основные положения. Подобные противоречивые оценки относительно конфуцианства и Конфуция рассыпаны по всей интеллектуальной истории человечества от ее истоков до наших дней. Однако, дело не в этом. Конфуций, если бы не первым среди первых мыслителей древности, создал оригинальную и целостную (хотя, безусловно, и внутренне противоречивую) философскую систему социума, обосновал особенности ее функционирования, обнаружил фундаментальные принципы интеграции, а главное - в статусе главной общественной ценности поставил ориентацию общественного согласия, морального единства индивида и общества, красоты и добра, истины и справедливости.



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии