Мир науки

Рефераты и конспекты лекций по географии, физике, химии, истории, биологии. Универсальная подготовка к ЕГЭ, ГИА, ЗНО и ДПА!

Загрузка...

Аль-Фараби

(870-950)

«Знай, что ничего нет кроме субстанции и акциденции и их создателя, благословенного в веках»



Философ тюркского происхождения Абу-Наср ибн Мухаммед (аль-Фараби), названный «вторым учителем» (вторым после Аристотеля) за свои более чем 100 работ из логики, классификации наук, теории музыки, этики и политики, последовательно продолжал мысли и поиски основателя арабоязычной философии, известного и уважаемого в арабоязычному мире, любимца халифа - аль-Кинди.

Род аль-Фараби принадлежал к привилегированным слоям населения. Его отец принадлежал к конной гвардии и пользовался уважением граждан г. Васидж. С переездом семьи в г. Багдад - тогдашнюю столицу - юноша увлекается науками, скрупулезно изучает все, что мог найти в знаменитых библиотеках этого научного и культурного центра арабского халифата. Он был невысокого роста, любил одиночество и избегал придворных приемов. Предпочтение юноша отдавал философии и логике. Основательно изучает Аристотеля, конспектируя его основные положения и принципы. Рассказывают, что на первой странице трактата Аристотеля «о душе», аль-Фараби написал такие слова: «Я прочитал этот трактат 2 000 раз».

Философское наследие аль-Фараби достигает 80-130 трактатов. Среди них - «О переменные вещи», «значении слова интеллект», «О классификации наук», «О философии Платона», «О философии Аристотеля», «Гражданская политика», «Афоризмы государственного деятеля» и др.. Аль-Фараби продолжает и углубляет своего знаменитого предшественника аль-Кинди, полемизирует с ним, пытается обосновать собственное видение мира и человека, добра и зла, прекрасного и безобразного, временного и вечного.

Известно, что аль-Кинди был хорошо знаком с трудами античных мыслителей, уважал Птолемея и Евклида, редактировал и писал заметки к трудам Аристотеля и Порфирия. Это свидетельствовало его основательную образованность. Перу философа принадлежат такие произведения, как «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии», «О первой философии», «Книга о пяти сущностей», «Объяснение близькодиючих причин возникновения и уничтожения».

«Философ арабов» - так называли мыслителя аль-Кинди - ориентировал общество на глубокое усвоение знаний, накопленных в разные времена, разными культурами и народами. Он совершил своеобразную классификацию знаний, подчеркивал пропедевтическую роль математики, социальное значение «наук гармонии», статус и ценность философии как "науки мудрости». Конечно, как и любой мыслитель, аль-Кинди был сыном своего времени. Поднося роль науки и философии в жизни общества, он не мог не признать приоритетность «божественного знания», которое, по его выражению, «не нуждается ни поисков, ни труда, ни человеческой сообразительности, ни времени». Ни один философ, подчеркивал аль-Кинди, не способен высказаться так ясно и четко, как это делает Мухаммед: мусульманское богословие (Коран) является вершиной философской мудрости. Способность к философствованию, за аль-Кинди, определяется разумом - первой частью человеческой души. Способность к вере - интуицией и внутренним чутьем - второй частью души человека.

В этом же ключе рассуждал и аль-Фараби. Философ совершил классификацию наук, приоритет среди которых предоставил «божественной науке», ознакомил общественность с основами логики и математики, представил интересные выкладки по поводу проблем «Бог и мир», «ум и познания», «человек и государство», обосновал этические установки мусульманства .

Аль-Фараби еще более усилил тенденцию к аристотелевского рационализма, заложенную аль-Кинди. В небольшом трактате «Сущность вопросам» он рассматривает аристотелевское разделение бытия на два вида. К первому относятся вещи, существование которых требует внешней причины. Ко второму - «вещи», существование которых заложено в их сущности. По мнению философа, воплощением абсолютно необходимого бытия выступает Бог, творец мира. В концепции создания, которую предлагает аль-Фараби, большое значение играет представление о разуме. Сам Аллах есть существо, обладает абсолютным познанием и порождает «первый разум». Первый разум раздвоенный, поскольку он не только созерцает Бога, но и мыслит самого себя. С созерцание Бога порождаются умы все меньших размеров, с самомислення - материя и души девяти, включенных друг в друга, сфер - небосвод. Именно души заставляют эти сферы вращаться вокруг Земли благодаря энергии, которую они получили от Бога - источника абсолютного бытия.

В системе наук, построенной аль-Фараби, главное место занимает логика, позволяющая отделить истинное от ложного и потому является основой разума. Геоцентрическая доктрина аль-Фараби отличается от христианской: арабский философ понимает мир не как порождение божественной воли, а как образование божественного разума. Именно это и стало онтологическим обоснованием примата понимания перед верой.

В «Трактате о взглядах жителей добровольного города» аль-Фараби комментировал и частично развивал этико - социальные взгляды Платона и Аристотеля, обосновывал свое понимание специфики социального общежития людей в локальном «социуме-организме» - «городе - государстве». Последнюю он толковал как «организм», все составляющие которого должны выполнять присущие им (от природы) функции. Возглавлять «город - государство» имеет обладатель, которому присущи здоровья, чистая совесть, здравый смысл, проницательный ум, сила убеждения, порядочность в отношении к подчиненным. Итак, аль-Фараби обосновывает необходимость (целесообразность) «просвещенного абсолютизма», теория которого на европейской почве расцветет примерно через семь - восемь столетий.

«Добродияльному городу», как идеала справедливости и человечности, аль-Фараби противопоставляет «город невежественные», «город обманутости», «город обмана». Философ постоянно подчеркивает, что истинное счастье и покой люди смогут найти только вне насилием, войнами, порабощением, только при условии дружбы и взаимопомощи, организации на духовных принципах, в условиях четкого разделения общества на соответствующие социальные слои, наличии мудрого и просвещенного монарха.

Главной же социальной идеей аль-Фараби (как и Платона) была идея о том, что мир (мир и покой) выходит из Бога и возвращается к нему.

Социально-этические взгляды аль-Фараби оказали серьезное влияние на духовную ситуацию того времени. Своеобразное продолжение (хотя и с трансформацией в сторону ортодоксализму мусульманского типа) они нашли в так называемых «трактатах чистых братьев» - около 50 произведений о религии, философию, естественные науки, написанных представителями секты «Братья чистоты и искренности».

Новый взлет философской и социальной мысли арабской философии связан с именем Ибн-Сины (Авиценны).



Загрузка...
Загрузка...
Реферати і шпаргалки на українській мові.
Биология      Физика      Химия      Экономика     География
Микробиология      Теоретическая механика     География Белоруссии    География Украины    География Молдавии
Растительность мира      Электротехника    География Грузии    География Армении    География Азербайджана
География Казахстана    География Узбекистана    География Киргизии    География Туркменистана    Природоведение
География Таджикистана    География Эстонии