Сонм противоречий, в которые вступила цивилизация, выходил за пределы возможностей объяснения средствами античной философии. Умные и великие мыслители молчали.
«Романтический разум» античной цивилизации в настоящее время практически полностью исчерпал свои эвристические возможности.
Ни Сократ, ни Платон, ни даже Аристотель, несмотря на всеохватность и глубину рационального постижения «социума», не смогли предложить человечеству нечто такое, что дало бы возможность найти выход из общей социального кризиса, дало бы новый импульс социальному творчеству, расширило бы горизонт оптимизма и надежды на будущее.
Разум обнаружил свое бессилие перед действительностью.
Действительность предстала в виде монстра, неподвластного разуму. Она двигалась по своим законам, к которым «разум» не мог даже приблизиться.
Отчаявшись в «уме», человек начала поиск нового опоры, отталкиваясь от которого можно было бы понять и объяснить действительность. Таким опорой стала для нее идея «Бога». Философия вступила в глубокий и длительный процесс своей теологизации.
Центр цивилизационных противоречий в этот период переместился в Римской империи, где в условиях кризиса и расстройства рабовладельческих отношений шел процесс формирования так называемого феодального способа производства. Индия, страны Передней и Средней Азии, Северной Африки и Северной Европы сохраняли еще традиционный (в большей степени рабовладельческий) образ жизни. Племена и народы Америки, Австралии, северных областей Азии и большей части Африки продолжали жить в условиях первобытнообщинных и рабовладельческих отношений. Римская же империя подошла к новому цивилизационному поворот в истории, открыла новую страницу социального общежития людей, столкнулась с новым циклом социальных противоречий, которые нуждались нового образа мышления, нового мировоззрения, новой философии.
Недоверие к разуму, к рациональному постижению мира предопределяла поиски новой парадигмы социального философствования. Последняя возникла как «вера» (в Бога). Интеллектуальные поиски постепенно, но неуклонно подчинены теологии - религиозному учению, которое пыталось систематизировать и обосновать религиозные догматы и верования.
Наиболее известными, популярными и влиятельными «учеными мужами» стали теологи.
Широкое распространение в настоящее время получили буддизм в Китае, Тибете, Монголии, Индокитае, Японии и других странах Азии. В Индии доминировал поздний брахманизм (индуизм), в большей части стран Передней и Средней Азии - ислам (мусульманство) в европейских странах, в частности в Византии, странах Закавказья разворачивалась христианская религия (католицизм и православие).
Христианство возникает в I-II веках нашего времени в восточных провинциях Римской империи как религия рабов, бедноты, бесправных, покоренных или рассеянных Римом рабов, как пассивный протест народных масс против социального угнетения, как надежда на достижение равенства и справедливости в гармоничном (Божьему) мире . Многочисленные попытки изменить существующий социальный строй не оправдались. Восстание рабов жестоко подавлялись. их сопротивление рабовладельцам ни к чему, кроме нового всплеска жестокости, не приводил. Это порождало отчаяние, растерянность перед действительностью, подталкивало к поиску нового (отличное от «ума») опоры, которое бы дало надежду на будущее. В роли последнего появился Христос (в переводе с еврейского - «мессия»), который пошел на жертву ради спасения человечества, освобождение его от первородного греха и приведение в «новое небо и новую землю» - тысячелетнее царство добра и справедливости.
Сущность христианства определяют три главные идеи: идея греховности всего человеческого рода, заложенной первородным грехом Адама и Евы; идея спасения, которое необходимо каждому человеку для продолжения своего вечного, душевной жизни; идея искупления всех людей перед Богом, на путь которого человечество стало благодаря страданиям и добровольной жертве Иисуса Христа, который соединил в себе как божественную, так и человеческую природу. Эти идеи определяют направленность всей христианской интелектуалистикы, пронизывают философское учение, мораль, эстетические и другие ценности.
Специфику христианства как мировой религии по сравнению с другими религиозными системами определяют два главных Догматы: догмат Троицы (тройственности) и догмат Боговоплощения.
Согласно первому единая божественная сущность есть внутри себя личностным отношением трех ипостасей - Отца (Засадовим первня), Сына (логоса, т.е. смысла) и Святого духа (животворящего первня жизненной динамики). Эти ипостаси не является максимами одной безличной стихии (что, кстати, наблюдается в других мировых религиях). Они сохраняют личностное существование, таковы, что не сливаются, и именно как «личности неделимы» и «односутнисни» являются прозрачными друг для друга в единении любовью.
Второй догмат провозглашает, что Иисус Христос совмещает в себе всю полноту как божественной, так и человеческой природы. При этом он не является «посредником между земным и небесным планами бытия», а выступает как лицо абсолюта, равный двум другим «ликами»: «ибо в Нем телесно обитает вся полнота Божества».
Указанные догматы предстают в виде методолого-мировоззренческих стержня христианства. Они определяют границы допустимого философствования, задают параметры интеллектуального поиска, предопределяют смысл и характер выводов и обоснований.
Привлекательность ведущих идей и глубина (таинственность) догматов постепенно расширяют социальную базу христианства: по религии обездоленных оно превращается в религию всех слоев населения. К христианству приходят аристократы, богачи, купцы, владельцы ремесленных мастерских, другие социальные слои. Из римских провинций христианство распространяется в Европе, в Передней и Средней Азии, проникает на север Африки, охватывает своим влиянием «варваров».
Никейский собор (325 год), который проходил под непосредственным руководством римского императора Константина I, закрепил «символ веры» христианства и фактически начал его превращения в официальную государственную идеологию. Союз церкви с государством делает христианство воинственным. Его руководители вели беспощадную борьбу с инакомыслящими, преследовали и уничтожали ереси и вольнодумство. Границы эвристичности христианства начали постепенно сужаться. Вера, пришедшая на помощь «ума» в постижении таинства человеческого общественной жизни, превратилась в главное препятствие приближения к нему. Духовность, интеллект все больше окутывались схоластикой и мистикой, что так же, как и «романтический ум» античности, не могли дать человеку более или менее реалистичных жизненных ориентаций. С институты развертывание и углубление духовности человека религия превратилась в фактор ее сдерживания. Конструктивные идеи социального созидания созревали и формировались главным за ее пределами. И хотя религия и поныне продолжает удерживать «планку мировой интеллектуальности», социальная философия все же вырывается из тесных объятий, ведет свой автономный поиск, полемизирует с религией и одновременно нередко совмещает с ней свои интеллектуальные усилия.
Истоки «религиозной философии» находятся в Александрии. Наиболее известным и популярным ее первым представителем был александрийский философ Филон. Вслед за ним религиозную тематику истолковывали в философском свете такие мыслители, как Плотин, Порфирий, Ямвлих, Юлиан. Выдающимся теоретиком христианского мира этого периода был епископ из хиппи (Северная Африка), теолог Августин.