Лао-Цзы
(Родился около 604 г. до н.э. - дата смерти неизвестна).
«Нужно сделать свое сердце предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам за останется только созерцать их возвращение».
Жизненный путь каждого Великого философа овеянный легендами, преданиями, домыслами. И это понятно. Неординарная личность в оценках последователей, сторонников и противников со временем возникает слишком противоречивой. Часто даже бывает трудно отличить, где заканчивается реальность и начинаются слухи, которым и вырисовывается он через переводы тех, кто имел к нему прямое или опосредованное отношение.
Именно такой в истории есть фигура одного из древнейших китайских философов второй половины VI - первой половины V века до нашей эры, основателя философской школы даосизма, современника Конфуция - Лao-Цзы. Рассказывают, что великий Лао-Цзы был образцом мудрости и интеллектуальной совершенства. Он рассудительно и спокойно дарил собеседникам свои мысли и рассуждения о человеке и мире, общие корни устройства Вселенной и моральные принципы человеческой жизни, политике и душевную свободу. При этом философ не пытался сплотить своих слушателей в школу. Не стремился к убедительности. Он просто размышлял. Его суждения имеют противоречивый характер. И все же они оставляли в душе человека заметный след, более того - перерастали в мировоззрение и веру, которые охватывали миллионы сторонников как в те времена, так и в наши дни.
Правда, своеобразная религия - даосизм, - построена на мировоззренческих основаниях учения Лao-Цзы о «дао», масс крюк мало общего с отстраненными от действительности, абстрактными суждениями философа установить их взаимо-родство возможно лишь с большим трудом.
В истории сохранились свидетельства о встрече летнего Лао-Цзы с начинающим древней философской традиции Конфуцисм. Лао-Цзы был старше Конфуция на 55 лет. Разговор двух Великих интерпретируется с уважением обоих философов, хотя, и это понятно, Лао-Цзы в ней изображается более мощным и взвешенным, Конфуций - таким, что лишь приближается к совершенной мудрости и не оставил еще земных забот, переживаний, радости. «Я слышал, - сказал будто бы Лао-Цзы, - что умный купец прячет свои сокровища так далеко, что (его кладовые - В.А.) внешне кажутся совершенно пустыми и благородный муж, отличаясь совершенными добродетелями, имеет простоватый вид. Оставь свое тщеславие и безосновательное мечтательность, свою внешнюю величество и невероятные планы: все это для тебя совершенно не нужно ... ». Рассказывают далее, что после этих слов Конфуций обратился к своим ученикам с такими словами: «О птицах я знаю, что они летают, о рыбах - что они плавают, о четвероногих - что они бегают. Тех, кто бегает, можно поймать в деревушке, тех, кто плавает - поймать удочкой, тех, кто летает, можно подстрелить. Что касается дракона, то я не в состоянии понять, как он, путешествуя на ветрах и в облаках, поднимается к небу. Сегодня я видел Лао-Цзы, и он подобен дракону! ».
Финальный путь жизненного пути Лао-Цзы также овеянный легендами. Рассказывают, что на западе своих дней он просто исчез где-то в районе восточных границ государства. Один из начальников пограничных войск, захвачен мудростью философа, попросил его изложить мысли о дао и человеческие добродетели. Выполнив эту просьбу, мудрец перешел границу для того, чтобы составить свою престарелую голову на чужбине.
Идеи, взгляды, суждения Лао-Цзы изложены в книге «Дао дэ цзин». Эта книга принадлежит к когорте самых странных книг мира. В 81-й ее главах, как правило, коротких и лаконичных, изложенные мысли о принцип, лежащий в основе всего сущего, о морали, политике, государстве, познания, счастье и несчастье человека. Как свидетельствуют исследователи философской мысли Древнего Китая, она составлена последователями Лао-Цзы. Книга появилась в IV-III вв. до н.э., то есть через несколько столетий после смерти философа. Возможно, именно поэтому целый ряд ее положений является трудными для понимания и не поддаются однозначной интерпретации.
Центральным содержательным контекстом философии Лао-цзы является учение о «дао» как первооснову, источник всего сущего, принцип организации природы и человеческого общества.
Согласно этому учению, в природе и обществе нет ничего устойчивого, все находится в движении, взаемозиткненни, переходит в свою противоположность. Определенную упорядоченность в эти процессы вносит дао. Нарушение требований этого закона ведет к социальным столкновений, войн, катастроф. Итак, люди должны научиться следовать закону дао, порядок свою жизнь, найти покой и удовлетворение в покое. Активное и деятельное вмешательство в природу и социальные отношения Лао-Цзы расценивает как источник общественного зла. Все должно происходить естественным образом, поучал философ. Поэтому лучшее, что может сделать человек, - это вернуться в тот первоначальный, гармоничный природе состояние жизни, где нет войн, угнетения человека человеком, где каждый человек находит удовольствие в простом природном жизни.
Внимательно проанализировав философию даосизма (такое название получило учение Лао-Цзы о «дао»), Г. Гегель нашел ее примитивной. Позволим себе не согласиться с великим философом.
Учение о «дао», как организационный принцип всего сущего, в обобщенной форме проводило мысль о единстве природного и человеческого мира, о (возможные) общие закономерности их сосуществования, о влиянии этих закономерностей на человеческую судьбу, о способе организации жизнедеятельности человека в этих условиях. В той или иной форме идея общего источника всего сущего присуща практически каждой философской системе. Собственно, это и является одним из фундаментальных философских вопросов. И то, что его поставил именно Лао-Цзы, поднимает этого философа над обстоятельствами времени, течением эпох, собственными мировоззренческими противоречиями.