Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Сократ

(Ок. 469-399 pp. До н.э.)

«Я знаю, что я ничего не знаю», «Познай самого себя».



Сократ, как и Гераклит, принадлежит к плеяде мыслителей, понять которых непросто. Его философия противоречива. И где неудивительно. Сократ никогда и ничего не писал. Он разговаривал. С учениками, властями, рядовыми гражданами. О его взглядах есть лишь свидетельство великих философов - Платона, Антисфена, Аристона, Евклида с Мегары, Аристотеля - которые восхищались Сократом, считали его одним из мудрейших людей мира. Сократ интересен не только своим учением, но и образом жизни. Мыслитель стремился активной общественной деятельности, вел жизнь философа, проводя время в философских беседах и спорах, обучая философии (в отличие от софистов плату за обучение не принимал), не заботясь о материальном благосостоянии свой и своей семьи (имя его жены Ксантиппа стало наименованием для сварливых женщин, вечно недовольных мужем). Сократ никогда не записывал ни своих мыслей, ни своих диалогов, считая, что письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению, в письменах мысль умирает.

Жил Сократ бедно, одевался и питался плохо. Почти всегда он ходил босиком. Был невысокого роста, некрасивый, и все же к нему тянулись все, кто стремился услышать мудрое слово. Сократ учил. Сущность этого учения заключается в установках искусству жить на принципах рационального знания. Ложные поступки людей, поучал Сократ, порождаются только незнанием, и никто не бывает «злым» по доброй воле.

Как и Гераклит, Сократ органически не принимал демократии в том виде, в котором ее внедряли в Афинах. Его критические высказывания, направленные против демократического строя, вызвали возмущение со стороны официальных властей. Сократа привлекли к суду, однако обвинили не в антидемократизм, а в вольнодумстве по староотчих богов. Ученики и друзья Сократа подготовили ему побег из тюрьмы. Однако, чтобы утвердить свою правоту, глубину убеждений, приверженность собственно обоснованного принципа жить по справедливости и требованиям совести, Сократ отказался от побега и принял яд.

Сократ обладал глубокими знаниями. Он умел убеждать, находить дополнительные аргументы даже если дискуссия набирала обороты неопределенности. Мастером «диалектики» (искусства вести дискуссию путем раскрытия противоречий) называли Сократа современники. Он был доброжелательным, часто ироничным и одновременно придирчивым критиком своих оппонентов. Нередко его били, но он терпел, иронично и с улыбкой на устах объяснял свою терпимость: «Если бы меня ударил осел, стал бы я подавать иск в суд?"

Сократ уважительно относился к своим предшественникам, рассказывал о них своим ученикам, но общие принципы, предметность философствования видел не столько в вопросах о першоначала (или их количество), о возникновении и строении Космоса, сколько в учении о том, как надо жить человеку в мире и среди людей.

Начало основ жизни, по мнению Сократа, представляющей знания. Без знаний человек не может должным организовать это жизнь. Значит, надо добывать знания. Именно поэтому, по мнению философа, первым вопросом философии является вопрос о сущности знания. Этот вопрос решают путем определения, конечное основание которых находится в самом человеке. Отсюда и тезис Сократа: «Познай самого себя». Философ был искренне убежден в том, что именно через самопознание, постижение своего внутреннего мира, потребностей и страстей можно найти решения, которые отнюдь не даст людям изучения Космоса или первоисточников.

Природа человека, особенно ее внутренний мир, согласно Сократу, является чрезвычайно противоречивой. Каждый масс свои особенности и достоинства. Время людям присущи определенные общие характеристики, степень которых, все же крюки, у каждого своя. На определение степени этих характеристик, по мнению Сократа, раз и должны быть направлены философские усилия. Социальная философия Сократа приобрела ярко определенной нравственной направленности.

Среди ведущих этико - социальных основ общественной жизни Сократ выделяет следующие добродетели человека, как мужество, рассудительность, дружба, упорство, справедливость и тому подобное. При этом философ не только констатирует содержание и направленность этих качеств, но и рассматривает их, во-первых, в органической взаимосвязи, во-вторых, через внутреннюю противоречивость, через переход этого качества в свою противоположность.

Третьей особенностью сократовской учение о этико - моральные принципы социального бытия является обоснование философом их рационалистической природы. Любая моральная доминанта социального только тогда будет истинной, считал Сократ, когда она будет соответствовать той моральном сознании с ее критерием добра и зла, которая делает нас «блаженными» и «хорошими».

Установка на ум, знания, мудрость, как основы нравственности общественной жизни, - важное достояние социальной философии. Приоритет Сократа состоит не в том, что он заметил эти устои. О разум и мудрость в нем говорили и многие другие мыслители. Ценность философии Сократа заключается в другом: взаимосвязь ума, морали и поведения людей Сократ поднял до уровня ведущего принципа организации социальности. Позже к нему вернутся Вольтер и Ж.-Ж. Руссо. А еще позже - И. Кант. Учение Сократа о том, что «тот, кто знает, что такое добро, обязательно делает добро, а тот, кто совершает зло, - или не знает, что такое добро, или творит зло с целью конечной победе добра», начало тенденцию этико - рационалистического объяснения реалий социальной жизни, его организации, функционирования и развития.

При поверхностном рассмотрении политической платформы Сократа может показаться, что философ враждебно относился к демократии, тяготел к аристократизма. Более глубокое изучение взглядов мыслителя свидетельствует о другом: Сократ критиковал практически все формы правления - монархию, тиранию, аристократию, плутократию и демократию. При этом его критика исходила из принципа справедливости. Все, что не соответствует справедливости, по мнению Сократа, должно быть изъято из общественной жизни. Справедливость же должна основываться на разуме. В государственных делах, учил философ, нужно быть чрезвычайно осторожным. Мнения большинства не всегда соответствуют насущным потребностям практики. И наоборот - умная и рассудительная предложение одного может принести больше пользы, чем эмоционально напряженная требование толпы. Именно в этом Сократ видел преимущества «организованного общества» над «демократическим». И не более.

Много плодотворных идей выдвинул Сократ по бытовой организации общественной жизни. Он, в частности, поднимал ценность человеческого труда, утверждая, что свобода реализуется не только тогда, когда человек только ест и спит, а главным образом благодаря работе, которая делает ее и более здоровой, и справедливой, и умной, и самостоятельной. Философ подчеркивал необходимость добросовестного выполнения общественных обязанностей, обосновывал необходимость отбора людей к руководству государством, выявления их достоинств, воспитания. Как свидетельствуют исследователи. Сократ вошел в историю философской мысли как независимый, самостоятельный мыслитель, бескорыстный поисковик истины на основе морали и разума. Его поиски продолжили многочисленные ученики, объединившиеся в новые философские школы. которые получили название (сократических) (мегарская), Элида-еритрийську, Киренского, киничну.

Сократ был чрезвычайное влияние на античную и мировую философию.

Сократ, как и некоторые из софистов, исследовал проблему человека, рассматривая ее как существо нравственное. Именно поэтому философия Сократа называется этическим антропологизмом. Суть философии однажды Сократ выразил так: «Я никак еще не могу, согласно дельфийского надписи, познать самого себя» (над храмом Аполлона в Дельфах начертано: познай самого себя), будучи уверенным в том, что мудрее других только потому, что ничего не знает. Его мудрость - ничто по сравнению с мудростью Бога - это девиз философских поисков Сократа. Есть все основания согласиться с Аристотелем относительно того, что "Сократ занимался вопросами нравственности, природу же не исследовал».

В философии Сократа уже не найдем натурфилософии, не найдем размышлений космоцентрическом характера, а также концепции онтологизма в чистом виде, поскольку Сократ придерживается схемы, предложенной софистами: мера бытия и мера небытия скрыта и в самом человеке. Будучи критиком (и даже врагом) софистов, Сократ считал, что каждый человек может иметь свое мнение, но это не тождественно "истинам, которые у каждого - свои». Истина для всех одна. На достижение такой истины и направлен метод Сократа. названный им «маевтика» (буквально: повивальное искусство) и является субъективной диалектикой - умение вести диалог так, что в результате движения мысли через противоречивые высказывания позиции спорщиков сглаживаются, односторонность взглядов каждого из них преодолевается, получается истинное знание. Считая, что сам Сократ не обладает истиной, в процессе беседы, диалога помогал «родиться истине в душе собеседника». Но что значит знать? Красноречиво говорить о добродетели и быть несостоятельным дать ей определение - не знать, что такое добродетель. Поэтому цель маевтика - цель всестороннего обсуждения какого-либо предмета, заключается в определении, выраженном в понятии. Сократ пер вый вывел знание на уровень понятия, т.е. метод Сократа преследовал цель - достичь понятийного знания.

Сократ утверждал, что природа - выше по сравнению с человеком мир - непознанным, а познать можно только душу человека и его дела. Познать самого себя значит найти понятия нравственных качеств, общие для всех людей; уверенность в существовании объективной истины означает у Сократа, что есть объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Сократ отождествлял счастье не с выгодой (как это делали софисты), а с добродетелью. Но творить добро можно только зная, в чем: только тот человек храбрый (честная, справедливая и т.п.), знает, что такое храбрость (честность, справедливость и т.п.). Именно знание того, что такое добро и зло, делает людей благотворительными. Ведь зная, что хорошо и что плохо, человек не сможет совершить зло. Нравственность - следствие знания. Безнравственность - следствие незнания доброго. (Аристотель потом возражал Сократу: знать, что такое добро и зло, и уметь пользоваться знанием - не то же самое; моральная честность - следствие не знания, но воспитание и привычки).

Следовательно, Сократ совершил радикальную переориентацию философии с изучения природы на изучение человека, его души и нравственного мира. Сократ размышлял над проблемой: «В чем природа и последняя реальность человека?», «Что является сутью человека?». Ответ Сократ формулирует достаточно определенно: человек - это его душа, а пол душой масс в виду ум, мыслящую активность и нравственно ориентированную поведение. Душа - хозяйка и хозяйка тела, а также инстинктов, связанных с телом. Душа это властвования рациональности над чувственной телесностью. Душа - это свобода. С античных, так называемых сократовской школ, наверное, наиболее известная школа киников.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии