Абу Али Ибн-Сина
(980-1037)
«... Время и материя предшествуют всему тому, существование чего имеет начало ...»
Будущий философ родился в городке Афшана (недалеко от Бухары). Отец Ибн-Сины служил в Бухаре чиновником финансового ведомства. Когда мальчику было 5 лет, семья переехала в Бухару, которая в то время была своеобразным центром науки, культуры и образования всего восточного мира. Получив приличное образование и овладев профессию врача, он работал в Хорезме, Хорасане, Джурджане, Реи, Хамадане и Исфагане. Падение государства Саманидов, всевластие султана Махмуда и фанатичного мусульманского духовенства заставили Ибн Сину переехать в столицу Хорезма Гургандж, где он жил при дворе хорезмшаха. Позже философ переезжает в Иран, где занимает должности врача и везира при различных правителях.
Рассказывают, что уже в 10 лет Авиценна почти наизусть знал Коран, хорошо овладел грамматикой и стилистикой арабского языка. Позже он выучил логику и математику, физику и философию, медицину и другие ведущие на то время науки. В 17-летнем возрасте будущий философ вылечил от тяжелой болезни эмира Бухары, за что получил право пользоваться книгами придворной библиотеки Саманидов. Это одна из богатейших книжных сокровищниц ближневосточных стран погибла в пламени во время нашествия тюрок. Именно из этой библиотеки - им Авиценна пользовался около трех лет - выходят корни глубинной образованности философа, широта его взглядов, энциклопедизм и гуманистическая направленность мировоззрения.
Авиценна - «князь ученых», как его называли современники, комментировал и углублял философское учение Аристотеля, разрабатывал проблемы гносеологии и логики, задавался вопросом о взаимоотношениях Бога и мира, души и тела, справедливости и морали.
Ибн-Сина пытается возродить интерес к философского познания природы, высвободить науку из объятий теологии. Однако философские взгляды Ибн Сины - противоречивы. У них органически переплетаются научные и вненаучные (теологические) тенденции. Мир, считал философ, возникает путем эманации из Божества, но не по воле Бога, а в силу естественной необходимости. Бог является абстрактным и невыразительным, природа - материальная и не менее вечная, чем Бог. Полемизируя с Аристотелем, Ибн-Сина считал форму неотделимой от материи, отрицал «первый двигатель», высказал новую для тех времен мысль о том, что движение потенциально находится в самой материи. Философ пытался проникнуть в таинство взаимосвязи времени и движения; подчеркивал, что в природе царит закономерность, которая отнюдь не нарушается божественным влиянием.
Ибн-Сина не отрицал религию, но отстаивал свою точку зрения, которая нередко противоречила основным постулатам ислама. Тем самым он завоевал славу «вольнодумца» и навлек на себя гнев реакционного мусульманского духовенства.
Философская позиция ученого отмечена утверждением идеи вечности мира и стремлением к справедливости как к драгоценного украшения человеческих отношений и поступков, к высокой образованности людей, к культуре и духовности. Эта концепция основывается на учении Авиценны о душе, ее умный начало, созерцательную и практическую составляющие. «Человеческая душа, - писал философ в« Книге спасения », - есть бессмертной, нетленной. Она не погибает вместе с телом, а соединяется с ним в час «страшного суда», переживает, как и тело, блаженство рая и ужасы ада. Именно душа позволяет человеку жить осмысленно, руководит его поступками, направляет их к нравственности. Справедливость, как идеал, возможна при постоянном совершенствовании души через познание, постепенно освобождает душу от оков чувственности и приближает ее к ангелов ». На этой стадии, подчеркивал Авиценна, достигается «последняя ступень человечности». Такой человек уподобляется ангела и становится наместником Бога на земле.
Как видим, социальная и этико - психологическая концепция Авиценны обозначена мистицизмом и религиозностью. Однако это не помешало философу получить признание в кругах образованных людей своего времени и заслужить репутацию вольнодумца в среде служителей культа. Мистицизм Авиценны имел конкретно-историческую обусловленность. Его социальная функция, по признанию современных философов, была прогрессивной и оппозиционной по господствующей религиозности.
Творчество Авиценны - а его научно-философское наследие насчитывает более 200 работ, ведущими из которых являются «Книга исцеления», «Книга спасения», «Книга знания» и «Медицинский канон» - считают вершиной арабоязычной философии Ближнего Востока. После смерти Авиценны наблюдался ее некоторый спад. И только через 100-150 лет, уже в далекой Испании, заполумьянила новая философская звезда. Арабский мир, а потом и весь мировой философский целом, услышали имя великого кадия (судьи) Кордовы, врача и советника халифа Абу-аль-Валида Мухаммада ибн Ахмада-ибн-Рушда (Аверроэса).