Аль-Фараби
(870-950)
«Знай, что ничего нет кроме субстанции и акциденции и их создателя, благословенного в веках»
Философ тюркского происхождения Абу-Наср ибн Мухаммед (аль-Фараби), названный «вторым учителем» (вторым после Аристотеля) за свои более чем 100 работ из логики, классификации наук, теории музыки, этики и политики, последовательно продолжал мысли и поиски основателя арабоязычной философии, известного и уважаемого в арабоязычному мире, любимца халифа - аль-Кинди.
Род аль-Фараби принадлежал к привилегированным слоям населения. Его отец принадлежал к конной гвардии и пользовался уважением граждан г. Васидж. С переездом семьи в г. Багдад - тогдашнюю столицу - юноша увлекается науками, скрупулезно изучает все, что мог найти в знаменитых библиотеках этого научного и культурного центра арабского халифата. Он был невысокого роста, любил одиночество и избегал придворных приемов. Предпочтение юноша отдавал философии и логике. Основательно изучает Аристотеля, конспектируя его основные положения и принципы. Рассказывают, что на первой странице трактата Аристотеля «о душе», аль-Фараби написал такие слова: «Я прочитал этот трактат 2 000 раз».
Философское наследие аль-Фараби достигает 80-130 трактатов. Среди них - «О переменные вещи», «значении слова интеллект», «О классификации наук», «О философии Платона», «О философии Аристотеля», «Гражданская политика», «Афоризмы государственного деятеля» и др.. Аль-Фараби продолжает и углубляет своего знаменитого предшественника аль-Кинди, полемизирует с ним, пытается обосновать собственное видение мира и человека, добра и зла, прекрасного и безобразного, временного и вечного.
Известно, что аль-Кинди был хорошо знаком с трудами античных мыслителей, уважал Птолемея и Евклида, редактировал и писал заметки к трудам Аристотеля и Порфирия. Это свидетельствовало его основательную образованность. Перу философа принадлежат такие произведения, как «Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии», «О первой философии», «Книга о пяти сущностей», «Объяснение близькодиючих причин возникновения и уничтожения».
«Философ арабов» - так называли мыслителя аль-Кинди - ориентировал общество на глубокое усвоение знаний, накопленных в разные времена, разными культурами и народами. Он совершил своеобразную классификацию знаний, подчеркивал пропедевтическую роль математики, социальное значение «наук гармонии», статус и ценность философии как "науки мудрости». Конечно, как и любой мыслитель, аль-Кинди был сыном своего времени. Поднося роль науки и философии в жизни общества, он не мог не признать приоритетность «божественного знания», которое, по его выражению, «не нуждается ни поисков, ни труда, ни человеческой сообразительности, ни времени». Ни один философ, подчеркивал аль-Кинди, не способен высказаться так ясно и четко, как это делает Мухаммед: мусульманское богословие (Коран) является вершиной философской мудрости. Способность к философствованию, за аль-Кинди, определяется разумом - первой частью человеческой души. Способность к вере - интуицией и внутренним чутьем - второй частью души человека.
В этом же ключе рассуждал и аль-Фараби. Философ совершил классификацию наук, приоритет среди которых предоставил «божественной науке», ознакомил общественность с основами логики и математики, представил интересные выкладки по поводу проблем «Бог и мир», «ум и познания», «человек и государство», обосновал этические установки мусульманства .
Аль-Фараби еще более усилил тенденцию к аристотелевского рационализма, заложенную аль-Кинди. В небольшом трактате «Сущность вопросам» он рассматривает аристотелевское разделение бытия на два вида. К первому относятся вещи, существование которых требует внешней причины. Ко второму - «вещи», существование которых заложено в их сущности. По мнению философа, воплощением абсолютно необходимого бытия выступает Бог, творец мира. В концепции создания, которую предлагает аль-Фараби, большое значение играет представление о разуме. Сам Аллах есть существо, обладает абсолютным познанием и порождает «первый разум». Первый разум раздвоенный, поскольку он не только созерцает Бога, но и мыслит самого себя. С созерцание Бога порождаются умы все меньших размеров, с самомислення - материя и души девяти, включенных друг в друга, сфер - небосвод. Именно души заставляют эти сферы вращаться вокруг Земли благодаря энергии, которую они получили от Бога - источника абсолютного бытия.
В системе наук, построенной аль-Фараби, главное место занимает логика, позволяющая отделить истинное от ложного и потому является основой разума. Геоцентрическая доктрина аль-Фараби отличается от христианской: арабский философ понимает мир не как порождение божественной воли, а как образование божественного разума. Именно это и стало онтологическим обоснованием примата понимания перед верой.
В «Трактате о взглядах жителей добровольного города» аль-Фараби комментировал и частично развивал этико - социальные взгляды Платона и Аристотеля, обосновывал свое понимание специфики социального общежития людей в локальном «социуме-организме» - «городе - государстве». Последнюю он толковал как «организм», все составляющие которого должны выполнять присущие им (от природы) функции. Возглавлять «город - государство» имеет обладатель, которому присущи здоровья, чистая совесть, здравый смысл, проницательный ум, сила убеждения, порядочность в отношении к подчиненным. Итак, аль-Фараби обосновывает необходимость (целесообразность) «просвещенного абсолютизма», теория которого на европейской почве расцветет примерно через семь - восемь столетий.
«Добродияльному городу», как идеала справедливости и человечности, аль-Фараби противопоставляет «город невежественные», «город обманутости», «город обмана». Философ постоянно подчеркивает, что истинное счастье и покой люди смогут найти только вне насилием, войнами, порабощением, только при условии дружбы и взаимопомощи, организации на духовных принципах, в условиях четкого разделения общества на соответствующие социальные слои, наличии мудрого и просвещенного монарха.
Главной же социальной идеей аль-Фараби (как и Платона) была идея о том, что мир (мир и покой) выходит из Бога и возвращается к нему.
Социально-этические взгляды аль-Фараби оказали серьезное влияние на духовную ситуацию того времени. Своеобразное продолжение (хотя и с трансформацией в сторону ортодоксализму мусульманского типа) они нашли в так называемых «трактатах чистых братьев» - около 50 произведений о религии, философию, естественные науки, написанных представителями секты «Братья чистоты и искренности».
Новый взлет философской и социальной мысли арабской философии связан с именем Ибн-Сины (Авиценны).