Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Гераклит

(Ок. 540-ок. 480 pp. До н.э.)

«В одну и ту же реку нельзя войти дважды».



Имя этого Великого философа не исчезает из философского, научного и культурного обращения около 2,5 тысяч лет. Практически каждый, кто прикасается философского знания, познания, мудрости, пытается составить о Гераклита свое представление, выразить компетентное суждение. Но несмотря на грандиозную популярность, Гераклит - автор единственной труда (в одной книге из трех глав «О Вселенной, о государстве, о богословии») - остается «темным». Его фрагменты имеют такое количество несогласованных (а потому и не понятных полной мере) интерпретаций, с которой может сравниться разве что Библия.

Гераклит был наследственный титул василевса (царя - жреца), от которого отказался в пользу своего брата. Его увлекала философия и именно ей - единой и неделимой обладательнице духа - посвятил Гераклит свою жизнь и судьбу.

Он был мистиком, но мистиком особого рода - жизненные реалии (как и реалии природы) слишком часто находили в его учении далеко не мистическое истолкование.

Основой всего сущего - основной субстанцией - Гераклит считал «огонь», что «местами вспыхивает, а местами - затухает», возрождая все сущее в различных формах, переходящих друг в друга. Причем, возрождение наступает в силу смерти другого. Противоположности, поучал Гераклит, словно «переливаются» друг в друга. «Бессмертные есть смертными, смертные - являются бессмертными, смертью друг друга они живут, жизнью друг друга - умирают».

Эпоха формировала характер философа, который, в свою очередь, воспроизводил ее дух и перспективу тем наставлениям, которое он делегировал истории. Характер у Гераклита был далеко не добродушный, неумеренно и не толерантный. Философ смотрел на жизнь с неприкрытым сарказмом, высказывал к нему слишком недемократические суждения. Вряд ли умеренной можно назвать его совет гражданам Ефес по уничтожению друг друга и передачи наследства детям. Слишком субъективным является его оценка Гомера, Гесиода и Пифагора. В последнем Гераклит оставил такие унизительные слова: «Пифагор ... создал себе ... свою мудрость: Многознание и обман ». Ничем иным, как пренебрежением к людям, продиктованы и афоризмы Великого философа относительно силы как единственного средства утверждения блага человека; преимуществ, которые отдают ослы соломе перед золотом похвалу войне как правде и всеобщему явлению.

Понятно, философское наследие Гераклита дошла до наших дней во фрагментарном виде. Ее интерпретация различными мыслителями позднего периода (от Платона до Гегеля и K. Поппера) имеет противоречивый характер. Собственно, достаточно непонятной она была и для современников. Именно поэтому Гераклита называли «темным», а образно изложены суждения философа использовали как основу для собственных выводов и суждений.

Считают, что Гераклит был противником демократии и сторонником аристократизма. К.Поппер интерпретирует Гераклита как философа, который первым среди первых заложил теоретический фундамент тоталитаризма и вошел в историю социальной философии как антирационалист и мистик. Внимательное изучение философии Гераклита дает основания считать такую оценку социальной концепции великого античного философа несколько упрощенной.

Гераклит действительно не принимал «демократии», но только в том виде, в котором ее внедряли в социальную практику при нем. Он не принимал «власть толпы», что «набивает брюхо подобно скота». Гераклит осуждал тогдашних «демократов», которые, пренебрегая призывом ума, слушали только толпа, шли за ним, выбирали «грязь» и «нечестие», «уравниловку» вместо того, чтобы рихтовать порядок, укреплять организационные основы социальности, утверждая аристократизм и благородство.

Как понимал Гераклит «демократию вообще», нам неизвестно. Однако ссылка на фрагмент о необходимости борьбы народа за закон не только не дает оснований утверждать, что понимал он ее неправильно, но наоборот - подчеркивает дальновидность мыслителя: под фрагментом «за закон народ должен биться, как за стены города», по нашему мнению, мог бы подписаться каждый реалистически мыслящий философ XX столетия.

Другое дело - как понимать «закон». В Гераклига это понимание с весьма туманным. С одной стороны, философ говорит о «закон» как «подчинение воле одном» (правителю), а с другой - как о всеобщей подчиненность необходимости - «логосу», подобном, кажется, в брахманской «кармы», копфуцианського «жень», лао -цзинського «дао».

Нет оснований осуждать Гераклита как тоталитаристам и за признание философом войны как принципа и движущей силы решения проблем. Такова была политическая практика того времени. А что права для практики, то права и для теории. Гераклит своим пониманием войны воссоздал реальное положение вещей. и не более. Однако, осуждая философа, мы ее не оправдываем его. 13 апологетике войны как всеобщего источники и средства развития проявилась ограниченность великого античного мыслителя, который еще не мог предвидеть, как это позже сделал И. Кант, життетворнои силы «вечного мира».

Практически одновременно с Гераклитом той или иной мере социально-философской и мир обзорно-гражданской тематики касались представители элейской школы - Парменид, Зенон и мелиссы; сицилийский философ и политик Эмпедокл, первый афинский мыслитель Анаксагор, довольно интегрированная, хотя и разноцветная, группа софистов - Протагор , Горгий, Гиппий, Продик, Ликофрон и алкил.

Фундаментальным идеей этого периода развития античной философии была идея софиста Протагора (481-411 pp. До н.э.) о человеке как мерило всех вещей, «Человек является мерилом всех вещей: существующих - усталость, что они существуют, и несуществующих - усталость, что они не существуют ». Эти слова сделали Протагора знаменитым. Положение о человеке как мерило всех вещей в той или иной плоскости рассматривали практически в каждой новой философской системе позднего периода. В целом ряде из них оно разворачивалось в опорный принцип познания и деятельности, организации общественной жизни и социальной практики. Наряду с копфуцианськнм «жень» - «Чего не желаешь себе, того не делай людям» протагоривське учение о человеке как мерило всех вещей мы рассматриваем как одно из двух фундаментальных завоеваний со циальной философии «донульового» времени. Третьим завоеванием стала методолого-мировоззренческих установка Сократа: «Познай самого себя». «... найти друг причинное объяснение является делом более престижной, чем получить звание наместника персидского престола »



Загрузка...

Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии