Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Луций Анней Сенека

«Homo res sakra homini» (Человек является святыней для человека).



Будущий философ, государственный деятель и драматург Луций Анней Сенека родился в г. Кордуба (Испания) в семье известного ритора Сенеки Старшего. Образование он получил в Риме. Именно здесь он познакомился со стоицизмом, произведениями Посейдонии и Эпикура, Платона и Аристотеля. Увлеченность философией Сенека пронес через всю жизнь.

Великий философ был человеком твердого характера. Незвжаючы на перепады судьбы, он всегда оставался собой, придерживался принципов добра и справедливости как в философии, так и в жизни. Судьба же «подбрасывала» Сенеке все новые и новые испытания: при Калигуле он был сенатором, при Клавдии - осужден на 8 лет и изгнан на Корсику; Агрипина вернула его для воспитания Нерона. Когда Нерон стал императором, Сенека был утвержден министром и скоро превратился в наиболее богатую и влиятельную человека в стране. Недоразумение с императором (Сенека протестовал против единоличной, ничем не ограниченной, произвольной власти императора) обернулось участием философа в мятеже (сговоре)

Пизона. Вместе с аристократическими противниками тирании Сенека был обвинен в измене, и, будучи приговоренным к казни, покончил с собой.

До наших дней дошли такие работы Сенеки: «О промыслы», «О постоянство мудрого», «О гневе», «О досуге», «О блаженнисть жизни», «О спокойствии души», «О скоротечности жизни», «Исследование природы »и др.. Наиболее известной является работа Сенеки «Нравственные письма к Луцилию».

В этих произведениях Сенека выступает как философ нравственно-религиозного плана. Его философское учение переходит в этику, которая с абстрактного исследования блага и добродетели в конечном понимании становится средством кристаллизации интимных убеждений, становится «лекарством для души», учит «действовать, а не разговаривать».

В духе классического стоицизма Сенека разделял философию на логику, физику и этику. По его убеждению, логика вспомогательной дисциплиной. Такую же функцию выполняет и физика: она необходима для познания Космоса, без чего человек не может познать сам себя. Главной же составляющей философии является этика. Именно она приближает человека к познанию тайны мира и самого себя, служит путеводителем в взбудораженном море человеческих страстей. Главными сюжетными линиями этического учения Сенеки были призыв к покорение судьбы, безпристрастности (апатии), отказ от земных радостей, умеренность.

Природу Сенека истолковывал как круговорот «одушевленной материи», тело разума - бога, в силу чего в мире царит закон судьбы, неумолимой необходимости. Цель жизни человека состоит в воспитании невозмутимости духа: «только тело подчинено и принадлежит хозяину, дух же - сам себе хозяин», - утверждал Сенека.

Среди основ, на которых выстраивается философско-этическая концепция Сенеки, ведущая роль принадлежит положению о взаимосвязи «души» и «тела»: тело Сенека рассматривал как «тюрьму души», «душу» - как внутреннее естество человека, зависит от Бога. «Судьба ведет», говорил Сенека, призывая к спокойствию и равновесия в любых, даже самых неблагоприятных обстоятельствах. Наиболее высокой «величием души» владеет мудрый человек: не теряя чувственности, она не подвержена аффектов, а потому имеет больше возможностей для творения добра и справедливости.

Наиболее глубоким проявлением благотворительности является постоянство (постоянство, устойчивость) мысли, действия, поведения. При этом, важен не столько результат действия, сколько ее мотив. «Будь благочинным, - поучал Сенека, - и ты почту богов». Сенека поддерживает высказанную древними мыслителями идею «золотого правила морали»: поступай так, как, на твой взгляд, люди должны относиться к тебе. И хотя выполнить этот совет удается далеко не каждому, люди стараются быть благотворными и справедливыми и, прежде всего, с непреодолимой надеждой ожидают подобного отношения к самим себе.

Эпоха, в которую жил и философствовал Сенека, была эпохой тиранов, насилия и страха. Источником страха был в то время император Нерон. Правда, сначала он руководил государством в согласии с сенатом и за мудрыми советами Сенеки. Однако со временем жажда неограниченной власти превратила его в деспота. Нерон провел закон о казни всех рабов в случае убийства их хозяина. И не только провел, но и применил его на практике: несмотря на беспорядки плебса, он казнил 400 рабов убитого префекта Рима Педания Секунды! Нерон радикально ограничил власть сената. Он жестоко искоренял вольнодумство, преследовал оппозиционеров. Конфискация имущества оппозиционных чиновников стала почти обычным явлением. На совести Нерона - смерть сына Клавдия - Британика, его матери Агрипины, обеих женщин Октавии и Помпеи Сабины, поэта Лукана, писателя Петрония и др.. известных и выдающихся людей империи. Никто не имел защиты от тирана. Страх преследовал всякого и каждого. Не обошел он и нашего философа. Любовь к жизни, как утренняя звезда осяювали путь Сенеки, все же не могла искоренить в нем глубоко стоического понимания закинченности жизни, идеи смерти, на которую философ возлагал последнюю надежду в случае, когда человека переполняет страдания, когда она не имеет условий для духовной раскрепощенности . Философ ставит вопрос об истоках (и целесообразность) страданий. По его убеждению, именно страдание является источником благотворительности. Через страдания благородного человека Бог делает еще более благородной. «Сила духа, которую человек проявляет в несчастье, имеет божественный вид», - писал Сенека.

Любовь к человеку - центральный мотив нравственной философии Сенеки. Именно Сенеке принадлежат знаменитые слова: «homo res sakra homini» (человек является святыней для человека). Эти слова философ вложил в уста Нерона, от которого он так много ожидал, но ... дождался только смерти. Сенека осуждал бои гладиаторов и открыто выражал пренебрежение к тем, кто этим балуется. Он заступался за человеческое достоинство рабов. Философ приводил многочисленные примеры, когда раб осуществляет благородный поступок, а свободный человек - становится зависимым от своих пороков и вредных привычек.

Особого внимания заслуживает вопрос об отношении Сенеки к христианству. По свидетельству родителей христианства, Сенека очень часто приближался к познанию истины, как писал Тертуллиан (а позже эти слова повторял Августин), «часто был нашим». Некоторые считают, что тексты Сенеки использовались для написания Нового Завета, а самые крайние свидетельствуют даже знакомство Сенеки с ап. Павлом и переписку между двумя мыслителями. Между тем, о последовательности христианских мотивов философии Сенеки говорить нужно очень осторожно. Доказано, в частности, что четырнадцать писем с возможной переписки Сенеки с ап. Павлом довольно смутны, их подлинность сомнительна, а для веры в то, что якобы были другие письма, оснований нет.

Собственно, в эпоху Сенеки христианство еще только утверждалось. Оно еще не отделилось от синагоги и не признавалось чем-то особенным. Христианская философия лишь состояла и зачислять Сенеку в состав «отцов христианской философии» оснований существует слишком мало.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии