Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Августин Блаженный

(354 - 430)

«Считаю, что одну истину знает один только Бог и, может быть, узнает душа человека, когда оставит это тело, есть мрачную тюрьму ...»



Будущий мыслитель родился в г. Тагаст, на севере римской провинции Африки (ныне Сук-Ахрас в Алжире), в семье небогатого римского чиновника - язычника и христианки. Его отец был человеком твердой характера, но не злой. Наиболее он ценил блага мирской жизни. Мама отличалась сильным характером и самоотверженностью христианскому вероучению. Несмотря на семейные трудности, Августин получил неплохую гуманитарное образование (литература, грамматика, риторика). Закончив обучение в местной школе, а затем - в школе риторики в Карфагене, он становится преподавателем этой популярной (и перспективной для карьерного роста) в то время дисциплины. Отсюда начинается стремительная карьера молодого ритора. Он едет в Рим, выступает с проповедями, искусно демонстрируя свою высокую общую и философскую культуру. Показательно, что практически все его речи были направлены против христианства.

Эволюция взглядов философа разворачивалась непросто. В начале его захватывало манихейство, впоследствии - скептицизм. Он колебался в выборе авторитетов и учений, однако со временем, совершенно ознакомившись с христианством и под влиянием весьма влиятельного деятеля западно-христианской церкви епископа Амвросия стал его горячим сторонником. Примерно в это же время Августин увлекается Платоном и неоплатоники. В 387 г. он принимает христианство. Вернувшись в родные места и распродав имущество, он основал христианскую общину, часы и дни проводил в молитвах, преследуя одну цель - научиться смирением. Впоследствии Августин стал наиболее авторитетным проповедником, писателем, публицистом и теоретиком этого учения, его «настоящим отцом».

Перу Августина принадлежат несколько сот писем и проповедей, более 100 трактатов, среди которых такие работы, как «О величии души», «Об учителе», «О истинную религию», «О свободе воли», «О Троице», «О душе и его происхождение »и другие. Именно в них философ обосновал решение актуальных для того времени проблем - о Боге и душе человека, о вечности и времени, о добре и зле, о познании и волю, о вере и разум. Бытие Бога является той вечной реальностью, с которой нужно начинать любые философские учения о мире, человеке и познании, считал философ.

Отдавая приоритет «Богу» и «вере», Августин вместе с тем помнит и о человеке, его реальная жизнь, стремления, интересы. Это и было первым новым шагом в философском обосновании христианства. Как уже отмечалось, предшественники Августина «человеческое» касались лишь поверхностно. Главное внимание они сосредоточили на «Божьем». Августин же соединил «торгово-человеческое» и «величественно Божье» в единое целое. Последнее выявило дополнительные эвристические возможности теологического постижения таинства общественной жизни людей, способствовало популярности труда. Августина вплоть до XIII века, когда на духовном небосклоне средневековья взошла звезда «ангельского доктора» Фомы Аквинского.

«Люди, - писал Августин, - удивляются высоте гор и огромным волнам морским, и величайшим водопадам, и безграничности океана, и звездным путям, но не обращают внимания на самих себя». Между тем, продолжает философ, эта ориентация является ошибочной. Человек, по Августину, является единственной в своих трех ипостасях: разума, воли и памяти. Она всегда стремится к счастью. Она должна разобраться в себе, понять свой путь и пройти его, несмотря ни на какие препятствия. Важнейшим опорой, источником и принципом познания, подчеркивал философ, есть Бог. Поэтому человек всегда должен помнить о нем, устремляться к Богу всей своей душой. Истинное духовное стремление человека к Богу углубляет ее у него. Именно этим достигается успокоение, есть счастье, постижения (и достижения) смысла человеческого бытия. «Ты нас создал для себя, - писал Августин, обращаясь к Богу, - и наше сердце не получит покоя, пока не успокоится в тебе».

Божье царство составляют праведники, земное - себялюбцем, грешники. После прихода Христа Божье царство расширилось и окрепло. Людям, которые принадлежали к этому царству, присущие повиновение, смирение как перед Богом, так и перед Церковью. В земной истории эти два царства переплетены, что делает невозможным достижение равенства. Именно поэтому стремление к ней Августин расценивает как противоестественное и обречено изначально на провал.

Интересным является положение Августина о главных стадии развития человеческой истории. Проведя аналогию с шестью днями творения мира, Августин называет шесть стадий развития человечества: младенца, детская, отроцька, юношеская, зрелости и старческая. Последний период начинается с момента прихода Христа и продлится до конца существования человечества.

Эти размышления сегодня кажутся довольно наивными. Однако, дело в другом: как отмечают исследователи, автор сочинения «О граде Божий» стал первым мыслителем (по крайней мере в Европе), который сделал предметом философских размышлений судьбу всего человечества.

Историзм Августина, конечно же, имел под собой теологическое основание. Ограничение «земного царства» и расцвет «Царства Божьего) осуществляются благодаря укреплению веры в Бога и уничтожению грешников. В день «страшного суда» - его срок Августин рассудительно не определяет - «избранные» соединяются с Богом как своим истинным хозяином и монархом, «нечестивых», «грешников», в свою очередь, Бог бросает в вечный огонь, в котором они имеют гореть, как вулкан Этна. Для первых наступает тысячелетнее блаженство, для других - вечные муки и страдания.

Несмотря на теологизацию социальной истории, размышления Августина о расцвете Божьего царства и ограничения царства земного имеют глубокий рациональный смысл; в явной или неявной форме они подводили социально-философскую мысль к идее прогресса. Последний является расцветом и углублением Божьего царства, объединяющей «духовных», «моральных», «благочестивых», «избранных» людей. Божье царство, по мнению Августина, постоянно совершенствуется. В ней происходят непрерывные изменения, возникновения нового и исчезновения старого. При этом процесс устремлен в будущее! Последнее и дает основания для вывода о том, что Августин одним из первых вводит идею прогресса человеческой истории, рассматривает ее не в пределах локального социума (как было, скажем, в античности), а во всемирно-историческом масштабе. И хотя Августиново «история» имела ограниченный характер, - она была локализована между двумя «вечности» (сотворением мира Богом и тысячелетним царством Божьим на земле), - идею прогресса нельзя не признать иначе, как гениальной. Именно она открывает перечень теоретических достижений Августина Блаженного, которые придают ему величия, обеспечивают вхождение в социальную философию на правах одного из ее выдающихся мыслителей.

Размышления и идеи Августина довольно долго доминировали в духовной атмосфере средневековья. их переосмысливали в связи с новыми социальными обстоятельствами и условиями. На небосклоне общественного мнения появлялись новые имена и новые идеи, предметом теоретических размышлений становились новые грани жизни, в повестку дня вводили новые духовные наставления и ориентации. Правда, их «новизна» имела условный характер: ни одна идея, ориентация или установка фактически не выходили за пределы религиозного мировоззрения, однако ... Новое время - новые идеи. Среди теоретиков писляавгустинивського периода отличаются имена Псевдо-Дионисия и Максима Исповедника, Марциала Капелла, Кассиодора, Исидора Севильского, Иоанна Дамаскина, Боэция, Эриугены, Ансельма Кентерберийского, Иоанна Расцелина, Гильона Шампо, Пьера Абеляра. Каждый из этих философов заслуживает отдельного профессиональное изучение. Однако, не имея такой возможности, я хочу привлечь внимание читателя к другой ветви средневековой мудрости - философии арабоязычного мира. Ее яркими представителями были аль-Кинди, аль-Фараби, Ибн-Сина Авиценна и Ибн Рушд.



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии