Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Платон

(427-347 pp. До н. Н.э.)

«Нет ничего сильнее знания, оно всегда ее во всем пересиливает и удовольствия, и все возможно»



Значительное место в философии принадлежит знаментому античном философу Платону. Платон родился в знатной аристократической семье. Среди предков отца - царь Кодр. Мать гордилась своей родовиднистю с Солоном. Перед Платоном открывалась перспектива политической карьеры. Сначала Платон оказался среди учеников Сократа не потому, что его привлекла философия сама по себе, а чтобы лучше подготовиться к политической деятельности. Впоследствии Платон демонстрировал интерес к политике, о чем свидетельствует разработанное им в ряде диалогов и трактатов («Горгий», «Государство», «Политика», «Законы») учение об идеальном государстве и его исторические формы. Принимал активное участие в сицилийском эксперименте воплощение идеала правителя - философа в период правления Дионисия в Сиракузах. То влияние, которое оказал Сократ своим учением, образом жизни, привел к тому, что не политика, а философия стала делом жизни Платона, а любимым занятием - первая в мире Академия.

Сократ дал Платону не только образец виртуозной диалектики, направленной на поиск точных определений и понятий, но и поставил ключевую проблему несоответствия понятий единичных проявлений. Сократ видел в действительности прекрасные вещи, справедливые поступки, но и видел в мире вещей непосредственные образцы прекрасного. Платон постулировал существование таких образцов в виде самостоятельного первоначального царства некоторых идеальных сущностей, предусматривал, что по невидимым пределами чувственного мира, в «умном месте» («topos noetos»), есть особый класс предметов, идей, своеобразная проекция которых и есть общие понятия, идеи объективны, не зависят от времени и пространства, вечные, недоступные чувственному восприятию и постигаются только умом. Идеи является сутью вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, чем она является.

Досократиков не смогли выйти из круга причин и начала физического порядка (вода, воздух, земля, огонь, горячее - холодное, сгущения разрежения и т.п.), до конца объяснить чувственно воспринимаемое посредством чувственного же. «Вторая навигация» (выражение Платона) сделала ставку в поисках истоков и первопричин не на физическую, а на метафизическую, интеллигибельный, умоосяжний реальность, что, по убеждению Платона, и с истинно, абсолютное бытие. Любые вещи физического мира имеют свои высшие и последние причины в чувственно несприйманому, невидимом мире идей (эйдосов), или форм, и только через причастность к этим идеям существуют. Слова киника Диогена однако, что не видит ни «чашности» (идеи чаши), ни «стольности» (идеи стола), опровергали так: «Чтобы видеть стол и чашу, у тебя есть глаза, чтобы видеть стольнисть и чашнисть, у тебя нет ума ». Мир идеальный - это не просто другой мир по сравнению с чувственно фиксированным земным бытием, отличающийся от него, как причина от следствия, оригинал от копии, как общее (неизменное, бессмертное) от единичного (переменного, смертного), духовное от телесного. Духовное и телесное противостоят друг другу, также ценностное: загробное царство идей божественное, мудрое, совершенное, возвышается над неполноценным, призрачным миром чувственных объектов. Диоген Лаэртский отмечал, что идея (idea) Платона - это не только общее, род (genis), начало (arche), причина (dition), но и образ (eidos), образец (paradeihma). Идеи становятся как источник бытия вещей, как идеальный образец, созерцая который Демиург создает мир чувственных вещей. Мир идей выступает как идеальный мир, становится целью земного бытия. Задача человека - приблизиться к настоящему миру - миру иерархически расположенных идей, верховное место среди которых принадлежит идеи Блага. «Идея Блага, - по словам Платона, - причина всего правильного и прекрасного. В сфере видимого идея Блага порождает свет и его обладателя, а в сфере осознаваемого - сама обладательница, от которой зависят истина и понимание, и ее должен созерцать тот, кто хочет действовать сознательно в частном и в общественной жизни ».

С помощью диалектической триады «Единство-Ум-Мировая душа» Платон формулирует концепцию, что позволяет удержать во взаимосвязи множественный мир идей, объединить и структурировать вокруг основных ипостасей бытия. Основа всякого бытия и всей действительности - единственное, что тесно связано, переплетается, сливается с Благом. Единственное Благо трансцендентное, т.е. находится «по ту сторону» чувственного бытия, что со временем позволит неоплатоников начать теоретические размышления о трансцендентное единственное, о едином Боге. Единственное, как организующий и структурируя принцип бытия, имеет границы, определяет неопределенное, конфигурирует и воплощает единство множества бесформенных элементов, придавая им форму: сущность, порядок, совершенство, высшая ценность. Единственное, по Платону, являются: во-первых, принцип (сущность, субстанция) бытия, во-вторых, принцип истинности и познаваемости, ведь только то, что определено - осознаваемое, узнаешь, в-третьих, принцип ценности, поскольку именно ограничения вызывает порядок и совершенствования.

Вторая основа бытия - Разум - есть порождение Блага, одной из способностей души. Разум не сводится Платоном только к дискурсивного суждения, но и имеет также интуитивное постижение сути вещей, но не их становления. Платон подчеркивал чистоту разума, отделяя его от всего материального, вещественного и того, что находится в становлении. Одновременно Разум для Платона не является какой-то метафизической абстракцией. С одной стороны, Ум воплощен в Космосе, в правильном и вечном движении неба, и это Небо видим своими глазами. С другой - Разум является живым существом, максимально обобщенной, предельно упорядоченной, совершенной и прекрасной. Ум и жизнь вообще не разграничиваются Платоном, поскольку Разум тоже есть жизнь, но взятое в предельном обобщении. Третьей ипостасью бытия, по Платону, - есть Мировая душа, которая выступает как начало, которое объединяет мир идей с миром вещей. Душа отличается от Разума и от тел принципу саморухання, своей бестелесностью и бессмертием, хотя и находит свое конечное существование именно в телах. Мировая душа - смесь идей и вещей, формы и материи.

Выяснение структуры идеального мира позволяет понять происхождение и структуру чувственного восприятия физического космоса. Платон считает, что порядок и меру вносит в мир Разум - демиург, из любви к Благу взял за образец мир идей, слепил как мастер по доступного сырья чувственно восприняты вещи. Структурные компоненты появления мира являются: модель (идеальный мир), копия (физический мир), Создатель, зодчий, который создает копии согласно модели. Модель - образец вечная, вечный также Творец, но чувственный мир, продукт демиурга, рожденный и телесный, в результате чего из Хаоса порождается Космос, которому демиург предоставляет совершенную форму сферы. Космос предстает как совершенная гармоничная существо, является по своей структуре божественный Разум, Мировая душа и Мировое тело.

Как же человек, по концепции Платона, может приобщиться к идеальному миру, надеясь достичь желаемого Блага? Платон дуалистично рассматривает человека, противопоставляя в ней тело ее душу. Суть человека - разумная душа, а бренное тело - «темница для души». Благодаря разумной души перед человеком открывается возможность окунуться в мир вечных, совершенных, настоящих идей. Душа, по Платону, имеет подобную него природу и поэтому может познать бытия. Поскольку человеческие души порожденные демиургом вместе с Всемирной душой, то имеют начало, недоступен смерти, как недоступно ей все, что непосредственно создано демиургом.

Познание мира идей для человека весьма затруднительным, ведь предусматривает ограничение телесных удовольствий. Наряду с разумной имеет и неразумную часть души, которая делится на аффективную (эмоциональную, страстную) и чувственно-сладострастную, тесно связанную с плотскими желаниями. В диалоге «Федон» Платон отмечает, что в том случае, когда души вели образ жизни, исключительно связан с телами, страстями, похотью и наслаждением, то в момент смерти не могут полностью отделиться от телесного. Поэтому такие души бродят определенный период, кружась вокруг могил, подобно призраков. Те же души, которые жили по законам добродетели, воплощаются в тела достойных людей или симпатичных животных. Платон - сторонник идеи метапсихозу (переселение душ в различные живые существа), берущая начало в ерфикив и пифагорейцев. Лучшие души достаются сторонникам мудрости и красоты, музы и любви, а хуже попадают в тела тиранов.

Познание, по Платону, выступает как воспоминание, припоминание первобытного существования души в мире идей. В памяти человеческой души, считает Платон, еще с периода ее бестелесного занебесной существования бы заложены идеи Блага, Красоты, умеренности, справедливости и др.. Назначение человека - вспомнить то, что уже виденное (его душой), но оказалось забытым, вытесненным чувственными, телесными желаниями. Поэтому-то человек должен искать и познавать, т.е. вспомнить все истинное, совершенное и прекрасное. к чему привлечена ее разумная душа. Познание - припоминание - оказывается и нравственным очищением. Совпадение во самоосягненни, самопознании Истины, Добра и Красоты приводит человека к достижению Блага.

В повседневной жизни люди обычно удовлетворяются такой формой чувственного познания, как мысль, мысль (doxa), занимающий промежуточное положение между невежеством и научным знанием (episteme). В свою очередь, чувственное знание (мысль) Платон распределяет на представления и на верования, а научное знание на математико - геометрическое (guanoia) и собственно философское, есть чистое созерцание идей (tesis). Искусство, по Платону, не только раскрывает истину, но и скрывает ее. Риторика является откровенной фальсификацией истины, беззастенчиво используют политики и демагоги. Только философия как бескорыстное и диалектическое стремление к истине, как любовь к мудрости, как алогичный и эротический порыв души можете ему вспомнить все первоначальное бытие среди мудрых и прекрасных богов. Платонивськнй Эрос - сила, которая возвращает душам их древние крылья и влечет за позанебесни дальше, к Благу и Абсолюта. Тематика Эроса и любовная аналитика предоставляет философии Платона не только известный шарм, но прежде позволяет интерпретировать вечную загадочную направленность человека к истине - Хорошая Красоты.

Социально-философская концепция Платона начинается с поиска оптимально приемлемой формы государственного общежития людей, (идеального государства), где наиболее полно реализуется его (жизни) главный принцип - принцип справедливости. Справедливость философ рассматривает в самых измерениях: как способность отдавать каждому должное: как искусство приносить пользу друзьям и вред врагам; как умение никому ни в чем не вредить; как то, что полезно сильному и т.д.. Через плетение противоречивых определений Платон постепенно формулирует вывод о том, что справедливость есть такое состояние общественной жизни, в котором каждый, занимаясь своим делом, получает должное. Психологические и моральные аргументы, по мнению Платона, не решают проблемы. Последнее возможно лишь из-за приближения к жизни, что достигается решением таких вопросов, как разделение труда, разграничение людей на социальные слои, отношения собственности, организация власти и т.д..

Именно разделение труда, согласно Платону, является главной причиной размежевания людей в обществе на социальные слои. Для каждой из них - ремесленников, воинов, правителей - понятие справедливости с разным. Время всеобщая справедливость господствовать там, где каждый будет заниматься своим делом: ремесленник - работать, воин - защищать государство, правители - руководить ею.

По мнению философа, каждый человек рождается со своей душой. В одной она отзывается золотом, у другой серебром, в третьей - медным колоколом. Последнее и определяет место человека в социальной структуре общества. Переход человека из одной социальной слои к другой является делом нежелательным, хотя и возможным. Безосновательный переход, когда, скажем, ремесленник пожелает властвовать, а правитель - сделаться воином, - это пагубность для государства, считал Платон и обосновывал систему воспитания, которая, по сути, поддерживает и отстаивает то положение вещей, которое сложилось в обществе.

Главную причину разрушения обычаев Платон усматривал в «собственнических поездах людей». Философ констатирует факт наличия богатых и бедных, стремится найти основы более или менее согласованного их взаеможиття и социального согласия. Путь к этому Платон видит в согласии господствующих слоев населения, особенно воинов и правителей. Для обеспечения этого мыслитель предлагает уравнять собственность высших слоев населения, «обобществить» (сделать «общим») ее для такой категории людей, как воины. Согласие высших классов, по мнению Платона, сделает противоречия между ними несущественными. Это же, в свою очередь, станс предостережением от неповиновения со стороны низших классов, и обеспечит желанную социальную гармонию.

Идея «обобществление» собственности дает основания для утверждения, что теория «идеального государства» Платона в общих чертах совпадает с некоторыми чертами современного социализма и коммунизма. Так, в частности, считает немецкий философ Роберт фон Пельман. Однако, как убедительно доказал В. Ф. Асмус, такая точка зрения является ошибочной, поскольку теория научного социализма и коммунизма выводит необходимость социализма только с точно определенных исторических условий в развитии способа производства и обусловленных им общественных отношений. Ничего подобного нет (и, конечно, не могло быть) в платоновской теории «коммунизма». Как подчеркивает Г. Ф. Александров, положение Платона о том, чтобы собственность в пределах одной касты людей была общей, распространяется только на высшие слои общества, то есть на правителей и воинов, и имело целью прекратить распри среди землевладельцев, воинов, правителей, сплотить эти слои общества, уничтожить рабовладельческую демократию и тем самым сделать касту рабовладельцев - аристократов способной к борьбе против народа.

В каждом государстве, по мнению Платона, является два государства: государство бедных и государство богатых. Между ними всегда возникают споры и конфликты. Предотвратить это может только государство с оптимально отлаженным механизмом управления. Именно здесь философ и предлагает человечеству теорию «идеального государства», проект «наилучшей» государственной системы, ряд положений которого - о разделении труда в соответствии с потребностями и природных задатков, размер государства, роль законов и воспитания, силу мудрости в государственном управлении и т.д. - не потеряли своего значения и в наше время.

Нелегко понять, почему Платон вместе с критикой таких форм государственного устройства, как монархия и аристократия, резко осуждает демократию. Особенно если вспомнить, что в Греции уже существовала мощная традиция демократических убеждений философ Эмпедокл, софист Горгий, драматург Еврипид, философ Демокрит, историк Геродот! Не учитывать эту традицию «Платон-философ» не мог даже при наличии «Платона-аристократа» царского происхождения. Итак, были другие причины, которые, к сожалению, остались без внимания маститых знатоков и интерпретаторов Платона.

Оставляя анализ этих причин для специального рассмотрения, все же выскажем мнение о главной из них: в «демократии» - того типа, в котором она утверждалась в существующей исторической реальности - Платон гениально разглядел угрозу «тоталитаризма». Он разгадал тайну перехода от «добра» до «зла» в государственных делах, тайну того, как «всевластие толпы» (особенно беззаконное и насильственное) постепенно, но неуклонно исчерпывает свой первоначально демократический потенциал и рихтует общественную потребность твердой власти, «сильной руки» , диктаторского режима. Более того, Платон взял на себя ответственность обосновать пути избежания этого. Угрозе перерастания лжедемократии на тоталитаризм Платон противопоставлял человеческий разум, аристократизм духа, нравственно-эстетическое воспитание.

Как справедливо отмечает А. Ф. Лосев, несмотря на то, что Платон обосновывал общественное неравенство, его концепция все же имела очень мало общего с рабовладельческой аристократией. Земледельцы и ремесленники у него не рабы, а свободные, философы и воины - не аристократы, а носители и проводники в жизнь общего идеала вечной мудрости.

«Утопия» Платона продиктована, с одной стороны, органическим неприятием всех известных ему форм организации государственной жизни как «иллюзионный-общественных», а с другой - внутренним стремлением поиска таких форм «организованного общества», которые возвеличивают человека и человечность и в которых каждый, как гражданин,

сможет заниматься своим делом с надеждой на «справедливость» под защитой «законов» (см.: Лосев А. Ф. Платон / Философская энциклопедия: В 5-ти т. - М., 1967. - Т. А. - С. 266 ).

Платона многие считают каким-то греческим романтиком, вздыхает о неизвестном и туманный странный и прекрасный край, стремящийся «вдаль от людей и земли, - писал известный русский мыслитель Н. Г. Чернышевский. - Платон был совсем не такой ... Он не был бесполезным мечтателем, думал не о звездные миры, а о земле, не о призраках, а о человеке. И прежде Платон думал о том, что человек должен быть гражданином государства »(Чернышевский И. Г. Избранные философские сочинения: В 2-х т. - М., 1992. - Т. 1. - С. 307).

Конечно, поиски Платоном идеала «организованного общества» имели конкретно-исторический характер. Человечество еще не мало опыта функционирования классического «Римского права», универсальных социальных связей «капиталистического» типа, триумфа и трагедии «социалистических революций» и перехода «пролетарских демократий» в тоталитаризм и деспотию т.д..



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии