Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Фалес

(У 625-547 pp. До н.э.)

«Вода есть именно тот исходный материал, из которого выстраивается Вселенная»



Мыслитель вошел в историю как первый достоверный представитель греческой философии, как один из «семи мудрецов» - гордости интеллектуальной культуры цивилизации. Он принадлежал к знатному роду, был близок к Милетского тирана Фрасибулу и связан с храмом Аполлона Дидимського, покровителя морских путешествий и колонизации.

Греция в ремни Фалеса переживала сложный, хотя и интересный, период своей истории. Постоянные социальные столкновения, конфликты, войны подтачивали цивилизационную целостность греческой ойкумены и, одновременно, укрепляли города - государства как ячейки производственной деятельности, политической и культурной жизни народа.

Внешние факторы, в частности, угроза со стороны соседей, а также потребность упорядочивания внутренних отношений, обусловливали поиски оптимальной социальной организации. Практически каждый из «локальных социумов» греческих народов (города - государства) пережил в своей истории изменение всех возможных форм политической организации - монархию и демократию, олигархию и аристократию, - испытал на себе власть «демоса» и монарха, «лучших людей» и « полисной элиты ». Последнее активизировало научно-гражданские размышления в этом направлении. Первые философские учения греков несли на себе отпечаток политических пристрастий и симпатий, имели в значительной мере политизированную направленность.

Общественная жизнь греческих народов характеризуется, далее, высокой интенсивностью торгового дела как внутри полиса, так и в мижполисному плане. Усиливаются торговые связи греков с другими народами, особенно с египетскими и ближневосточными. В VII-VI вв. до н.э. торговые связи приобрели качественно новый уровень. их интенсифицировала монета, увенчанная государственной печатью. Монета обобщала (и усуспильнювала) индивидуальные торговые соглашения, выступала как символ их стабильности, устойчивости, ответственности, а главное - как символ гарантии торгового дела по индивидуальной соглашением, как тень, стояла уже государство.

Развитие внешнеторговых связей, относительная перенаселенность городов - государств, внутриполитическая ситуация и некоторые другие факторы побудили до жизни такой противоречивый общественно-исторический процесс, как греческая колонизация. Первыми «колонистами», как правило, были граждане, потерпели поражение в определенных социальных столкновениях. Впоследствии к ним присоединились демократические элементы: городская беднота, мелкие и средние землевладельцы, ремесленники, труд которых постепенно замищувалась более дешевым трудом рабов. А еще позже в колонизационные процессы бросились (и подчинили их себе) наиболее предприимчивые представители торгово-ремесленных слоев населения. Нередко инициативу расселения греков брало на себя государство.

Последнее создавало уникальную возможность производственного, торгового, духовно-культурного общения переселенцев, с одной стороны, с коренным населением и культурой колонизированных земель, с другой - с жителями метрополии. Колонии превратились в центры культурного общения. Достояние тысячелетних культур, мировоззренческие поиски древнейших цивилизаций органично влились в греческую «свободу сознания» (Г. Гегель), получили в ней такой же основоутворюючий статус, как и сюжеты, вошедшие в нее, собственно, из греческой мифологии, элементов научных знаний, обобщенного социально-практического опыта. Западноевропейская философская традиция, основанная греками, формировалась на собственной экономической, социально-политической и духовной основе и, одновременно, как продолжение (и обобщение) мировоззренческих достижений исчезающих тысячелетних культур.

Центром духовно-философского жизнь в те исторические времена было небольшое, расположенное на малоазиатских побережье Эгейского моря, город Милет. Через Милет проходили торговые пути из греческих городов в Малой Азии. Здесь кипела экономическую жизнь. Процветали ремесла, формировались первые научные и философские школы. Поддерживая тесные контакты с другими городами Греции, обогащаясь опытом социальной жизни и мировоззренческими достижениями, что вместе с торговыми караванами стекались в город из самых духовных центров Египта, Индии и Китая, Милетский мудрецы начали греческую философию, которая, собственно, и положила начало западноевропейской философской традиции . Первым среди мудрых в это время милетский философ Фалес.

О всеобщем признании философа красноречиво свидетельствует такая легенда: однажды греки решили подарить мудрому из мудрых золотой триног. Вполне естественно, они передали его Фалесу. Фалес передал его другому философу, тот - третьему и так далее. Тренога обошел по кругу семерых философов и вернулся к Фалеса.

По свидетельствам древних, именно Фалес первый стал рассуждать о природе, небесные светила, человеческую жизнь и судьбу. Фалес Основательно владел математическими, астрологическими, астрономическими и вообще естественными знаниями, которые получил в Египте и Вавилонии. Он предсказал солнечное затмение 585 г. до н.э., определил год в количестве 365 дней, рассматривал «воду» как первооснову всего сущего. Создал оригинальную концепцию «души», одухотворенности и божественности первоосновы.

«Мир, - считал философ, - одушевлен и полон богов». Душу Фалес представлял в виде тонкой (эфирного) вещества, активной силы, носителя разумности и справедливости, которая наряду с практическими естественными знаниями является важным побуждением божественного, то есть разумного и справедливого, устройства вещей. Именно с именем Фалеса исследователи связывают переход от мифологии к собственно философии. С этим трудно не согласиться. Фалес был настоящим мыслителем. Он опирался на конкретные знания, доверял ума н, несомненно, начал то, что позже получило название философского способа постижения действительности.

Основной тезис Фалесового учения: «Все происходит из воды, с воды возникло и с воды состоит». Можно предположить, что это не было новым взглядом на мир. Еще древние люди, к Фалеса, рассматривали природу как порождение Океаноса и Тетиса. И разница между их взглядами была основополагающей: Фалес говорил о воде, а его предшественники - о божестве воды, он говорил о реальном предмет, они же - о фантастические существа. Говоря о Океанос и Тетис, они творили мифологию. Чтобы произошел переход к науке, необходимо было изменить образ мышления, то есть отказаться не только от практического, но и от мифологического способа мышления. Этот поворот и осуществили ионийские мыслители. 1 Первым из них был Фалес.

Перед ним встал вопрос происхождения мира. Но задумывался он не над тем, кто создал мир, а каким был мир изначально. Его интересовало не то, что было перед миром, а что было, собственно, началом мира. В таком значении начало мира был первым философским вопросам. Почему именно этот вопрос стал первым? В этом ничего удивительного: людям, с тогдашним умственным уровнем, которого еще не испортила научная критика, казалось понятным то, каким этот мир есть. От мудреца они требовали чего-то другого: их интересовал вопрос, каким был мир в начале, и именно это они считали главным. Фалес утверждал, что, в конце концов, по всем изменениях мир вернется к своему первоначальному состоянию, из которого вышел.

Эта философия была еще очень архаичной. И хотя она уже отличалась от мифологии, но в своих вопросах и ответах на них стояла на грани мифологического мышления.

Предметом исследований Фалеса и его непосредственных последователей была природа. Поэтому первых философов Аристотель называл физиологами, естествоиспытателями, т.е. теоретиками природы.

Сквозным вопросом был следующий: каким было начало природы? А означало оно для них: каким был первоначальный род (вид) тел, из которых развилась природа? Позже оно было сформулировано так: какой была первичная материя? Но, собственно, абстрактного понятия «материя» первые философы еще не знали. Не отличали они также материи и формы движения. Фалес не приходило в голову, чтобы сила (движение) могла быть вне материи или чем-то отличаться от нее. Напротив, он считал, что способность двигаться является основным свойством материи. Способность движения он понимал как проявление жизни и души.

Фалес говорил, что «все есть оживленным, как это видно в янтаре и в магните». Эта неотделимость материи от силы, жизни, души была характерна для первой группы греческих философов, которые называли гилозоистамы, т.е. теми, кто считал жизнь неотделимым от материи. Некоторые историки считают их материалистами. Они не знали других предметов, кроме материальных, но это были материалисты, которые еще не знали чистого понятия материи и все материальные предметы наделяли духовными чертами.

Почему Фалес считал, что именно вода, а не другой вид материи, была первопричиной мира? Возможно, это было эхо мифологической наследия о Океаноса и Тетиса. Однако Фалес смог дать и другие обоснования своей точки зрения, он ссылался на наблюдения определенных явлений: то, что живет, живет влажной, мертвое высыхает, зародыши всего есть мокрыми, а корм - сочным. Эти наблюдения приводили его к выводу, что вода является живительной, производительной силой и имеет все качества, необходимые и достаточные для того, чтобы с нее развилась вся природа.

И все же, мешая на оригинальность и новизну постановки вопроса, учение Фалеса о воде, как первооснову всего сущего, единодушной поддержки не мало. Наблюдения других мыслителей утверждали вполне вероятную мысль о том, что первопричиной мира могли быть и другие стихии. Родственник, ученик и последователь Фалеса Анаксимандр (около 610-у 547 pp. До н.э.), например, утверждал, что первопричиной мира был «апейрон», его товарищ Анаксимен (около 585-у 525 pp. До н.э. ) в качестве начала всего сущего отстаивал воздуха; Гераклит (540 - 480 гг, до н.э.) - их органичное сплетение. Дискуссия по этому поводу продолжалась довольно долго. Заслугой же Фалеса было то, что он первым поставил этот вопрос и попытался дать на него более-менее обоснованный ответ. Размышления о мире и человеке начали свою почти трехтысячелетнюю путешествие в историю. По Фа-лесом потянулась ряд философов, в первой шеренге которых властно выделялся Пифагор.

Значение Фалеса в истории философии - нерядовое. Именно с него Аристотель начинает свою знаменитую историю метафизики, Теофраст - «естественную историю», Евдем - историю астрономии и геометрии.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии