Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Абу Али Ибн-Сина 

(980-1037)

«... Время и материя предшествуют всему тому, существование чего имеет начало ...»



Будущий философ родился в городке Афшана (недалеко от Бухары). Отец Ибн-Сины служил в Бухаре чиновником финансового ведомства. Когда мальчику было 5 лет, семья переехала в Бухару, которая в то время была своеобразным центром науки, культуры и образования всего восточного мира. Получив приличное образование и овладев профессию врача, он работал в Хорезме, Хорасане, Джурджане, Реи, Хамадане и Исфагане. Падение государства Саманидов, всевластие султана Махмуда и фанатичного мусульманского духовенства заставили Ибн Сину переехать в столицу Хорезма Гургандж, где он жил при дворе хорезмшаха. Позже философ переезжает в Иран, где занимает должности врача и везира при различных правителях.

Рассказывают, что уже в 10 лет Авиценна почти наизусть знал Коран, хорошо овладел грамматикой и стилистикой арабского языка. Позже он выучил логику и математику, физику и философию, медицину и другие ведущие на то время науки. В 17-летнем возрасте будущий философ вылечил от тяжелой болезни эмира Бухары, за что получил право пользоваться книгами придворной библиотеки Саманидов. Это одна из богатейших книжных сокровищниц ближневосточных стран погибла в пламени во время нашествия тюрок. Именно из этой библиотеки - им Авиценна пользовался около трех лет - выходят корни глубинной образованности философа, широта его взглядов, энциклопедизм и гуманистическая направленность мировоззрения.

Авиценна - «князь ученых», как его называли современники, комментировал и углублял философское учение Аристотеля, разрабатывал проблемы гносеологии и логики, задавался вопросом о взаимоотношениях Бога и мира, души и тела, справедливости и морали.

Ибн-Сина пытается возродить интерес к философского познания природы, высвободить науку из объятий теологии. Однако философские взгляды Ибн Сины - противоречивы. У них органически переплетаются научные и вненаучные (теологические) тенденции. Мир, считал философ, возникает путем эманации из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости. Бог является абстрактным и невыразительным, природа - материальная и не менее вечная, чем Бог. Полемизируя с Аристотелем, Ибн-Сина считал форму неотделимой от материи, отрицал «первый двигатель», высказал новую для тех времен мысль о том, что движение потенциально находится в самой материи. Философ пытался проникнуть в таинство взаимосвязи времени и движения; подчеркивал, что в природе царит закономерность, которая отнюдь не нарушается божественным влиянием.

Ибн-Сина не отрицал религию, но отстаивал свою точку зрения, которая нередко противоречила основным постулатам ислама. Тем самым он завоевал славу «вольнодумца» и навлек на себя гнев реакционного мусульманского духовенства.

Философская позиция ученого отмечена утверждением идеи вечности мира и стремлением к справедливости как к драгоценного украшения человеческих отношений и поступков, к высокой образованности людей, к культуре и духовности. Эта концепция основывается на учении Авиценны о душе, ее умный начало, созерцательную и практическую составляющие. «Человеческая душа, - писал философ в« Книге спасения », - есть бессмертной, нетленной. Она не погибает вместе с телом, а соединяется с ним в час «страшного суда», переживает, как и тело, блаженство рая и ужасы ада. Именно душа позволяет человеку жить осмысленно, руководит его поступками, направляет их к нравственности. Справедливость, как идеал, возможна при постоянном совершенствовании души через познание, постепенно освобождает душу от оков чувственности и приближает ее к ангелов ». На этой стадии, подчеркивал Авиценна, достигается «последняя ступень человечности». Такой человек уподобляется ангела и становится наместником Бога на земле.

Как видим, социальная и этико - психологическая концепция Авиценны обозначена мистицизмом и религиозностью. Однако это не помешало философу получить признание в кругах образованных людей своего времени и заслужить репутацию вольнодумца в среде служителей культа. Мистицизм Авиценны имел конкретно-историческую обусловленность. Его социальная функция, по признанию современных философов, была прогрессивной и оппозиционной по господствующей религиозности.

Творчество Авиценны - а его научно-философское наследие насчитывает более 200 работ, ведущими из которых являются «Книга исцеления», «Книга спасения», «Книга знания» и «Медицинский канон» - считают вершиной арабоязычной философии Ближнего Востока. После смерти Авиценны наблюдался ее некоторый спад. И только через 100-150 лет, уже в далекой Испании, заполумьянила новая философская звезда. Арабский мир, а потом и весь мировой философский целом, услышали имя великого кадия (судьи) Кордовы, врача и советника халифа Абу-аль-Валида Мухаммада ибн Ахмада-ибн-Рушда (Аверроэса).



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии