Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Лао-Цзы

 (Родился около 604 г. до н.э. - дата смерти неизвестна).

«Нужно сделать свое сердце предельно беспристрастным, твердо сохранять покой, и тогда все вещи будут изменяться сами собой, а нам за останется только созерцать их возвращение».



Жизненный путь каждого Великого философа овеянный легендами, преданиями, домыслами. И это понятно. Неординарная личность в оценках последователей, сторонников и противников со временем возникает слишком противоречивой. Часто даже бывает трудно отличить, где заканчивается реальность и начинаются слухи, которым и вырисовывается он через переводы тех, кто имел к нему прямое или опосредованное отношение.

Именно такой в истории есть фигура одного из древнейших китайских философов второй половины VI - первой половины V века до нашей эры, основателя философской школы даосизма, современника Конфуция - Лao-Цзы. Рассказывают, что великий Лао-Цзы был образцом мудрости и интеллектуальной совершенства. Он рассудительно и спокойно дарил собеседникам свои мысли и рассуждения о человеке и мире, общие корни устройства Вселенной и моральные принципы человеческой жизни, политике и душевную свободу. При этом философ не пытался сплотить своих слушателей в школу. Не стремился к убедительности. Он просто размышлял. Его суждения имеют противоречивый характер. И все же они оставляли в душе человека заметный след, более того - перерастали в мировоззрение и веру, которые охватывали миллионы сторонников как в те времена, так и в наши дни.

Правда, своеобразная религия - даосизм, - построена на мировоззренческих основаниях учения Лao-Цзы о «дао», масс крюк мало общего с отстраненными от действительности, абстрактными суждениями философа установить их взаимо-родство возможно лишь с большим трудом.

В истории сохранились свидетельства о встрече летнего Лао-Цзы с начинающим древней философской традиции Конфуцисм. Лао-Цзы был старше Конфуция на 55 лет. Разговор двух Великих интерпретируется с уважением обоих философов, хотя, и это понятно, Лао-Цзы в ней изображается более мощным и взвешенным, Конфуций - таким, что лишь приближается к совершенной мудрости и не оставил еще земных забот, переживаний, радости. «Я слышал, - сказал будто бы Лао-Цзы, - что умный купец прячет свои сокровища так далеко, что (его кладовые - В.А.) внешне кажутся совершенно пустыми и благородный муж, отличаясь совершенными добродетелями, имеет простоватый вид. Оставь свое тщеславие и безосновательное мечтательность, свою внешнюю величество и невероятные планы: все это для тебя совершенно не нужно ... ». Рассказывают далее, что после этих слов Конфуций обратился к своим ученикам с такими словами: «О птицах я знаю, что они летают, о рыбах - что они плавают, о четвероногих - что они бегают. Тех, кто бегает, можно поймать в деревушке, тех, кто плавает - поймать удочкой, тех, кто летает, можно подстрелить. Что касается дракона, то я не в состоянии понять, как он, путешествуя на ветрах и в облаках, поднимается к небу. Сегодня я видел Лао-Цзы, и он подобен дракону! ».

Финальный путь жизненного пути Лао-Цзы также овеянный легендами. Рассказывают, что на западе своих дней он просто исчез где-то в районе восточных границ государства. Один из начальников пограничных войск, захвачен мудростью философа, попросил его изложить мысли о дао и человеческие добродетели. Выполнив эту просьбу, мудрец перешел границу для того, чтобы составить свою престарелую голову на чужбине.

Идеи, взгляды, суждения Лао-Цзы изложены в книге «Дао дэ цзин». Эта книга принадлежит к когорте самых странных книг мира. В 81-й ее главах, как правило, коротких и лаконичных, изложенные мысли о принцип, лежащий в основе всего сущего, о морали, политике, государстве, познания, счастье и несчастье человека. Как свидетельствуют исследователи философской мысли Древнего Китая, она составлена последователями Лао-Цзы. Книга появилась в IV-III вв. до н.э., то есть через несколько столетий после смерти философа. Возможно, именно поэтому целый ряд ее положений является трудными для понимания и не поддаются однозначной интерпретации.

Центральным содержательным контекстом философии Лао-цзы является учение о «дао» как первооснову, источник всего сущего, принцип организации природы и человеческого общества.

Согласно этому учению, в природе и обществе нет ничего устойчивого, все находится в движении, взаемозиткненни, переходит в свою противоположность. Определенную упорядоченность в эти процессы вносит дао. Нарушение требований этого закона ведет к социальным столкновений, войн, катастроф. Итак, люди должны научиться следовать закону дао, порядок свою жизнь, найти покой и удовлетворение в покое. Активное и деятельное вмешательство в природу и социальные отношения Лао-Цзы расценивает как источник общественного зла. Все должно происходить естественным образом, поучал философ. Поэтому лучшее, что может сделать человек, - это вернуться в тот первоначальный, гармоничный природе состояние жизни, где нет войн, угнетения человека человеком, где каждый человек находит удовольствие в простом природном жизни.

Внимательно проанализировав философию даосизма (такое название получило учение Лао-Цзы о «дао»), Г. Гегель нашел ее примитивной. Позволим себе не согласиться с великим философом.

Учение о «дао», как организационный принцип всего сущего, в обобщенной форме проводило мысль о единстве природного и человеческого мира, о (возможные) общие закономерности их сосуществования, о влиянии этих закономерностей на человеческую судьбу, о способе организации жизнедеятельности человека в этих условиях. В той или иной форме идея общего источника всего сущего присуща практически каждой философской системе. Собственно, это и является одним из фундаментальных философских вопросов. И то, что его поставил именно Лао-Цзы, поднимает этого философа над обстоятельствами времени, течением эпох, собственными мировоззренческими противоречиями.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии