Парменид
(У 540-470 pp. До н.э.)
«... Быть или вообще не быть - именно здесь решение вопроса»
Одним из наиболее ярких представителей античной философии с мыслитель, политик и государственный деятель Парменид. Он родился и практически безвииздно прожил в Елеи. Был современником Гераклита. Учился в Ксенофана, под влиянием которого написал свое главное произведение «О природе». Аристократическое происхождение Парменида обуславливало его политическую и гражданскую позицию. И хотя о своих социальных взгляды он почти не писал, свидетельство его преемников дают основания считать Парменида сторонником организованной аристократии, которую кон противопоставлял демократии.
Свое философское учение Парменид делит на две части: 1) (путь истины) и 2) «путь воображения». Его учение - довольно существенный шаг на пути освобождения философии от элементов мифологического сознания. Собственно, именно в Парменида впервые формируется категория «бытия», впервые ставится вопрос о соотношении бытия и мышления.
Как великий философ, Парменид стал известным благодаря постановке и интерпретации проблемы соотношения «бытия» и «небытия». «Бытие есть, а небытия нет» - таким поворотом мысли философ фактически заложил основы онтологии как осознаваемого, отчетливого образца философского мышления. Как отмечает Бертран Рассел, наиболее существенным из того, что дошло до нас из учения Парменида о «путь истины», заключается в следующем:
«... Небытие ни познать (необъятное) не сможешь,
Ни в слове выразить ...
Одно и то же есть мышления и бытия ...
В будущем как может быть или как бытие возникает?
Нет его, если оно возникло или в будущем будет.
Угасает рождения, так и смерть пропадает бесследно.
Одно и то же с мысль и то, о чем мысль существует.
Потому что без бытия, в котором существует ее воплощения,
Мнение тебе не найти ... »
(Цит.: Рассел Б. История западной философии. Tl - M., 1993. - С. 68).
Что же такое бытие? Для Парменида важнейшее определение бытия с постижения его умом: то, что можно познать только разумом, и есть бытие. Для чувства «бытие» недоступно. Поэтому «одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует». В таком утверждении Парменида подчеркивается тождество бытия и мышления. Бытие - это то, что есть всегда, что единое и неделимое, что неподвижно и непротиворечиво, "как мнение о нем». Бытие не имеет начала, ибо с чего оно могло возникнуть? Только из небытия, а небытие - нет! Не может иметь бытия и конца с той же рации, из которой нет и начала. Следовательно, бытие вечно. Оно непрерывно, ибо всякое непрерывного бы небытием. Оно недвижимое и вообще неизменное, потому что если бы бытия мало части, они обязательно стали бы небытием. Бытие является постоянным и единственным. Оно является противоположностью отношению и множественности. Мышление же - это способность постигать единство в непротиворечивых формах, результат мышления - знания (episteme). Чувственное восприятие имеет дело с множеством разнообразных вещей и единичных предметов, окружающих человека.
Человек может иметь голову, взгляд (doxa) - обычное, повседневное представление, противостоящее знанию как следствия постижения единого. Стремясь найти глубокую основу всего существующего, Парменид замечает: ничто из непосредственно данного в чувственном опыте не может удовлетворить его из-за явно преходящий и конечный характер. Все вещи, в чем смертные видят истину, веря в нее, все это - лишь имя пустое: быть, но также и не быть, рождаться, но и погибать, место на место менять, менять цвет и окраска - так яркими выражениями Парменид опровергает чувственно воспринимаемые вещи и явления как нечто совершенно недостойно внимания философа через «неистинности» их существования, то есть через их преходящими, подвластную изменениям и преобразованиям, бренную природу. Его интересует то, что остается непреходящим в вечном потоке общих изменений. От непосредственной данности бытия, как множественного, Парменид идет к признанию существования, справедливо полагая, что без существования мира, как единого, не было бы и его чувственной множественности. Но потом сосредоточивает внимание на грани единственного в бытии, что открылось ему. Абсолютный, нетленный и непреходящий характер единого бытия затмевает множественное и чувственное. Теперь бытием философ называет только одно и недвижимое, а множественное и чувственное - небытием, вопреки суждениям людей. Отсюда все парадоксы учения Парменида.
Что же понимает Парменид под единым в бытии? Через отрыв единого от множественного, единственное выступает не как одну сторону бытия, а как само бытие. Множественное объявляется просто несуществующим. Разрыв многочисленного и единого и гипертрофия единственного возникла в ущерб и за счет множественного, может вызвать нежелательные последствия. Бытие Пармениду представляется по форме вполне совершенной шара с правильным центром посередине. Чуть больше или меньше немногочисленного. «Небытие совсем нет, потому целостность его нарушалась бы. Нет и бытия, ибо было бы в одном месте больше, чем в другом. Бытие, как целое, неуязвимое. Ровно со всех сторон, бытие имеет определенные границы ». Использование чувственного образа - шары - для иллюстрации мира как единого целого, да еще в устах такого сторонника логического познания, как Парменид, сначала удивляет. Между тем всеединого Ксенофана также шаровидные.
Уподобление бытия шара объясняется представлениям древних философов о шар как о прежде, прекрасное и лучшая из всех тел, одновременно конечное и бесконечное, движимое и неподвижное. Шар древние определяли как тело, замкнутый в самом себе, самодостаточное, что имеет в самом себе свою определенность, а не определяется внешними условиями. Поэтому шар казалась им наиболее подходящим образцом для иллюстрации той реальности, из которой возникает, как основа самой себя, чужой движению и изменениям, вечная, ни от чего не зависящая и непреходящая. В совершенства шара видели образец совершенства бытия. Определение единого Парменид получает путем опровержения множественного, различий, дифференцировки. Понимание единого, вместе с тем, имеет субстанциальный характер, что свидетельствует о непоследовательности, но не чужие мысли о общую закономерность в природе, следует из свойств мира как единого.
Сравнение картин мира, по Гераклиту и за Парменидом, ведет к искушению противопоставить их друг другу, а также назвать Парменида антидиалектиком: ведь парменидовское бытия неизменное, неподвижно и непротиворечиво. Существует даже мнение, что система Парменида легко представить как реакцию на учение Гераклита о общие изменения и противоречия существу. И, во-первых, Гераклит рассуждал о движении той же системы онтологизму (бытие Космоса есть и не зависит от человека, который пытается познать его), во-вторых, Гераклит интуитивно, а Парменид - сознательно ориентируются на рациональное познание человеком мира (логос в Гераклита пронизывает всю Вселенную, объективный логос в макрокосме и субъективный логос в душе человека, в микрокосме - это одно и то же: потому, следуя логосом, человек может познать мир - именно в «разумных понятиях, а не через чувства ». Об Парменида, наверное, не будет преувеличением сказать - это самый явный предшественник европейского рационализма (бытие постигается разумом), в-третьих, прислушаемся к Аристотелю и вслед за ним - до Секста Эмпирика (Наверное, Парменид не был невежественным в диалектике, Если Аристотель считал его ученика Зенона за родоначальника диалектики). В современных условиях Парменид представляется таким, каким его видел Платон: «Парменид всегда казался мне и достойным уважения, и опасным, говоря словами Гомера:« В его речах заметна чрезвычайная глубина. Я боюсь, что мы не понимаем его слов и еще меньше понимаем его мысли ».
«Бытие есть, а небытия нет», - фактически он заложил основы онтологизму как осознаваемого, отчетливого образца философского мышления.