Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Демокрит

(460-371 pp. До н.э.)

 О жизни Демокрита есть несколько полулегенда, повествующих о свободолюбивую характер и тверже характер мыслителя, его жажду познания, поиска и отстаивания истины и справедливости.

Одна из них рассказывает о том, что все богатства, которые достались ему от отца, Демокрит потратил на организацию научных путешествий. В те годы в Абдерах - городе, где жил Демокрит. - Расточительство отцовского наследства считали преступлением. Поэтому избежать наказания философу удалось только через суд, которому Демокрит подал свой научный труд, написанный по материалам, собранным во время путешествий в Вавилоне, Персии, Индии и Египта.

Имя Демокрита традиционно связывают с учением о материальных первоосновы бытия атомами. Его учение называют «атомистики». Материализм Демокрита - «линию Демокрита», традиционно противопоставляют идеализма Платона - «линии Платона». В марксистськии! интерпретации это противопоставление дошло до абсолюта. Между тем, учение обоих мыслителей далеки от простого (а тем более, абсолютного) противостояния. У Демокрита, скажем, есть целый ряд размышлений о Душе и Бога, тогда как у Платона - об атомах и пустоту. Философы перекликаются друг с другом в попытке осмыслить таинство мироздания, хотя, конечно, отстаивают ризнобазисни теории.

Атомистика - учение о дискретное начало всего сущего - начинается далеко до Демокрита. В индийской философии, в частности, идея «атома», как «маленькой», «тончайшие» частицы, обстоювалась различными школами - пьяя, вайшешика, миманса и т.д.. Вайшешика была разработана своеобразная атомистическая доктрина, где идея атома, как маленькой, мелкой частицы, движущейся и изменяется, противопоставлялась вечной и неизменной первопричине. В свою очередь, пифагореец Екфант из Сиракуз учил, что начало всего «неделимые тела и пустота». Атом (дословно: неделимый) - логическое продолжение пространственно-телесной монады (дословно: один, единица, единое, неделимое, как синонимы). Но в отличие от одинаковых монад, неделимые Екфанта отличаются друг от друга величиной, формой и силой, мир, который состоит из атомов и пустоты, единственный и шаровидный, движется умом и управляется помыслом.

Таким образом, Демокрит начинал не на пустом месте. Однако случилось так, что возникновение античного атомизма (учения об атомах) связывают с именами Демокрита и его учителя Леякиппа (V в. До н. Н.э.), взгляды которых на природу и строение Макрокосма практически одинаковы.

Демокрит исследовал и природу Микрокосма, уподобляя его Макрокосма. И хотя Демокрит не намного старшин за Сократа, а круг его интересов несколько шире традиционной досократовских проблематику (попытки объяснить сновидения, теория цвета и зрения, не имевшая аналогов в ранней греческой философии), все же его относят к досократнкив. Концепцию древнегреческого атомизма часто квалифицируют как «примирения взглядов Гераклита и Парменида: существуют атомы (прообраз - парменидовское бытия) и пустота (прообраз - небытие Парменида), где атомы движутся и, соединяясь друг с другом, образуют вещи. То есть мир текуч и переменный, бытие вещей множественно, но сами атомы - неизменны. "Ни одна вещь не происходит напрасно, но все через причинная связь и необходимость» - учили атомисты и демонстрировали тем самым философский фатализм. И фатализм не оставляет места случайности.

Человека Демокрит определяет как животное, от природы способен ко всякого обучения и имеет помощника во всем руки, рассудок и умственную гибкость. Человеческая душа - Псюк, как огонь, состоит из совокупности атомов, она - необходимое условие жизни - дыхание, что атомизм понимал как обмен атомов души с средам. Поэтому душа бессмертна. Оставив тело, атомы души рассеиваются в воздухе, и никакого (загробного) существование души нет и быть не может.

Демокрит отождествлял «душу» и «ум» (процесс мышления). Познание, за демократов, осуществляется как «эхо» и «отпечаток», остается в «души». От поверхности тел, размышлял философ, улетает определенная материальная пленка, масс материальную форму, она проникает в глаз, а затем - в душу, в которой отражается определенный след. Так осуществляется познание через «отпечаток образов».

Демокрит не отрицал существование богов. Он описывал их как «составленных из атомов» умных, гигантских существ, живут долго, но не вечно. От них, как и от всего сущего, также улетают пленки «идолы» - причем, одни из них «хорошие», другие - (злые), которые своим видом и звучанием предвещают будущее, залетая в душу чаще во время сна.

По выводам современников и последователей Демокрита. такая трактовка богов граничила с их отрицанием. Демокрит считался атеистом. Такая оценка усиливалась еще и потому, что традиционную веру в богов и судьбу философ связывал с суеверием и страхом смерти.

Демокрит различает два вида существования: то, что существует в действий снасти, и другое. что существует в общей думные. К существованию «действительности Демокрит относит только атомы и пустоту, не имеющие чувственных качеств. Чувственные же качества является то, что существует в общем мнении. - Зрительные, вкусовые и др.. Однако чувственная косность возникает не просто в уме, а в общем мнении. Демокрит считает такую качественность НЕ индпвидуально-субъективной, а общечеловеческой, и объективность чувственных качеств имеет свою основу в формах, величинах, порядках и в расположении атомов. Тем самым утверждается. что чувственная картина не произвольна: одинаковые атомы, влияя на нормальные человеческие органы чувств, всегда порождают одни и те же чувства.

Время Демокрит осознавал сложность и трудность процесса достижения истины: «Действительность - в пучине». Поэтому субъектом познания может быть лишь мудрец. «Мудрец - мера всех существующих вещей. С помощью ощущений - мера воспринимаемых вещей, а при помощи разума - мера постичь вещей ». Философское творчество Демокрита фактически завершает эпоху досократинив. Устройства государства и способы его наладки является еще одним фундаментальным достоянием античной социально-философской мысли. Оно не теряет значение и в наши дни. И хотя учение Демокрита о демократии масс исторически ограниченный характер, современная философия уважает мыслителя, который в отличие от теоретиков аристократизма поднял флаг демократического устройства общества, начал поиск его оптимальных форм и средств достижения. Именно поэтому известный критик тоталитаризма, немецкий философ Карл Попиер, называет Демокрита «действительным философом», противопоставляет его плеяде «лжефилософив» - Платону, Аристотелю, Гегелю и Марксу, - которые «очаровали человечество» философией организованного общества ее втянули цивилизацию в достаточно длительную эпоху тоталитаризма.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии