Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Парменид

(У 540-470 pp. До н.э.)

«... Быть или вообще не быть - именно здесь решение вопроса»



Одним из наиболее ярких представителей античной философии с мыслитель, политик и государственный деятель Парменид. Он родился и практически безвииздно прожил в Елеи. Был современником Гераклита. Учился в Ксенофана, под влиянием которого написал свое главное произведение «О природе». Аристократическое происхождение Парменида обуславливало его политическую и гражданскую позицию. И хотя о своих социальных взгляды он почти не писал, свидетельство его преемников дают основания считать Парменида сторонником организованной аристократии, которую кон противопоставлял демократии.

Свое философское учение Парменид делит на две части: 1) (путь истины) и 2) «путь воображения». Его учение - довольно существенный шаг на пути освобождения философии от элементов мифологического сознания. Собственно, именно в Парменида впервые формируется категория «бытия», впервые ставится вопрос о соотношении бытия и мышления.

Как великий философ, Парменид стал известным благодаря постановке и интерпретации проблемы соотношения «бытия» и «небытия». «Бытие есть, а небытия нет» - таким поворотом мысли философ фактически заложил основы онтологии как осознаваемого, отчетливого образца философского мышления. Как отмечает Бертран Рассел, наиболее существенным из того, что дошло до нас из учения Парменида о «путь истины», заключается в следующем:

«... Небытие ни познать (необъятное) не сможешь,

Ни в слове выразить ...

Одно и то же есть мышления и бытия ...

В будущем как может быть или как бытие возникает?

Нет его, если оно возникло или в будущем будет.

Угасает рождения, так и смерть пропадает бесследно.

Одно и то же с мысль и то, о чем мысль существует.

Потому что без бытия, в котором существует ее воплощения,

Мнение тебе не найти ... »

(Цит.: Рассел Б. История западной философии. Tl - M., 1993. - С. 68).

Что же такое бытие? Для Парменида важнейшее определение бытия с постижения его умом: то, что можно познать только разумом, и есть бытие. Для чувства «бытие» недоступно. Поэтому «одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует». В таком утверждении Парменида подчеркивается тождество бытия и мышления. Бытие - это то, что есть всегда, что единое и неделимое, что неподвижно и непротиворечиво, "как мнение о нем». Бытие не имеет начала, ибо с чего оно могло возникнуть? Только из небытия, а небытие - нет! Не может иметь бытия и конца с той же рации, из которой нет и начала. Следовательно, бытие вечно. Оно непрерывно, ибо всякое непрерывного бы небытием. Оно недвижимое и вообще неизменное, потому что если бы бытия мало части, они обязательно стали бы небытием. Бытие является постоянным и единственным. Оно является противоположностью отношению и множественности. Мышление же - это способность постигать единство в непротиворечивых формах, результат мышления - знания (episteme). Чувственное восприятие имеет дело с множеством разнообразных вещей и единичных предметов, окружающих человека.

Человек может иметь голову, взгляд (doxa) - обычное, повседневное представление, противостоящее знанию как следствия постижения единого. Стремясь найти глубокую основу всего существующего, Парменид замечает: ничто из непосредственно данного в чувственном опыте не может удовлетворить его из-за явно преходящий и конечный характер. Все вещи, в чем смертные видят истину, веря в нее, все это - лишь имя пустое: быть, но также и не быть, рождаться, но и погибать, место на место менять, менять цвет и окраска - так яркими выражениями Парменид опровергает чувственно воспринимаемые вещи и явления как нечто совершенно недостойно внимания философа через «неистинности» их существования, то есть через их преходящими, подвластную изменениям и преобразованиям, бренную природу. Его интересует то, что остается непреходящим в вечном потоке общих изменений. От непосредственной данности бытия, как множественного, Парменид идет к признанию существования, справедливо полагая, что без существования мира, как единого, не было бы и его чувственной множественности. Но потом сосредоточивает внимание на грани единственного в бытии, что открылось ему. Абсолютный, нетленный и непреходящий характер единого бытия затмевает множественное и чувственное. Теперь бытием философ называет только одно и недвижимое, а множественное и чувственное - небытием, вопреки суждениям людей. Отсюда все парадоксы учения Парменида.

Что же понимает Парменид под единым в бытии? Через отрыв единого от множественного, единственное выступает не как одну сторону бытия, а как само бытие. Множественное объявляется просто несуществующим. Разрыв многочисленного и единого и гипертрофия единственного возникла в ущерб и за счет множественного, может вызвать нежелательные последствия. Бытие Пармениду представляется по форме вполне совершенной шара с правильным центром посередине. Чуть больше или меньше немногочисленного. «Небытие совсем нет, потому целостность его нарушалась бы. Нет и бытия, ибо было бы в одном месте больше, чем в другом. Бытие, как целое, неуязвимое. Ровно со всех сторон, бытие имеет определенные границы ». Использование чувственного образа - шары - для иллюстрации мира как единого целого, да еще в устах такого сторонника логического познания, как Парменид, сначала удивляет. Между тем всеединого Ксенофана также шаровидные.

Уподобление бытия шара объясняется представлениям древних философов о шар как о прежде, прекрасное и лучшая из всех тел, одновременно конечное и бесконечное, движимое и неподвижное. Шар древние определяли как тело, замкнутый в самом себе, самодостаточное, что имеет в самом себе свою определенность, а не определяется внешними условиями. Поэтому шар казалась им наиболее подходящим образцом для иллюстрации той реальности, из которой возникает, как основа самой себя, чужой движению и изменениям, вечная, ни от чего не зависящая и непреходящая. В совершенства шара видели образец совершенства бытия. Определение единого Парменид получает путем опровержения множественного, различий, дифференцировки. Понимание единого, вместе с тем, имеет субстанциальный характер, что свидетельствует о непоследовательности, но не чужие мысли о общую закономерность в природе, следует из свойств мира как единого.

Сравнение картин мира, по Гераклиту и за Парменидом, ведет к искушению противопоставить их друг другу, а также назвать Парменида антидиалектиком: ведь парменидовское бытия неизменное, неподвижно и непротиворечиво. Существует даже мнение, что система Парменида легко представить как реакцию на учение Гераклита о общие изменения и противоречия существу. И, во-первых, Гераклит рассуждал о движении той же системы онтологизму (бытие Космоса есть и не зависит от человека, который пытается познать его), во-вторых, Гераклит интуитивно, а Парменид - сознательно ориентируются на рациональное познание человеком мира (логос в Гераклита пронизывает всю Вселенную, объективный логос в макрокосме и субъективный логос в душе человека, в микрокосме - это одно и то же: потому, следуя логосом, человек может познать мир - именно в «разумных понятиях, а не через чувства ». Об Парменида, наверное, не будет преувеличением сказать - это самый явный предшественник европейского рационализма (бытие постигается разумом), в-третьих, прислушаемся к Аристотелю и вслед за ним - до Секста Эмпирика (Наверное, Парменид не был невежественным в диалектике, Если Аристотель считал его ученика Зенона за родоначальника диалектики). В современных условиях Парменид представляется таким, каким его видел Платон: «Парменид всегда казался мне и достойным уважения, и опасным, говоря словами Гомера:« В его речах заметна чрезвычайная глубина. Я боюсь, что мы не понимаем его слов и еще меньше понимаем его мысли ».

«Бытие есть, а небытия нет», - фактически он заложил основы онтологизму как осознаваемого, отчетливого образца философского мышления.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии