Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Сонм противоречий, в которые вступила цивилизация, выходил за пределы возможностей объяснения средствами античной философии. Умные и великие мыслители молчали.

«Романтический разум» античной цивилизации в настоящее время практически полностью исчерпал свои эвристические возможности.

Ни Сократ, ни Платон, ни даже Аристотель, несмотря на всеохватность и глубину рационального постижения «социума», не смогли предложить человечеству нечто такое, что дало бы возможность найти выход из общей социального кризиса, дало бы новый импульс социальному творчеству, расширило бы горизонт оптимизма и надежды на будущее.

Разум обнаружил свое бессилие перед действительностью.

Действительность предстала в виде монстра, неподвластного разуму. Она двигалась по своим законам, к которым «разум» не мог даже приблизиться.

Отчаявшись в «уме», человек начала поиск нового опоры, отталкиваясь от которого можно было бы понять и объяснить действительность. Таким опорой стала для нее идея «Бога». Философия вступила в глубокий и длительный процесс своей теологизации.

Центр цивилизационных противоречий в этот период переместился в Римской империи, где в условиях кризиса и расстройства рабовладельческих отношений шел процесс формирования так называемого феодального способа производства. Индия, страны Передней и Средней Азии, Северной Африки и Северной Европы сохраняли еще традиционный (в большей степени рабовладельческий) образ жизни. Племена и народы Америки, Австралии, северных областей Азии и большей части Африки продолжали жить в условиях первобытнообщинных и рабовладельческих отношений. Римская же империя подошла к новому цивилизационному поворот в истории, открыла новую страницу социального общежития людей, столкнулась с новым циклом социальных противоречий, которые нуждались нового образа мышления, нового мировоззрения, новой философии.

Недоверие к разуму, к рациональному постижению мира предопределяла поиски новой парадигмы социального философствования. Последняя возникла как «вера» (в Бога). Интеллектуальные поиски постепенно, но неуклонно подчинены теологии - религиозному учению, которое пыталось систематизировать и обосновать религиозные догматы и верования.

Наиболее известными, популярными и влиятельными «учеными мужами» стали теологи.

Широкое распространение в настоящее время получили буддизм в Китае, Тибете, Монголии, Индокитае, Японии и других странах Азии. В Индии доминировал поздний брахманизм (индуизм), в большей части стран Передней и Средней Азии - ислам (мусульманство) в европейских странах, в частности в Византии, странах Закавказья разворачивалась христианская религия (католицизм и православие).

Христианство возникает в I-II веках нашего времени в восточных провинциях Римской империи как религия рабов, бедноты, бесправных, покоренных или рассеянных Римом рабов, как пассивный протест народных масс против социального угнетения, как надежда на достижение равенства и справедливости в гармоничном (Божьему) мире . Многочисленные попытки изменить существующий социальный строй не оправдались. Восстание рабов жестоко подавлялись. их сопротивление рабовладельцам ни к чему, кроме нового всплеска жестокости, не приводил. Это порождало отчаяние, растерянность перед действительностью, подталкивало к поиску нового (отличное от «ума») опоры, которое бы дало надежду на будущее. В роли последнего появился Христос (в переводе с еврейского - «мессия»), который пошел на жертву ради спасения человечества, освобождение его от первородного греха и приведение в «новое небо и новую землю» - тысячелетнее царство добра и справедливости.

Сущность христианства определяют три главные идеи: идея греховности всего человеческого рода, заложенной первородным грехом Адама и Евы; идея спасения, которое необходимо каждому человеку для продолжения своего вечного, душевной жизни; идея искупления всех людей перед Богом, на путь которого человечество стало благодаря страданиям и добровольной жертве Иисуса Христа, который соединил в себе как божественную, так и человеческую природу. Эти идеи определяют направленность всей христианской интелектуалистикы, пронизывают философское учение, мораль, эстетические и другие ценности.

Специфику христианства как мировой религии по сравнению с другими религиозными системами определяют два главных Догматы: догмат Троицы (тройственности) и догмат Боговоплощения.

Согласно первому единая божественная сущность есть внутри себя личностным отношением трех ипостасей - Отца (Засадовим первня), Сына (логоса, т.е. смысла) и Святого духа (животворящего первня жизненной динамики). Эти ипостаси не является максимами одной безличной стихии (что, кстати, наблюдается в других мировых религиях). Они сохраняют личностное существование, таковы, что не сливаются, и именно как «личности неделимы» и «односутнисни» являются прозрачными друг для друга в единении любовью.

Второй догмат провозглашает, что Иисус Христос совмещает в себе всю полноту как божественной, так и человеческой природы. При этом он не является «посредником между земным и небесным планами бытия», а выступает как лицо абсолюта, равный двум другим «ликами»: «ибо в Нем телесно обитает вся полнота Божества».

Указанные догматы предстают в виде методолого-мировоззренческих стержня христианства. Они определяют границы допустимого философствования, задают параметры интеллектуального поиска, предопределяют смысл и характер выводов и обоснований.

Привлекательность ведущих идей и глубина (таинственность) догматов постепенно расширяют социальную базу христианства: по религии обездоленных оно превращается в религию всех слоев населения. К христианству приходят аристократы, богачи, купцы, владельцы ремесленных мастерских, другие социальные слои. Из римских провинций христианство распространяется в Европе, в Передней и Средней Азии, проникает на север Африки, охватывает своим влиянием «варваров».

Никейский собор (325 год), который проходил под непосредственным руководством римского императора Константина I, закрепил «символ веры» христианства и фактически начал его превращения в официальную государственную идеологию. Союз церкви с государством делает христианство воинственным. Его руководители вели беспощадную борьбу с инакомыслящими, преследовали и уничтожали ереси и вольнодумство. Границы эвристичности христианства начали постепенно сужаться. Вера, пришедшая на помощь «ума» в постижении таинства человеческого общественной жизни, превратилась в главное препятствие приближения к нему. Духовность, интеллект все больше окутывались схоластикой и мистикой, что так же, как и «романтический ум» античности, не могли дать человеку более или менее реалистичных жизненных ориентаций. С институты развертывание и углубление духовности человека религия превратилась в фактор ее сдерживания. Конструктивные идеи социального созидания созревали и формировались главным за ее пределами. И хотя религия и поныне продолжает удерживать «планку мировой интеллектуальности», социальная философия все же вырывается из тесных объятий, ведет свой автономный поиск, полемизирует с религией и одновременно нередко совмещает с ней свои интеллектуальные усилия.

Истоки «религиозной философии» находятся в Александрии. Наиболее известным и популярным ее первым представителем был александрийский философ Филон. Вслед за ним религиозную тематику истолковывали в философском свете такие мыслители, как Плотин, Порфирий, Ямвлих, Юлиан. Выдающимся теоретиком христианского мира этого периода был епископ из хиппи (Северная Африка), теолог Августин.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии