Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Квинт Септимий Флорента Тертуллиан

(Род. между 155-165 - умер 220 или 240)

«Credo quia absurdum» («Верю потому, что абсурдно»)



Биографические данные об этом Великого учителя христианства и философа слишком скупы. Он родился между 155 и 165 pp. нашей эры в Карфагене, в семье проконсульский центуриона. Получил приличное риторическую и философское образование. Из греческих авторов ему известны были Гомер, Пифагор, Эмпедокл, Платон и Аристотель. Тертуллиан знал и уважал Зенона, Лукреция, Цицерона и Сенеку. Позже - изучил право, работал адвокатом в Риме. По свидетельству биографов Тертуллиана, в юношеские годы тот был враждебно настроен против христианства. Что побудило его к принятию христианства, нам неизвестно. Однако фактом является то, что вернувшись в Карфаген, он принял христианство и стал пресвитером.

По характеру Тертуллиан принадлежал к личностям харизматического типа. Как показывает один из самых глубоких исследователей этого мыслителя К. Попов, «страстная, пылкая, жесткая, но мощная натура его не подчинялась никаким сдерживающим воздействиям; ни христианство, ни образование не произвели на него полной смягчающего действия. Всегда возбужден и ничем недоволен, он всю жизнь борется - с самим собой, с внешними и внутренними врагами церкви, борьбу за церковь и против церкви »(Попов К. Тертулиан, его теория христианского знания и основные начала его богословия. - К., 1880. - С. 3).

До наших дней дошел 31 трактат Тертуллиана. К ним следует присоединить такие потерянные произведения, как «О надежду верных», «О рай», «О свойствах души», «О судьбе», «О примирении души» и др.. По содержанию философско-религиозное наследие Тертуллиана делится на три основные группы: а) апологетические трактаты («К язычников», «апологетика», «О свидетельство души» и др.). Б) практически-аскетические («О идолопоклонство», «О раскаяния »и др..) и в) догматически-полемические произведения (« О плоть Христа »,« О душе »,« Против Маркиона »и др..). Разумеется, это разделение носит условный характер. Ряд произведений можно уверенно отнести к смежным групп. Ошибки здесь, очевидно, не будет, так как все они объединены единой целью и уверенностью в истинности Священного Писания, защиты, пропаганде и разъяснению которого философ посвятил всю свою жизнь.

Тертуллиан отмечал, что языческая литература полезна для христианина как источник информации, и вместе с тем подчеркивал, что в ней «нет истины»: она терпима, как необходимое зло. Высокая философская культура, совершенное (и текстуальное) знание Библии и литературная мастерство позволяли Тертуллиан излагать свои трактаты доступно и обоснованно. Он виртуозно владел словом, мог передать тончайшие нюансы Священного Писания, убедить в его истинности.

Собственной философской системы Тертуллиан не создал. Очевидно, в этом тогда не было необходимости. Он размышлял (философствовал) над Священным Писанием и тем самым открывал его пределы от тесно корпоративного (как известно, христианство начиналось как религия рабов) до общегосударственного, общественного и мирового значения. Практически под каждое принципиальное положение христианства он «подвел» ту необходимую философскую основу, опираясь на которую оно и утвердилось в качестве одной из крупнейших мировых религий.

О чем размышлял Тертуллиан и которые библейские мотивы его интересовали в первую очередь? Прежде всего, проблема создания мира «из ничего», единство (и божественность) человеческой души и тела, познание принципиально непознанного и веры, соотношение добра и зла в конкретном человеке и в обществе и т.п..

Как известно, во времена Тертуллиана четкого положения о создании мира Богом «из ничего» еще не было. Традиционная философия объясняла творения мира из абстрактной «материи». Тертуллиан прекрасно знал и понимал тезис Тита Лукреция Кара о том, что «из ничего ничего не возникает». Однако он не мог уступить авторитетом Бога, а потому подошел к этому вопросу с другой стороны - со стороны духовной сущности самого Бога - Софии. По Тертуллианом, Бог создает мир не из «материи», а из Софии, т.е. из собственного разума.

В таком же духе он истолковывает и человека. По мнению философа, человек является существом разумным, созданной по образу и подобию

Бога. Она имеет две составляющие - душу и тело. Образ Божий - это Душа, сходство - в хорошем настроении души. Одновременно философ подчеркивал, что в душе (как и Богу) также нужно выделять «дух» и «тело» - две разные, но телесные субстанции. Отсюда Тертуллиан делает вывод: человек не является единством «вражеских» начал, как утверждали гностики, она единственная в своей похожести Богу, «сотканная» из добра, веры и любви, призвана утверждать эти божественные ценности в своей жизни.

Откуда же тогда в мире берется «зло»? Обойти этот вопрос Тертуллиан не мог, это опять таки унизило бы авторитет Бога и Святого Писания. Философ выстраивает свое этическое учение, где природа «зла» выносится за пределы предметного поля творений Бога и предается человеку, вернее, его воли, которая должна быть свободной от внешней необходимости и обладает правом выбора. Дьявол, отмечает Тертуллиан, впервые осуществил грех свободно. Добро и зло, считал философ, имеют не субстанциальный, а чисто нравственный характер: источником «зла» является несоблюдение обязанности свободным субъектом.

Произведения Тертуллиана содержат массу моральных поучений и резкого неприятия моральных недостатков. Философ не скрывает своего негативного отношения к «культуры язычников», призывает к поиску естественных, не изуродованных форм нравственной жизни. Душа - «естественная христианка» - сама должна найти путь к Богу, освободиться от препятствий языческих суеверий. Душа должна жить в страхе Божием. Души тех, кто умерли, ожидают последнего суда, на котором получат видплачування по заслугам, поучал мыслитель.

По свидетельствам более поздних мыслителей, как талантливый первооткрыватель религиозно-философских истин, Тертуллиан всюду и везде был первым, но не создал ничего стройного и законченного. Но он совершил несколько больше, чем построение системы: философ нашел и обосновал ряд гостропарадоксальних формул, которые поднимают Писание над любой литературной, в том числе и философской, творчеством, убеждают людей в том, что оно является единственно истинным.

Обратимся к Тертуллиана: «Что общего между философом и христианином? Между учеником Греции и учеником Неба? Между искателем истины и искателем вечной жизни? »,« Что Афины - Иерусалим? Что Академия - Церкви? Что еретики - христианам? »,« Сын Божий распят - это не стыдно, потому что достойно стыда, и умер Сын Божий - это совершенно достоверно, потому что бессмысленно, и, похоронен, воскрес - это несомненно, ибо невозможно ». «Тем более надо верить там, где больше и не верится, потому что все это странно! Но какими должны быть действия Божии, если не сверх любого чуда? Мы и сами удивляемся, потому что верим ». Возможно, именно из этих размышлений родились слова «Credo quia absurdum» («Верю потому, что абсурдно»), которые приписывают Тертуллиана, хотя в данном конкретном виде в его произведениях их отыскать не удалось.

Обоснованием указанных парадоксов философ подарил христианству универсальную защиту этого величественного учения и одновременно ключ проникновения в извечный его таинство. «Философский» разум в принципе не способен отразить таинство своими рациональными средствами. Передать суть веры можно только чем-то «сверхразумного», «парадоксальным». Этим Тертуллиан решил узел недоверия к разуму, завязанный разрушенной античной культурой, одновременно он еще более туго затянул его: философ показал предел, до которого может дойти ум, не впадая в невосполнимы антиномии и не порождая ересь. По Тертуллианом, разум является мощным орудием и опорой человека, однако он не имеет силы в деле его спасения. Спасение может быть достигнуто в результате личной дотичности человека к Живому Богу - через веру и благодаря вере.

Последнее и определяет место Тертуллиана в системе религиозной философии. Как отмечает А.Столяров, он является полноправным участником ряда, который идет от Ап. Павла к Августину, Паскаля и Кьеркегора, а от них - к современным формам религиозного экзистенциализма (См.: Столяров А. Тертулиан. Эпоха. Жизнь. Учение / В кн.: Квинт Септимий Флорента Тертулиан. Избранные сочинения. - М., 1994. - С.34).



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии